Доклад Шигиной Н.А. на секционное совещание Республиканского Форума классных руководителей Республики Бурятия
Здравствуйте, уважаемые коллеги, меня зовут Шигина Надежда Анатольевна, с 2010 года работаю в ГБОУ «Новобрянская СКОШИ», в настоящее время являюсь классным руководителем 6 класса.
Хочу поделиться своей системой работы, как классного руководителя, по профилактике и предупреждению правонарушений в коррекционной школе.
Социальная напряженность и агрессия в обществе отражается на детях, что провоцирует рост правонарушений. Воспитанники нашей школы, имеющие проблемы в развитии, наиболее уязвимы.
Данный опыт позволит моим коллегам - классным руководителям-
- развивать коммуникативные навыки воспитанников,
- формировать у них нравственные чувства, что, в свою очередь, снизит количество правонарушений.
Итак, цель моей профилактической системы работы с классным коллективом: снижение и предотвращение роста правонарушений среди учащихся с ОВЗ.
Для достижения этой цели я четко определила и реализовала основные направления и формы работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, систематизировала взаимодействие школы со службами и учреждениями профилактики правонарушений.
Поэтому составляющими моей профилактической системы работы с классным коллективом являются:
Правовой всеобуч,
Социально-педагогическая служба,
Организация досуговой деятельности,
Формирование навыков ЗОЖ,
Органы профилактики Заиграевского района и республики Бурятия.
В работе руководствуюсь нормативно-правовой базой, регламентирующей мою деятельность:
- Конституция РФ
- Гражданский кодекс РФ
- Семейный кодекс РФ
- Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях
- Конвенция о правах ребенка
- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г. « ЗАКОН N 304. О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, который был принят 31 июля 2020 г.
- Федеральный закон N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями)
- Устав школы и локальные акты.
Применяю в работе современные направления по профилактике правонарушений:
- Гражданское и патриотическое воспитание;
- Духовно-нравственное развитие через приобщение детей к культурному наследию;
- Формирование культуры здоровья обучающихся
- Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
- Экологическое воспитание.
8. Остановлюсь на каждом направлении:
Гражданское и патриотическое воспитание направлено на формирование у детей с ОВЗ базовых знаний о социуме (ежегодно проводятся мероприятия памяти погибших воинов-земляков Русина и Тютрина в Афганской и Чеченской войне, классные часы в данном направлении)
9. уважения к своей семье, родине (ежегодно посещаем мероприятия, посвященные празднованию дня великой победы, проведение внутришкольных мероприятий, приуроченных к этому же празнику )
10. обществу, государству, (проводятся классные и внеклассные мероприятия, прививающие патриотизм и любовь к своей Родине, оказание помощи в получении паспорта гражданина РФ)
11.создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции.
12. развитие ответственности и выбора, вовлечение детей в проектную деятельность и акции различных направлений («Мы вместе», акции по ПДД)
13. Духовно-нравственное развитие через приобщение детей к культурному наследию предполагает: создание равных для всех возможностей доступа к культурным ценностям;
14. Развитие коллективизма, милосердия и сострадания
15.проведение культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных и семейных ценностей;
16. Приобщение к произведениям искусства и литературы
17. посещение театров музеев и выставок, просмотр фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей; ( мы часто с ребятами посещаем КДЦ «Зенит», сельскую библиотеку, кинозал, в т.ч. по Пушкинской карте)
18. Формирование культуры здоровья обучающихся через профилактику вредных привычек, формирование ответственного отношения
19 и 20.и потребности в здоровом образе жизни, привитие культуры безопасной жизнедеятельности(ежегодно в нашей школе проходят Дни здоровья, в рамках которого проводятся спортивные состязания, в.т.ч посещаем бассейн Дельфин)
21. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение вижу в воспитании уважения к труду, формировании трудовых умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
в развитии умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
22. с приобщение к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
23. в рамках инклюзивного образования выпускники нашей школы поступают в БРИЭТ и БМК, провожу экскурсии в данные учебные заведения…
24. Развиваю у детей основы экологической культуры, бережного отношения к родной земле; через совместные экскурсии с родителями и учащимися, через проведение экологических акций и занятий.
25. Провожу: Профилактическую работу .Организовываю досуговую деятельность. Работаю с родителями. Участвую в совете профилактики . Формирую у детей навыки ЗОЖ,
26. работу строю в форме бесед, тематических часов, соревнований,
27. праздников,
28.провожу родительские собрания,
29. беседы, совместные экскурсии, обследую условия проживания семей, инструктирую родителей по вопросам детской безопасности в каникулярные периоды
30. ВЗАИМОДЕЙСТВую С ОРГАНАМИ ПРОФИЛАКТИКИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
31. на фотографии Наркологическая служба ЦРБ, специалисты органов опеки и попечительства, РУО, РКДН
32.Инспектора по делам несовершеннолетних, ГИБДД, специалисты по работе с семьей(которые проводят просветительско-профилактические мероприятия, беседы)
33. вхожу в состав ШКОЛЬНго СОВЕТа ПРОФИЛАКТИКИ правонарушений
34. В итоге проделанной работы видна положительная динамика, существенно снизился рост Количества обучающихся, состоящих на различных видах профилактического учета
35. в том числе самовольных уходов
36. Важным в своей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха - вызывающей положительные эмоции. (Неотъемлемой частью участия в мероприятиях является выявление различных способностей у детей и их награждение и вручение призов и грамот)
37. Каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка.
Я считаю, что абсолютно все дети очень отзывчивы на творчество. Поэтому целенаправленно создаю в классе свободное творческое пространство. Организация творческой деятельности учащихся в школе способствует развитию личностных качеств, между преподавателем и ребенком выстраиваются иные, нежели на уроке отношения. Я нахожусь на равных с ребёнком, такой же исследователь и также ищу истину вместе с ребятами, ошибаюсь, удивляюсь, радуюсь находкам.
Ежегодно, в нашей школе в декабре проводится мероприятие «Минута Славы», приуроченное ко дню инвалида. В рамках этого мероприятия мы с ребятами решили и сняли видеоролик «Ералаш». Для этого в нашей школе созданы все условия: согласно Федеральному проекту «Успех каждого ребенка» открыт и работает кабинет Фотостудии, который мои дети посещают с удовольствием. Предлагаю Вам просмотреть наш видеоролик - это короткая, смешная история, взятая из жизни!
Я предполагаю, что участие детей в нашем видеоролике «Ералаш» дает возможность детям видеть свои недостатки и не совершать проступки и правонарушения. Данное направление своей работы я планирую продолжать и развивать.
Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!
Спасибо за внимание!