Оглавление ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения у подростков 4
1.1.Особенности девиантного поведения подростков 4
1.2. Методы профилактики отклоняющего поведения у подростков 6
1.3. Методы коррекции отклоняющегося поведения у подростков 10
Глава 2. Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения у подростков 14
2.1. Организация и методика исследования 14
2.2. Профилактика отклоняющегося поведения у подростков 18
2.3. Коррекция отклоняющегося поведения у подростков 19
Заключение 23
Список литературы 24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социально-экономические и политические преобразования в стране, ухудшение материального положения большинства российских семей, снижение правовой и социальной защищенности людей, негативно отразились на благополучии подрастающего поколения, в значительной степени ослабили положительное воздействие на несовершеннолетних многих социальных институтов: семьи, общеобразовательных, культурных учреждений, спортивных организаций, средств массовой информации; резко активизировали процессы дегуманизации; создали предпосылки к поведенческим нарушениям, в частности девиантному поведению подростков [5].
При анализе девиантного поведения именно в подростковом возрасте, необходимо сделать акцент на концепции возрастных кризисов, которые освещены в трудах Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна и др. Можно сказать, что возрастной кризис влияет на формирование девиантного поведения, так как увеличение доли подростков с девиантным поведением совпадает с началом подросткового кризиса.
Можно с уверенность сказать, что в нашем обществе существует ряд причин для развития личности с девиантным поведением, и в большинстве случаев это причины чисто социальные (экономический кризис в стране, большой рост безработицы), но вместе с тем, как показывают исследования С.А. Беличевой, А.И. Захарова и других немаловажную роль в этом процессе играют недостатки семейного воспитания [10].
Возрастающее число подростков, имеющих девиантное поведение, является наиболее важной причиной необходимости проведения глубоких научных исследований проблем подростковых девиаций и реформирования форм социальной и психологической поддержки в этой области.
Степень научной разработанности.
Девиантное (отклоняющееся) поведение несовершеннолетних, безусловно, вызывает интерес ученых (Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, В.Д. Менделевич), является предметом специального изучения и объектом социального контроля. Изучение профилактики и коррекции девиантного поведения подростков предполагает междисциплинарный подход к данной проблеме, интеграцию психологических, педагогических, медицинских, правовых знаний о личности.
Цель: профилактика и коррекция отклоняющегося поведения подростков.
Объект: отклоняющееся поведение.
Предмет: методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения.
С учетом цели, предмета и объекта исследования были определены следующие задачи:
1. Дать теоретическое освещение психологического аспекта проблемы.
2.Раскрыть методы и формы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения у подростков.
3.Подобрать и провести диагностические методики по выявлению отклоняющегося поведения у подростков.
4. Разработать занятия по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения у подростков.
4. Проанализировать результаты и сформулировать выводы.
Глава 1. Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения у подростков
Особенности девиантного поведения подростков
Девиантные формы поведения в подростковой среде обнаруживают за последние десятилетия тенденцию стремительного увеличения, проявляющиеся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных действиях таких как: драки, воровство, алкоголизация, наркомания, сквернословие, хулиганство, нарушение общественного порядка, отсутствии интереса к учебе. (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн Н. Смелзер, Т. Шибутани и др.)
Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность 18 появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения [15].
Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает [7].
Большинство современных ученых и практиков к группе трудных относят подростков с девиантным поведением (А.Д. Гонеев, Ю.А. Клейберг, Г.М. Потанин, М.И. Рожков, В.Г. Степанов и др.). Под девиантностъю понимается отклонение от принятых в обществе норм. К девиантным формам поведения подростков относят все варианты нарушения поведения - от ранней алкоголизации, токсикомании и наркотизма до суицидных попыток и делинквентного поведения (под делинквентным понимают преступное поведение от мелких проступков до серьезных правонарушений).
В психолого-педагогической литературе раскрываются самые разные аспекты отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Палитра отклонений в поведении у трудных подростков обширна, и оценить ее, выделить главное довольно сложно. Поэтому девиантологи (исследователи проблемы девиантного поведения) классифицировали проявления отклоняющегося поведения [3].
Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков представляет собой сложную форму социального взаимодействия, детерминированного системой взаимосвязанных условий, факторов, причин, таких, как:
духовные проблемы: утрата смысла жизни, несформированные ценностные ориентации, редуцированные нравственные чувства;
деформация в мотивационно-потребностной сфере: фрустрированность потребностей, ситуативно-эгоцентрическая ориентация;
эмоциональные проблемы: тревога, негативные эмоции, трудности понимания и выражения эмоций;
проблемы саморегуляции, самоконтроля;
когнитивные искажения, неадекватные установки;
негативная ситуация социального развития (психические травмы) [12].
В работах отечественных ученых изучающих девиантных подростков даны следующие общие социально-психологические характеристики: Д.И. Фельдштейн считает, что подростки девианты инертны, агрессивны, вспыльчивы, отличаются грубостью, необычайной для данного возраста склонностью к слезам, у подавляющего большинства отмечается лживость и безответственность [16].
Таким образом, к социально-психологическим характеристикам подростков с девиантным поведением как специфической социальной группы можно отнести: повышенную тревожность, жестокость, агрессивность, конфликтность и др., которые принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в разного рода компаниях.
1.2. Методы профилактики отклоняющего поведения у подростков
Е. Змановская выделяет следующие формы психопрофилактической работы [12]:
1. Организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций.
2. Информирование (лекции, беседы, распространение специальной литературы или видео- и телефильмов). Так, беседы по предупреждению наркозависимого поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции.
3. Активное социальное обучение социально-важным навыкам (групповые тренинги). В настоящее время распространены следующие формы:
тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.;
тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом;
тренинг формирования жизненных навыков. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружески связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы, навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее.
Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная) [17].
5. Организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.
6. Активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста.
7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.
По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики [2].
Профилактические мероприятия в учебных заведениях:
1.Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, по вопросам асоциального поведения, является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.
2.Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную Программу профилактики правонарушений [14].
3.Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения [5].
4.Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы. Создавать волонтерские группы, участвующие в этой работе [6].
В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия [15]:
– беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;
– встречи с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;
– «уроки здоровья», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.
5.Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды. На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми [9].
6.Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения, родительской общественностью.
Исходя из этого, индивидуальная профилактическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях предупреждения отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.
1.3. Методы коррекции отклоняющегося поведения у подростков
В специальной справочной литературе понятие «коррекция» также трактуется как «система специальных психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей, сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, но и на формирование личности всех категорий аномальных детей» [13].
Цель коррекционно-педагогической деятельности, имеющей воспитательно – профилактическую направленность, - разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально значимых черт и качеств личности у подростков. Поскольку деятельность является ведущим средством формирования личности, то методами коррекции целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему черты школьника и способствуют исправлению, коррекции [8].
А.Д. Гонеев выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:
метод разрушения отрицательного типа характера (метод «взрыва» (по А. С. Макаренко) и метод реконструкции характера);
метод перестройки мотивационной сферы и самосознания:
а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;
б) переориентировки самосознания;
в) переубеждения;
г) прогнозирования отрицательного поведения;
а) предписания;
б) ограничения;
в) переучивания;
г) переключения;
д) регламентации образа жизни;
а) поощрения и наказания;
б) соревнования;
в) положительной перспективы.
А.Д. Гонеев отмечает, что сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми.
Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специфические методы психокоррекции отклонений в поведении детей и подростков: суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении; дидактические методики психокоррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы рассудачно аргументированного воздействия, метод “сократического диалога”, методики обучения саногенному мышлению.
В комплексе приемов педагогического воздействия выделяются приемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и созидающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков [12].
Наиболее приемлемые формы проведения коррекционных занятий - это свободная дискуссия, вопросы и ответы. При этом ведущий (педагог, психолог, врач) должен максимально вовлечь подростков в обсуждение проблемы. Его задача - комментировать высказывания, разоблачать наркотически мифы, не навязывать собственного мнения, а стараться, чтобы подростки сами пришли к нему в результате свободного обсуждения [4].
Существенную помощь могут оказать тренинги, направленные на развитие навыков поведения в условиях проблемных жизненных ситуаций, воспитание так называемой под ростковой коммуникативной компетентности. Эти тренинги помогут выработать чувство уверенности в себе, развить адекватную самооценку, приобрести навыки преодоления трудных жизненных ситуаций. Целесообразно на тренинге проиграть ситуацию предложения употребления наркотика. Научить подростков, не теряя собственного лица в глазах сверстников, находить аргументы для отказа в первой пробе [7].
Основными целями психологической коррекции являются [3]:
1) изменение представлений подростка о себе, своих актуальных и базисных способностях;
2) познание традиционных для него, его семьи и культуры механизмов переработки конфликтов;
3) расширение целей жизни, выявление резервов и новых возможностей для преодоления конфликтных ситуаций и болезней.
Подводя итог сказанному, отметим, что залогом эффективности работы психолога на этапе диагностирования и коррекции является организация научного подхода к решению поставленных задач и продуманность исследовательской, а также коррекционной программ.
Глава 2. Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения у подростков 2.1. Организация и методика исследования
Исследование психологических особенностей у детей подросткового проводилось на базе ГБСУ РК "Керченский межрегиональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Целью данного исследования является выявление детей с отклоняющимся поведением с целью дальнейшей профилактики и коррекции девиантного поведения у подростков.
Предметом исследования является девиантное поведение подростков.
Выборку эмпирического исследования составили 24 человека (13 девочек и 11 мальчиков), возраст учащихся 12-17 лет.
Методы исследования:
Цель наблюдения: изучить взаимоотношения в группе, с целью выявления детей с отклоняющемся поведением.
С воспитателем была установлена договоренность о времени посещения занятий практикантом в данном учреждении. При этом дети не были предупреждены о цели нашего посещения на занятиях, так как в противном случае, произошло бы снижение достоверности собранных данных в ходе наблюдения из-за проявления детьми нетипичных для них форм поведения. Наблюдение осуществлялось нами на трех занятиях, а также в свободное время.
Наблюдение проводилось два раза в течение периода прохождения практики.
Были определенны критерии девиантного поведения:
В результате исследования у 5 человек (20 %) были отмечены с признаки девиантного поведения, из них 1 девочка и 4 мальчика (Алексей В., Александр У., Ирина Б., Игорь Г., Михаил К.) Наблюдения за учащимися на занятиях и свободное время позволили заключить: на занятиях эти 5 подростков показали во время беседы недисциплинированность: дети бегали по аудитории, выражались нецензурно, игнорировали замечания и требования педагога.
Результаты наблюдения за подростками, у которых выявлено отклоняющееся поведение:
Алексей В. - невнимателен, часто отвлекается, крутится по сторонам, не слушается педагогов, спорит с ними постоянно. В свободное время спокойный и общительный.
Александр У. на беседах недисциплинированный, постоянно срывает их, из-за этого происходят конфликты с педагогами. В свободное время общительный, иногда конфликтует со сверстниками. Воспитатели отмечают, что Александр курит.
Ирина Б. на занятиях агрессивна, недоброжелательна, невнимательна, на обращение за помощью к ней она отказывает, из-за этого у нее возникают конфликты со сверстниками. В свободное ведет себя спокойно.
Игорь Г. на беседе сидит рассеянный, крутится по сторонам, воспитателя не слышит, не обращает на его замечания внимания, из-за этого возникают постоянные срывы занятий. Во время отдыха активно общается со сверстниками, поведение удовлетворительное.
Михаил К. на мероприятиях недисциплинированный, конфликтует постоянно со старшими и сверстниками. Поведение в свободное время у него удовлетворительное. Курит.
После наблюдения была проведена беседа с воспитанниками, у которых было выявлено девиантное поведение. В результате было отмечено что в свободное время, подростки тратят на общение с друзьями, основную часть своего времени проводят в компаниях.
Также с подростками была проведена методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел).
Данная методика содержит мужской и женский вариант опросника. Методика содержит 108 вопросов, ответы на которые сравниваются с ключом. По результатам диагностики выявляются склонности подростков к девиантному поведению по следующим шкалам:
1. Шкала установки на социально желательные ответы.
2. Шкала склонности к преодолению норм и правил. «Да»
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению
. 4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
5. Шкала склонности к агрессии и насилию.
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций
7. Шкала склонности к делинквентному поведению
Результаты проведения методики представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Изучение склонности к девиантному поведению
По результатам проведения методики можно сделать вывод о том, что в группе исследуемых подростков два человека (8%) давали социально желательные ответы на вопросы, что говорит о том, что достоверность результатов этих подростков подвергается сомнению. Они отвечали не объективно, а давали те ответы, которые одобряются обществом.
Склонность к преодолению общественных норм и правил выявлена у 4 подростков (16%), что свидетельствует о том, что эти подростки могут нарушать общественные нормы, стремятся избегать запретов.
Склонность к аддиктивному или зависимому поведению выявлена у 24% подростков, что говорит о том, что данные подростки склонны к употреблению никотина и тд. По итогам беседы с воспитателями было выявлено, что в группе есть курящие подростки.
Склонность к самоповреждению выявлена у одного подростка (4%). Данный подросток находится на контроле инспекции по делам несовершеннолетних, ведется активная работа психолога и воспитателей с семьей подростка.
Склонность к делинквентному поведению выявлена у трех подростков (12%). Такие подростки могут участвовать в противоправных действиях (кража, нападение, мошенничество и тд).
В группе подростков наиболее часто встречаются такие формы отклоняющегося поведения как агрессия, конфликтность. эмоциональная неустойчивость, неумение регулировать свои эмоции. Подобные формы поведения встречаются более чем у трети исследуемых подростков.
В группе были выявлены подростки со склонностью к зависимостям, с такими детьми была проведена профилактическая беседа.
Коррекционная работа была направлена на преодоление агрессивности и конфликтности в поведении подростков, а также на формирование умения регулировать эмоции и поведении.
2.2. Профилактика отклоняющегося поведения у подростков
В группе подростков были выявлены подростки со склонностью к аддиктивному поведению, поэтому направление профилактики было выбрано именно это. С подростками в рамках профилактического направления была проведена беседа на тему «Вредные привычки».
Беседа проводилась со всей группой подростков в актовом зале.
Полный текст беседы представлен в приложении 2.
Цель: Формирование полезных навыков здорового образа жизни, формирование чувства ответственности за свою жизнь; формирование понятия "привычки", их влияние на здоровье; дать представления о негативном влиянии и последствиях таких вредных привычек, как табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.
Задачи:
• повышение уровня информированности детей о пользе здорового образа жизни;
• обобщение и дополнение представлений о привычках, развитие умения анализировать свои привычки и их влияние на здоровье человека;
• развитие мышления, внимания, восприятия на основе упражнений и заданий;
• воспитание привычки стремиться к сохранению и укреплению собственного здоровья.
• изменение отношения детей к вредным привычкам;
• формирование мотивации к сохранению здоровья.
Время проведения: 45 минут.
Целевая аудитория: несовершеннолетние, находящиеся в реабилитационном центре.
При проведении беседы подростки были активны, охотно вступали в дискуссию, задавали много вопросов. Проявили живой интерес, некоторые моменты беседы вызвали сопротивление у нескольких подростов, однако мне удалось аргументировать истинность моих суждений.
2.3. Коррекция отклоняющегося поведения у подростков
В основе программы коррекции отклоняющегося поведения у подростков лежит метод социально-психологического тренинга. В группе были выявлены подростки с агрессией, высокой конфликтностью, вспыльчивостью в поведении.
В рамках программы подростки будут обучаться взаимодействию с окружающими, с самим собой, учиться овладевать навыками самостоятельности и ответственности, получат общую осведомленность о правовых нормах поведения. Так же, будет производиться коррекция ценностно-мотивационной сферы таких подростков, которая в большинстве случаев у них не сформирована или имеет патологическую направленность. Важно помочь увидеть подросткам свое будущее и как оно может меняться от их собственных решений.
Цель программы: развитие у участников социально-приемлемых способов контакта с социумом, активация механизмов самопознания и коррекция отклоняющегося поведения в контексте межличностного взаимодействия методом социально-психологического тренинга.
Основные задачи программы:
Открытие у подростков в себе тех качеств и навыков, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе.
Формирование активной жизненной позиции участников и развитие у них способности производить значимые изменения в собственной жизни.
Формирование конструктивного контакта с социумом.
Получение подростками нового опыта, способствующего минимизации нарушений личностной и поведенческой сфер.
Обучение навыки саморегуляции и самоконтроля.
Снижение у подростков конфликтности по отношению к себе и окружающим.
Целевая группа: подростки в возрасте от 12–17 лет.
Организация занятий: программой предусмотрено 10 занятий по 1 часу каждое. Этапы проведения коррекционной программы:
1 этап – цель: создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем, сплочение группы.
2 этап – цель: осознание моделей поведения в различных ситуациях, формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, отстаивание позиции, конструктивное решение конфликтов.
3 этап – цель: развитие толерантности к себе и другим, формирование положительного отношения к себе, принятия себя, проработка эмоциональных состояний, завершение курса. (Полный текст программы представлен в приложении 3.)
Тематический план и конспект занятий по коррекции отклоняющегося поведения подростков
№ | Тема занятия | Цель | План занятия | Время |
1. | Знакомство | Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем. Чувствование границ своего тела. | Принятие правил групповой работы, упражнение “Куклы”, упражнение “Живые лица”, рефлексия | 45 мин. |
2. | Взаимодействие в группе | Сплочение группы. Формирование конструктивного контакта | Упражнение “Круг знакомств”, упражнение “Лабиринт”, рефлексия | 45 мин. |
3. | Отработка навыков поведения в затруднительных ситуациях | Осознание моделей поведения в различных ситуациях | Ролевая игра “Бункер”, Упражнение “Остров”, рефлексия | 45 мин. |
4. | “Я — это я” | Формирование своей позиции | Упражнение “Билль о правах”, упражнение “Дискуссия”, упражнение “Умение говорить нет”, рефлексия | 45 мин. |
5. | “Я решаю конфликт” | Формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций | Упражнение “Автобус”, Упражнение “Конфликты и способы их разрешения”, рефлексия | 45 мин. |
6. | Снятие напряжения, методы расслабления | Обучение адекватным способам расслабления и разрядки эмоционального напряжения | Упражнение “Групповая скульптура”, упражнение “Рисуем музыку”, упражнение “Уши – нос”, упражнение “Посидите так, как сидит...”, рефлексия | 45 мин. |
7. | Умение сказать нет, саморегуляция | Отстаивание позиции, конструктивное решение конфликтов | Упражнение “Вавилонская башня”, Ролевая игра “Финансовые авантюристы” Рефлексия | 45 мин. |
8. | Построение партнерских взаимоотношений | Развитие умения строить конструктивные партнерские отношения со сверстниками и взрослыми. | Упражнение “Веревочка”, упражнение “Маг и Карлик”, рефлексия | 45 мин |
9. | Толерантность | Развитие толерантности к себе и другим. Формирование положительного отношения к себе, принятия себя. | Упражнение “Три на три”, упражнение “Четыре квадрата”, рефлексия | 45 мин. |
10. | Эмоции, рефлексия | Проработка эмоциональных состояний, завершение курса | упражнение “Обвинитель”, упражнение на заземление, упражнение “Смешарики” , упражнение “Каменная статуя”, упражнение “Сочинение” | |
Заключение
Подростковый возраст – как переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение.
Мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека.
Были изучены основные методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения у подростков. К методам профилактики можно отнести лекции, беседы, распространение специальной литературы или видео- и телефильмов и др.
К методам коррекции относятся групповые тренинги, индивидуальные коррекционные занятия, игротерапия, обучение новым навыкам, метод дискуссии, метод формирования адекватной самооценки и др.
В ходе практики были проведены диагностические мероприятия и выявлены подростки, которым свойственны различные формы отклоняющегося поведения. По итогам проведения диагностики была проведена с подростками профилактическая беседа на тему «вредные привычки», а также разработана коррекционная программа отклоняющегося поведения у подростков. На практике было реализовано 2 занятия.
Таким образом, программа практики выполнена в полном объеме.
Список литературы
Абраменко В.И., Селецкий А.И. Психолого-физиологическая типология трудных школьников и несовершеннолетних правонарушителей. //Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. Тез. докл. II Всесоюзн. конф. - М.: 1973, - С. 41-42.
Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7.
Большой толковый психологический словарь. В 2 т. Т.2. / А. Ребер. 2-е изд. -М.: Вече - Аст, 2001. - 559 с
Воспитание трудного ребенка. Подростки девиантного поведения. / Под ред. М.И. Рожкова - М.: «Владос», 2003.
Галич Г. О., Карпушкина Е.А., Корчагина Л. Н, Морозова Н. Л, Тупарева Н. В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2010. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-detey-i-podrostkov (дата обращения: 01.07.2022).
Гапонова С. А., Деветьярова И. Н. Коррекция девиантного поведения подростков во внешкольной деятельности // Человек: преступление и наказание. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-vo-vneshkolnoy-deyatelnosti (дата обращения: 01.07.2022).
Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Соц. исследования -2000 - № 4.
Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция / Под ред. М.Е. Поздняковой, А.Л. Салагаева. - М: Институт социологии РАН, 2005. - 306 с.
Девиантное поведение: методология и методика исследования/ Под ред. М.Е. Поздняковой. - М.: Реглант, 2004. -196 с
Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. - 124 с.
Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 2006. - 127 с.
Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. Центр «Академия», 2003. - 288с.
Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков : учеб. пособие. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2006. 304 с.
Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М.: Творческий центр Сфера, 2004. - С. 11.
Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток: Пособие для практических психологов. - СПб.: Изд - во РГПУ им. А.И. Герцена; Издательство «Союз», 2001 - 350.
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М.: МЕДпресс, 2001.- 432 с.
Моисеева В.В. Методолого-методические аспекты исследования конфессиональных факторов в проведении профилактической работы // Девиантное поведение: методология и методика исследования / Под ред. М.Е. Поздняковой. - М.: Реглант, 2004. С. 125-137.
Позднякова М.Е., Хагуров Т.А., Моисеева В.В. Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 27-28 октября 2008 г. - В 2-х т.: Том 2. - Краснодар: «АСВ-полиграфия», 2008. - 414 с.
Степанов В. Г. Психология трудных школьников : учеб. пособие. 7-е изд., перераб. и доп. М. : Академический Проспект, Трикста, 2004. 560 с.
15