Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей дошкольного возраста.
Автор: педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр дополнительного образования
и развития детей города Димитровграда Ульяновской
области» Кузнецова Елена Павловна
Дошкольное образование детей является важным звеном непрерывного общего образования ребёнка. Можно сказать, что данный период – наиболее важный, так как именно в возрасте до 7 лет происходит интенсивное развитие двигательной, интеллектуальной и чувственной сфер ребенка.
Рассмотрим основные принципы образования детей:
Индивидуальный подход. В силу различных природных особенностей, разных условий жизни и воспитания, каждый ребенок особенный. Один ребенок более медлителен, другой – чрезвычайно подвижен, а третий – очень стеснительный. Педагог должен учитывать все эти особенности для составления занятий детей. Задания могут быть разного уровня сложности.
Систематичность и последовательность. Важно проводить обучение, при котором каждая новая тема опирается на знания, полученные ранее.
Прочность усвоения знаний. Чтобы быстрее ребёнком усваивались новые знания, важно использовать разные методы обучения и яркий эмоциональный настрой.
Наглядность. Чем меньше возраст малыша, тем важнее для него увидеть то, что ему объясняют. Поэтому любой изучаемый материал должен сопровождаться наглядными материалами – картинками, слайдами, предметами, посредством окружающей действительности.
Выбор методов и приемов обучения зависит от содержания познавательного материала, от возраста детей, от степени их подготовленности. Если перед педагогом стоит задача познакомить с новым познавательным материалом, использовать наблюдение, показ с пояснением, объяснение, чтение художественной литературы; для закрепления знаний и умений лучше применять беседу, практические методы обучения, игровые приемы. Как правило, в процессе обучения сочетаются несколько методов и приемов. Можно выделить основные методы обучения детей дошкольного возраста:
практические - опыты и экспериментирование, упражнение и моделирование. Проводятся опыты с водой, почвой, воздухом, растениями. Если есть такая возможность, нужно задействовать детей в высадке растений, ухаживании за ними. Участие в экологических акциях «Покормите птиц зимой», «Ёлочка, живи!», «Эко-двор», «Рязделяй с нами!».
наглядные - наблюдения и демонстрация. Наглядные пособия должны быть яркими и крупными, способными удерживать внимание малышей. Используется методическая разработка «Наблюдения за объектами природы», помощью которой педагог учить видеть красоту в распустившемся цветке, пожелтевшем листке, чирикающей птице. Задействуются для наблюдений животные станции юных натуралистов.
словесные - беседа, рассказ, чтение художественной литературы. Рассказ ребенка – метод, который совершенствует речевые умения воспитанника. Чтение художественных произведений – важный метод, который позволяет решать многие задачи, в частности, расширяет и обогащает знания об окружающем мире, формирует способность ребенка воспринимать художественную литературу.
игровые методы - дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.). Разработан целый комплекс познавательно-развивающих игр: «Осень-перемен восемь», «Перелётные и зимующие птицы», «Животный мир Ульяновской области» и другие.
Современное дополнительное образование детей дошкольного возраста может осуществляться в дошкольных и школьных учреждениях, специальных группах или же индивидуально. Существует много интересных авторских программ дополнительного образования дошкольников.