СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения у подростков"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения у подростков"»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения у подростков 4

1.1.Особенности девиантного поведения подростков 4

1.2. Методы профилактики отклоняющего поведения у подростков 6

1.3. Методы коррекции отклоняющегося поведения у подростков 10

Глава 2. Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения у подростков 14

2.1. Организация и методика исследования 14

2.2. Профилактика отклоняющегося поведения у подростков 18

2.3. Коррекция отклоняющегося поведения у подростков 19

Заключение 23

Список литературы 24





ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Социально-экономические и политические преобразования в стране, ухудшение материального положения большинства российских семей, снижение правовой и социальной защищенности людей, негативно отразились на благополучии подрастающего поколения, в значительной степени ослабили положительное воздействие на несовершеннолетних многих социальных институтов: семьи, общеобразовательных, культурных учреждений, спортивных организаций, средств массовой информации; резко активизировали процессы дегуманизации; создали предпосылки к поведенческим нарушениям, в частности девиантному поведению подростков [5].

При анализе девиантного поведения именно в подростковом возрасте, необходимо сделать акцент на концепции возрастных кризисов, которые освещены в трудах Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна и др. Можно сказать, что возрастной кризис влияет на формирование девиантного поведения, так как увеличение доли подростков с девиантным поведением совпадает с началом подросткового кризиса.

Можно с уверенность сказать, что в нашем обществе существует ряд причин для развития личности с девиантным поведением, и в большинстве случаев это причины чисто социальные (экономический кризис в стране, большой рост безработицы), но вместе с тем, как показывают исследования С.А. Беличевой, А.И. Захарова и других немаловажную роль в этом процессе играют недостатки семейного воспитания [10].

Возрастающее число подростков, имеющих девиантное поведение, является наиболее важной причиной необходимости проведения глубоких научных исследований проблем подростковых девиаций и реформирования форм социальной и психологической поддержки в этой области.

Степень научной разработанности.

Девиантное (отклоняющееся) поведение несовершеннолетних, безусловно, вызывает интерес ученых (Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, В.Д. Менделевич), является предметом специального изучения и объектом социального контроля. Изучение профилактики и коррекции девиантного поведения подростков предполагает междисциплинарный подход к данной проблеме, интеграцию психологических, педагогических, медицинских, правовых знаний о личности.

Цель: профилактика и коррекция отклоняющегося поведения подростков.

Объект: отклоняющееся поведение.

Предмет: методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения.

С учетом цели, предмета и объекта исследования были определены следующие задачи:

1. Дать теоретическое освещение психологического аспекта проблемы.

2.Раскрыть методы и формы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения у подростков.

3.Подобрать и провести диагностические методики по выявлению отклоняющегося поведения у подростков.

4. Разработать занятия по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения у подростков.

4. Проанализировать результаты и сформулировать выводы.



Глава 1. Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения у подростков

    1. Особенности девиантного поведения подростков



Девиантные формы поведения в подростковой среде обнаруживают за последние десятилетия тенденцию стремительного увеличения, проявляющиеся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных действиях таких как: драки, воровство, алкоголизация, наркомания, сквернословие, хулиганство, нарушение общественного порядка, отсутствии интереса к учебе. (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн Н. Смелзер, Т. Шибутани и др.)

Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность 18 появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения [15].

Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает [7].

Большинство современных ученых и практиков к группе трудных относят подростков с девиантным поведением (А.Д. Гонеев, Ю.А. Клейберг, Г.М. Потанин, М.И. Рожков, В.Г. Степанов и др.). Под девиантностъю понимается отклонение от принятых в обществе норм. К девиантным формам поведения подростков относят все варианты нарушения поведения - от ранней алкоголизации, токсикомании и наркотизма до суицидных попыток и делинквентного поведения (под делинквентным понимают преступное поведение от мелких проступков до серьезных правонарушений).

В психолого-педагогической литературе раскрываются самые разные аспекты отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Палитра отклонений в поведении у трудных подростков обширна, и оценить ее, выделить главное довольно сложно. Поэтому девиантологи (исследователи проблемы девиантного поведения) классифицировали проявления отклоняющегося поведения [3].

Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков представляет собой сложную форму социального взаимодействия, детерминированного системой взаимосвязанных условий, факторов, причин, таких, как:

  • духовные проблемы: утрата смысла жизни, несформированные ценностные ориентации, редуцированные нравственные чувства;

  • деформация в мотивационно-потребностной сфере: фрустрированность потребностей, ситуативно-эгоцентрическая ориентация;

  • эмоциональные проблемы: тревога, негативные эмоции, трудности понимания и выражения эмоций;

  • проблемы саморегуляции, самоконтроля;

  • когнитивные искажения, неадекватные установки;

  • негативная ситуация социального развития (психические травмы) [12].

В работах отечественных ученых изучающих девиантных подростков даны следующие общие социально-психологические характеристики: Д.И. Фельдштейн считает, что подростки девианты инертны, агрессивны, вспыльчивы, отличаются грубостью, необычайной для данного возраста склонностью к слезам, у подавляющего большинства отмечается лживость и безответственность [16].

Таким образом, к социально-психологическим характеристикам подростков с девиантным поведением как специфической социальной группы можно отнести: повышенную тревожность, жестокость, агрессивность, конфликтность и др., которые принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в разного рода компаниях.

1.2. Методы профилактики отклоняющего поведения у подростков


Е. Змановская выделяет следующие формы психопрофилактической работы [12]:

1. Организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций.

2. Информирование (лекции, беседы, распространение специальной литературы или видео- и телефильмов). Так, беседы по предупреждению наркозависимого поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции.

3. Активное социальное обучение социально-важным навыкам (групповые тренинги). В настоящее время распространены следующие формы:

  • тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.;

  • тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом;

  • тренинг формирования жизненных навыков. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружески связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы, навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее.

Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная) [17].

5. Организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.

6. Активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста.

7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.

По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики [2].

Профилактические мероприятия в учебных заведениях:

1.Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, по вопросам асоциального поведения, является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.

2.Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную Программу профилактики правонарушений [14].

3.Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения [5].

4.Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы. Создавать волонтерские группы, участвующие в этой работе [6].

В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия [15]:

– беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;

– встречи с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;

– «уроки здоровья», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.

5.Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды. На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми [9].

6.Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения, родительской общественностью.

Исходя из этого, индивидуальная профилактическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях предупреждения отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.


1.3. Методы коррекции отклоняющегося поведения у подростков


В специальной справочной литературе понятие «коррекция» также трактуется как «система специальных психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей, сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, но и на формирование личности всех категорий аномальных детей» [13].

Цель коррекционно-педагогической деятельности, имеющей воспитательно – профилактическую направленность, - разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально значимых черт и качеств личности у подростков. Поскольку деятельность является ведущим средством формирования личности, то методами коррекции целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему черты школьника и способствуют исправлению, коррекции [8].

А.Д. Гонеев выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

  • метод разрушения отрицательного типа характера (метод «взрыва» (по А. С. Макаренко) и метод реконструкции характера);

  • метод перестройки мотивационной сферы и самосознания:

а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;

б) переориентировки самосознания;

в) переубеждения;

г) прогнозирования отрицательного поведения;

  • метод перестройки жизненного опыта:

а) предписания;

б) ограничения;

в) переучивания;

г) переключения;

д) регламентации образа жизни;

  • метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

а) поощрения и наказания;

б) соревнования;

в) положительной перспективы.

А.Д. Гонеев отмечает, что сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми.

Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специфические методы психокоррекции отклонений в поведении детей и подростков: суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении; дидактические методики психокоррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы рассудачно аргументированного воздействия, метод “сократического диалога”, методики обучения саногенному мышлению.

В комплексе приемов педагогического воздействия выделяются приемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и созидающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков [12].

Наиболее приемлемые формы проведения коррекционных занятий - это свободная дискуссия, вопросы и ответы. При этом ведущий (педагог, психолог, врач) должен максимально вовлечь подростков в обсуждение проблемы. Его задача - комментировать высказывания, разоблачать наркотически мифы, не навязывать собственного мнения, а стараться, чтобы подростки сами пришли к нему в результате свободного обсуждения [4].

Существенную помощь могут оказать тренинги, направленные на развитие навыков поведения в условиях проблемных жизненных ситуаций, воспитание так называемой под ростковой коммуникативной компетентности. Эти тренинги помогут выработать чувство уверенности в себе, развить адекватную самооценку, приобрести навыки преодоления трудных жизненных ситуаций. Целесообразно на тренинге проиграть ситуацию предложения употребления наркотика. Научить подростков, не теряя собственного лица в глазах сверстников, находить аргументы для отказа в первой пробе [7].

Основными целями психологической коррекции являются [3]:

1) изменение представлений подростка о себе, своих актуальных и базисных способностях;

2) познание традиционных для него, его семьи и культуры механизмов переработки конфликтов;

3) расширение целей жизни, выявление резервов и новых возможностей для преодоления конфликтных ситуаций и болезней.

Подводя итог сказанному, отметим, что залогом эффективности работы психолога на этапе диагностирования и коррекции является организация научного подхода к решению поставленных задач и продуманность исследовательской, а также коррекционной программ.





Глава 2. Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения у подростков 2.1. Организация и методика исследования



Исследование психологических особенностей у детей подросткового проводилось на базе ГБСУ РК "Керченский межрегиональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"

Целью данного исследования является выявление детей с отклоняющимся поведением с целью дальнейшей профилактики и коррекции девиантного поведения у подростков.

Предметом исследования является девиантное поведение подростков.

Выборку эмпирического исследования составили 24 человека (13 девочек и 11 мальчиков), возраст учащихся 12-17 лет.

Методы исследования:

  • Наблюдение за учащимися;

  • Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел)

Цель наблюдения: изучить взаимоотношения в группе, с целью выявления детей с отклоняющемся поведением.

С воспитателем была установлена договоренность о времени посещения занятий практикантом в данном учреждении. При этом дети не были предупреждены о цели нашего посещения на занятиях, так как в противном случае, произошло бы снижение достоверности собранных данных в ходе наблюдения из-за проявления детьми нетипичных для них форм поведения. Наблюдение осуществлялось нами на трех занятиях, а также в свободное время.

Наблюдение проводилось два раза в течение периода прохождения практики.

Были определенны критерии девиантного поведения:

  • Агрессивность;

  • Недисциплинированность;

  • Чрезмерная эмоциональность;

  • Раздражительность;

  • Конфликтность;

  • Враждебность;

  • Срыв уроков;

  • Прогулы.

В результате исследования у 5 человек (20 %) были отмечены с признаки девиантного поведения, из них 1 девочка и 4 мальчика (Алексей В., Александр У., Ирина Б., Игорь Г., Михаил К.) Наблюдения за учащимися на занятиях и свободное время позволили заключить: на занятиях эти 5 подростков показали во время беседы недисциплинированность: дети бегали по аудитории, выражались нецензурно, игнорировали замечания и требования педагога.

Результаты наблюдения за подростками, у которых выявлено отклоняющееся поведение:

Алексей В. - невнимателен, часто отвлекается, крутится по сторонам, не слушается педагогов, спорит с ними постоянно. В свободное время спокойный и общительный.

Александр У. на беседах недисциплинированный, постоянно срывает их, из-за этого происходят конфликты с педагогами. В свободное время общительный, иногда конфликтует со сверстниками. Воспитатели отмечают, что Александр курит.

Ирина Б. на занятиях агрессивна, недоброжелательна, невнимательна, на обращение за помощью к ней она отказывает, из-за этого у нее возникают конфликты со сверстниками. В свободное ведет себя спокойно.

Игорь Г. на беседе сидит рассеянный, крутится по сторонам, воспитателя не слышит, не обращает на его замечания внимания, из-за этого возникают постоянные срывы занятий. Во время отдыха активно общается со сверстниками, поведение удовлетворительное.

Михаил К. на мероприятиях недисциплинированный, конфликтует постоянно со старшими и сверстниками. Поведение в свободное время у него удовлетворительное. Курит.

После наблюдения была проведена беседа с воспитанниками, у которых было выявлено девиантное поведение. В результате было отмечено что в свободное время, подростки тратят на общение с друзьями, основную часть своего времени проводят в компаниях.

Также с подростками была проведена методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел).

Данная методика содержит мужской и женский вариант опросника. Методика содержит 108 вопросов, ответы на которые сравниваются с ключом. По результатам диагностики выявляются склонности подростков к девиантному поведению по следующим шкалам:

1. Шкала установки на социально желательные ответы.

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил. «Да»

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению

. 4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.

5. Шкала склонности к агрессии и насилию.

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

7. Шкала склонности к делинквентному поведению

Результаты проведения методики представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Изучение склонности к девиантному поведению

По результатам проведения методики можно сделать вывод о том, что в группе исследуемых подростков два человека (8%) давали социально желательные ответы на вопросы, что говорит о том, что достоверность результатов этих подростков подвергается сомнению. Они отвечали не объективно, а давали те ответы, которые одобряются обществом.

Склонность к преодолению общественных норм и правил выявлена у 4 подростков (16%), что свидетельствует о том, что эти подростки могут нарушать общественные нормы, стремятся избегать запретов.

Склонность к аддиктивному или зависимому поведению выявлена у 24% подростков, что говорит о том, что данные подростки склонны к употреблению никотина и тд. По итогам беседы с воспитателями было выявлено, что в группе есть курящие подростки.

Склонность к самоповреждению выявлена у одного подростка (4%). Данный подросток находится на контроле инспекции по делам несовершеннолетних, ведется активная работа психолога и воспитателей с семьей подростка.

Склонность к делинквентному поведению выявлена у трех подростков (12%). Такие подростки могут участвовать в противоправных действиях (кража, нападение, мошенничество и тд).

В группе подростков наиболее часто встречаются такие формы отклоняющегося поведения как агрессия, конфликтность. эмоциональная неустойчивость, неумение регулировать свои эмоции. Подобные формы поведения встречаются более чем у трети исследуемых подростков.

В группе были выявлены подростки со склонностью к зависимостям, с такими детьми была проведена профилактическая беседа.

Коррекционная работа была направлена на преодоление агрессивности и конфликтности в поведении подростков, а также на формирование умения регулировать эмоции и поведении.

2.2. Профилактика отклоняющегося поведения у подростков

В группе подростков были выявлены подростки со склонностью к аддиктивному поведению, поэтому направление профилактики было выбрано именно это. С подростками в рамках профилактического направления была проведена беседа на тему «Вредные привычки».

Беседа проводилась со всей группой подростков в актовом зале.

Полный текст беседы представлен в приложении 2.

Цель: Формирование полезных навыков здорового образа жизни, формирование чувства ответственности за свою жизнь; формирование понятия "привычки", их влияние на здоровье; дать представления о негативном влиянии и последствиях таких вредных привычек, как табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.

Задачи:

• повышение уровня информированности детей о пользе здорового образа жизни;

• обобщение и дополнение представлений о привычках, развитие умения анализировать свои привычки и их влияние на здоровье человека;

• развитие мышления, внимания, восприятия на основе упражнений и заданий;

• воспитание привычки стремиться к сохранению и укреплению собственного здоровья.

• изменение отношения детей к вредным привычкам;

• формирование мотивации к сохранению здоровья.

Время проведения: 45 минут.

Целевая аудитория: несовершеннолетние, находящиеся в реабилитационном центре.

При проведении беседы подростки были активны, охотно вступали в дискуссию, задавали много вопросов. Проявили живой интерес, некоторые моменты беседы вызвали сопротивление у нескольких подростов, однако мне удалось аргументировать истинность моих суждений.

2.3. Коррекция отклоняющегося поведения у подростков



В основе программы коррекции отклоняющегося поведения у подростков лежит метод социально-психологического тренинга. В группе были выявлены подростки с агрессией, высокой конфликтностью, вспыльчивостью в поведении.

В рамках программы подростки будут обучаться взаимодействию с окружающими, с самим собой, учиться овладевать навыками самостоятельности и ответственности, получат общую осведомленность о правовых нормах поведения. Так же, будет производиться коррекция ценностно-мотивационной сферы таких подростков, которая в большинстве случаев у них не сформирована или имеет патологическую направленность. Важно помочь увидеть подросткам свое будущее и как оно может меняться от их собственных решений.

Цель программы: развитие у участников социально-приемлемых способов контакта с социумом, активация механизмов самопознания и коррекция отклоняющегося поведения в контексте межличностного взаимодействия методом социально-психологического тренинга.

Основные задачи программы:

  • Открытие у подростков в себе тех качеств и навыков, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе.

  • Формирование активной жизненной позиции участников и развитие у них способности производить значимые изменения в собственной жизни.

  • Формирование конструктивного контакта с социумом.

  • Получение подростками нового опыта, способствующего минимизации нарушений личностной и поведенческой сфер.

  • Обучение навыки саморегуляции и самоконтроля.

  • Снижение у подростков конфликтности по отношению к себе и окружающим.

Целевая группа: подростки в возрасте от 12–17 лет.

Организация занятий: программой предусмотрено 10 занятий по 1 часу каждое. Этапы проведения коррекционной программы:

1 этап – цель: создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем, сплочение группы.

2 этап – цель: осознание моделей поведения в различных ситуациях, формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, отстаивание позиции, конструктивное решение конфликтов.

3 этап – цель: развитие толерантности к себе и другим, формирование положительного отношения к себе, принятия себя, проработка эмоциональных состояний, завершение курса. (Полный текст программы представлен в приложении 3.)

Тематический план и конспект занятий по коррекции отклоняющегося поведения подростков

Тема занятия

Цель

План занятия

Время

1.

Знакомство

Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем. Чувствование границ своего тела.

Принятие правил групповой работы, упражнение “Куклы”, упражнение “Живые лица”, рефлексия

45 мин.

2.

Взаимодействие в группе

Сплочение группы. Формирование конструктивного контакта

Упражнение “Круг знакомств”, упражнение “Лабиринт”, рефлексия

45 мин.

3.

Отработка навыков поведения в затруднительных ситуациях

Осознание моделей поведения в различных ситуациях

Ролевая игра “Бункер”, Упражнение “Остров”, рефлексия

45 мин.

4.

“Я — это я”

Формирование своей позиции

Упражнение “Билль о правах”, упражнение “Дискуссия”, упражнение “Умение говорить нет”, рефлексия

45 мин.

5.

“Я решаю конфликт”

Формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций

Упражнение “Автобус”, Упражнение “Конфликты и способы их разрешения”, рефлексия

45 мин.

6.

Снятие напряжения, методы расслабления

Обучение адекватным способам расслабления и разрядки эмоционального напряжения

Упражнение “Групповая скульптура”, упражнение “Рисуем музыку”, упражнение “Уши – нос”, упражнение “Посидите так, как сидит...”, рефлексия

45 мин.

7.

Умение сказать нет, саморегуляция

Отстаивание позиции, конструктивное решение конфликтов

Упражнение “Вавилонская башня”, Ролевая игра “Финансовые авантюристы” Рефлексия

45 мин.

8.

Построение партнерских взаимоотношений

Развитие умения строить конструктивные партнерские отношения со сверстниками и взрослыми.

Упражнение “Веревочка”, упражнение “Маг и Карлик”, рефлексия

45 мин

9.

Толерантность

Развитие толерантности к себе и другим. Формирование положительного отношения к себе, принятия себя.

Упражнение “Три на три”, упражнение “Четыре квадрата”, рефлексия

45 мин.

10.

Эмоции, рефлексия

Проработка эмоциональных состояний, завершение курса

упражнение “Обвинитель”, упражнение на заземление, упражнение “Смешарики” , упражнение “Каменная статуя”, упражнение “Сочинение”




Заключение



Подростковый возраст – как переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение.

Мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека.

Были изучены основные методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения у подростков. К методам профилактики можно отнести лекции, беседы, распространение специальной литературы или видео- и телефильмов и др.

К методам коррекции относятся групповые тренинги, индивидуальные коррекционные занятия, игротерапия, обучение новым навыкам, метод дискуссии, метод формирования адекватной самооценки и др.

В ходе практики были проведены диагностические мероприятия и выявлены подростки, которым свойственны различные формы отклоняющегося поведения. По итогам проведения диагностики была проведена с подростками профилактическая беседа на тему «вредные привычки», а также разработана коррекционная программа отклоняющегося поведения у подростков. На практике было реализовано 2 занятия.

Таким образом, программа практики выполнена в полном объеме.



Список литературы



  1. Абраменко В.И., Селецкий А.И. Психолого-физиологическая типология трудных школьников и несовершеннолетних правонарушителей. //Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. Тез. докл. II Всесоюзн. конф. - М.: 1973, - С. 41-42.

  2. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7.

  3. Большой толковый психологический словарь. В 2 т. Т.2. / А. Ребер. 2-е изд. -М.: Вече - Аст, 2001. - 559 с

  4. Воспитание трудного ребенка. Подростки девиантного поведения. / Под ред. М.И. Рожкова - М.: «Владос», 2003.

  5. Галич Г. О., Карпушкина Е.А., Корчагина Л. Н, Морозова Н. Л, Тупарева Н. В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2010. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-detey-i-podrostkov (дата обращения: 01.07.2022).

  6. Гапонова С. А., Деветьярова И. Н. Коррекция девиантного поведения подростков во внешкольной деятельности // Человек: преступление и наказание. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-vo-vneshkolnoy-deyatelnosti (дата обращения: 01.07.2022).

  7. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Соц. исследования -2000 - № 4.

  8. Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция / Под ред. М.Е. Поздняковой, А.Л. Салагаева. - М: Институт социологии РАН, 2005. - 306 с.

  9. Девиантное поведение: методология и методика исследования/ Под ред. М.Е. Поздняковой. - М.: Реглант, 2004. -196 с

  10. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. - 124 с.

  11. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 2006. - 127 с.

  12. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. Центр «Академия», 2003. - 288с.

  13. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков : учеб. пособие. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2006. 304 с.

  14. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М.: Творческий центр Сфера, 2004. - С. 11.

  15. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток: Пособие для практических психологов. - СПб.: Изд - во РГПУ им. А.И. Герцена; Издательство «Союз», 2001 - 350.

  16. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М.: МЕДпресс, 2001.- 432 с.

  17. Моисеева В.В. Методолого-методические аспекты исследования конфессиональных факторов в проведении профилактической работы // Девиантное поведение: методология и методика исследования / Под ред. М.Е. Поздняковой. - М.: Реглант, 2004. С. 125-137.

  18. Позднякова М.Е., Хагуров Т.А., Моисеева В.В. Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 27-28 октября 2008 г. - В 2-х т.: Том 2. - Краснодар: «АСВ-полиграфия», 2008. - 414 с.

  19.  Степанов В. Г. Психология трудных школьников : учеб. пособие. 7-е изд., перераб. и доп. М. : Академический Проспект, Трикста, 2004. 560 с.

15