«Метапредметный подход в обучении и его применение при
написании курсовых работ»
Подготовила: преподаватель Хританкова Н.Ю.
(слайд) Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, в сфере досуга человека. В настоящее время является актуальным формирование у подрастающего поколения тех умений и навыков, которые способствуют процессу социализации личности и успешного применения технических инноваций в жизни. Сегодня считается актуальным формирование умений работать с различными источниками информации, развитие навыков самообразования и коммуникации. Данные задачи находят отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, решение которых требует новых подходов к организации обучения. Одним из таких подходов может стать метапредметный подход, ориентированный на достижение новых образовательных результатов.
(слайд) Метапредметный подход в обучении не является принципиально новым в отечественной педагогике. Идеи метапредметного подхода имели свое воплощение в начале прошлого века в отечественном образовании, однако сегодня метапредметный подход претерпевает возрождение с учетом современных требований к результатам обучения.
(слайд) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Под универсальными учебными действиями понимается способность обучающихся самостоятельно успешно усваивать новые знания формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Умение учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции.
(слайд) Новый стандарт определяет требования к основным метапредметным результатам, некоторые из них находят отражение в общих компетенциях, которые закреплены в требованиях к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях (ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество);
(слайд) 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты (ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями);
(слайд) 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
(слайд) 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников (ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития);
(слайд) 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности (ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности);
(слайд) 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей (ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность);
(слайд) 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
На основе выше сказанного, становиться очевидным, что необходимость метапредметного подхода в обучении обусловлена новыми целями, задачами, требованиями современного образования, что и нашло свое отражение в нормативных документах, определяющих новые подходы к организации учебного процесса.
(слайд) Метапредметный подход - образовательная технология, в результате которой происходит критическое осмысление проблемы, решаемой на занятии. В итоге формируется гражданское сознание, умение самоопределяться в различных жизненных ситуациях.
(слайд) Выходить на метапредметные связи помогает комплексный анализ текста, который даёт обучающимся возможность мыслить, рассуждать. Кроме того, работа с текстом - это одна из форм подготовки к написанию курсовой работы.
(слайд) Для начала необходимо усвоить, что курсовая работа является научным трудом студента, причем самостоятельным. Отсюда следует порядок написания - самостоятельно. В этом ее ценность и польза для самого студента. Рассмотрим для примера общие положения написания курсовой работы.
Курсовая работа представляет собой:
- изложение результатов исследования с учетом вопросов теории и практики в проделах выбранной темы;
- авторский труд, самостоятельное творчество студента, формирование его личной позиции и практического подхода к выбранной теме;
- проявление и показ студентом умения логично, аргументировано, ясно, последовательно и кратко излагать свои мысли.
(слайд) Цель курсовой работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студента по учебной дисциплине (профессиональному модулю). Руководство и контроль за ходом написания, а также рецензирование работы осуществляется преподавателем-руководителем. Работа над избранной темой требует от студента знаний основ методологии исследования, творческого мышления, прилежания и профессионализма. В курсовой работе должно найти отражение взаимосвязи теоретических положений с практикой, повседневной жизнью и деятельностью.
Написание курсовой работы - процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов:
- выбор темы;
- разработка рабочего плана;
- сбор, анализ и обобщение материалов исследования:
- оформление курсовой работы и её представление для проверки и получения отзыва;
- защита курсовой работы (внешняя рецензия).
(слайд) Тема должна быть сформулирована лаконично, ясно и четко, не допускать произвольности ее толкования.
(слайд) Следующим этапом подготовки к написанию курсовой работы является составление рабочего плана, позволяющего студенту четко организовать свою работу. Основные разделы плана: подготовительный этап, рабочий этап, заключительный этап.
На подготовительном этапе студент решает задачу определения объема информации для написания курсовой работы, ее поиска и сбора.
Рабочий этап включает в себя: написание чернового варианта курсовой работы; работу над выводами по главам, параграфам; формулировку личностного отношения студента к исследуемой проблеме (на базе определения точек зрения различных авторов на проблему); определение и оформление научно-справочного аппарата работы (библиографии, цитат, сносок и т.д.); представление чернового варианта научному руководителю работы.
Заключительный этап: доработка чернового варианта курсовой работы с учетом замечаний и рекомендаций научного руководителя; написание (отпечатывание) представляемого на защиту (внешнюю рецензию) текста курсовой работы; оформление курсовой работы в соответствии с установленными требованиями; представление работы научному руководителю и получение его оценки; сдача курсовой работы на защиту (внешнюю рецензию).
(слайд) Подбор информационных материалов для написания курсовой работы следует рассматривать как начало необходимого и постоянного в дальнейшей работе процесса накопления информации. Сбор, анализ и обобщение материалов по теме один из самых сложных и трудоемких этапов деятельности студента, т.к. необходимо ознакомиться не только с нормативно-правовым материалом, но и с большим количеством литературы, различными подходами и взглядами авторов, многообразием путей решения исследуемых вопросов.
Изученный, проанализированный и обобщенный материал должен лечь в основу логически выстроенной системы сведений по теме курсовой работы.
(слайд) Подготовленную, рецензированную работу представляют к защите, на которой студент должен четко, ясно, логично и точно излагать свои мысли, точки зрения на раскрываемый им вопрос, используя адекватные языковые средства.
(слайд) Итак, мы увидели, как метапредметный подход применяется при написании курсовой работы. Почему же образовательная практика нуждается в реализации метапредметного подхода? Во-первых, началось бурное развитие научного знания, образование в прошлом было ориентировано на подготовку специалистов конкретных областей знания. Это привело к раздробленности учебных дисциплин. Была потеряна некая универсальность, целостность восприятия мира. Но технологический процесс нам дал открытость и информатизированность, мгновенность овладения знаниями. Во-вторых, метапредметный подход обеспечивает не только целостность развития студента, но и преемственность всех ступеней образовательного процесса. В-третьих, метапредметный подход предлагает реорганизовать предметное содержание образования, в котором знания – не сведения для запоминания, а знания для осмысленного использования в своей практической деятельности.
(слайд) Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение», «метапредметный подход» приобретают особую значимость. Это вполне объяснимо, поскольку метапредметный подход заложен в основу Федерального государственного образовательного стандарта.
(слайд) Список использованных источников
Картинки / Яндекс.картинки [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?p=3&text=%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82&img_url=http%3A%2F%2Fthumbs.dreamstime.com%2Fz%2Fwork-building-puzzle-14676042.jpg&pos=100&rpt=simage
Конспект метапредметного урока «Комплексный анализ текста. Цель и задачи» / Педсовет.су [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pedsovet.su/load/28-1-0-24214
Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов / Учительская газета [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/36681
Метапредметный подход в обучении истории / Инфоурок.ру [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://infourok.ru/ diplomnaya_ rabota_metapredmetnyy_ podhod_v_obuchenii_istorii-570651.htm
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» / Консультант.ру [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/
Рекомендации по написанию курсовой работы / Webarhimed.ru [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.webarhimed.ru/page-93.html
2