СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на городской семинар учителей музыки "Проектная деятельность на уроках музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на городской семинар учителей музыки "Проектная деятельность на уроках музыки"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на городской семинар учителей музыки "Проектная деятельность на уроках музыки"»

Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС

Автор - Лебединская Н.Г.

учитель музыки МБОУ гимназии № 2

г.Георгиевска Ставропольского края


Исследовательская деятельность в современной школе является основным элементом и фактором педагогического творчества, показателем ответственности, способностей и таланта учителя и учащегося.

Какого рода исследовательскую деятельность по предмету может реализовать учитель? Самый распространенный вид исследовательской деятельности учащихся – это исследовательский проект. Такой вид исследовательской деятельности позволяет не только теоретически обосновать суть исследования, но и реализовать идею практически. Начать экспериментальную деятельность следует с составления программы эксперимента. Как правильно составить программу:

Тема. Формулировка экспериментальной темы с учетом основной проблемы и итоговой результативности.

Проблема. В данном пункте формулируется круг трудностей, проблем, требующих разрешения.

Идея эксперимента. Дается представление о желаемом результате, как позволяющем решить проблему, так и результате деятельности учащихся и продукте учителя по итогам эксперимента.

Актуальность и новизна исследования. Определяется актуальность и новизна с позиций исследования проблемы.

Предмет исследования. Формулируются свойства, условия, факторы преодоления проблем.

Цель. В формулировке цели присутствует желаемый результат эксперимента.

Задачи: Конкретизированные, частные аспекты цели.

Этапы. Определяются хронологические рамки эксперимента, последовательные этапы.

Критерии. В программе эксперимента определяются способы проверки истинности или ложности результатов, параметры.

Практический этап эксперимента. Диагностика промежуточных результатов.

Внедренческий этап. Данный этап желателен для социализация полученного результата.

Организация научно-исследовательской деятельности влияет на развитие личности педагога, позволяет создать условия для реализации самообразования и потребности к саморазвитию.

Исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения.

Исследовательская деятельность учащихся – это процесс совместной деятельности учащегося и педагога. Учитель выступает, прежде всего, как организатор учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, не навязывая им свои знания и убеждения.

Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя следующие этапы:

1) формулирование темы;

2) формулирование цели и задач исследования;

3) аннотация;

4) теоретические исследования;

5) экспериментальные исследования;

6) заключение;

7) публичное представление работ на разного рода конференциях, чтениях.

Для успешной реализации исследовательской деятельности тема должна быть интересна учителю и ученику и посильна в выполнении.

Моя задача, как преподавателя – организатора исследовательской работы, - выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении проектной деятельности.

Как пример, представлен исследовательский проект учащейся 5Б класса Козленко Д. «Влияние музыки на поведение животных». Данный проект она защищала на гимназической Научно-практической конференции «В науку первые шаги».

Цель исследования: определить влияние музыки разных направлений на поведение животных.

Задачи исследования:

- подобрать репертуар для слушания (классические музыкальные произведения, популярные эстрадные песни, рок композиции);

- выбрать время и место проведения исследования;

- обработать полученные результаты исследования;

- сделать выводы.

Гипотеза: музыкальные произведения разных направлений по-разному влияют на поведение животных.

Ход исследования.

У меня дома живет рыжий кот. Его зовут Леопольд. Когда я делаю уроки, то часто слушаю музыку. И вскоре я заметила, что мой кот тоже интересуется музыкой. Я решила провести исследование, в результате которого будет понятно, как влияет музыка разных направлений на поведение кота. Прослушивать мы будем рок композиции, популярные эстрадные песни и классические произведения.

Чтобы были понятны результаты исследования, я решила фиксировать каждый этап исследования в своем дневнике наблюдений.

Начало проекта – 10 октября 2016 года.

1 этап исследования.

  • День первый. Начинается этап слушания популярных эстрадных песен. Из школы я пришла рано, посадила на подоконник кота и включила музыку. Эмоции кота были обычными. Ведь не в первый раз я включала музыку, когда делала уроки.

  • Неделю спустя… Коту видимо скучно слушать эстрадные песни. Он не понимает, зачем я каждый день я слушаю музыку. Неделя прошла зря. Кот никак не реагировал на прослушиваемые эстрадные песни. Но я не отчаиваюсь, ведь еще целая неделя впереди.

  • Две недели мы слушаем популярную музыку. Ура! Кот начал реагировать на музыку. Услышав знакомые песни, он засыпает глубоким сном. Мне кажется, он в своем сне видит что-то хорошее. Если я делаю звук громче, то он не просыпается, а лишь начинает вертеться.

Вывод: Леопольд крайне равнодушен к популярной музыке. Кажется, коту она не очень понравилась. Это было заметно по его поведению. Он чаще начал спать и кушать в 2 раза больше. Понаблюдаю дальше за его реакцией на другие музыкальные направления.

Я дала неделю отдохнуть коту, и не включала для прослушивания музыку.

2 этап исследования.

  • Сегодня мы будем слушать рок композиции.

На следующий день… Мне не понравился рок. Ради проекта я готова его слушать. Кот не привык к такой музыке и, услышав первые звуки рок музыки, он убегает на улицу. Буду надеяться, что он сможет к ней привыкнуть.

  • Вот уже неделю мы с котом слушаем рок. Кот немного привык, но часто убегает на улицу. Леопольд становится агрессивным и часто кусает и царапает меня. Кот не разрешает брать себя на руки и рычит.

  • Вторая неделя прошла ёще хуже. Каждый день он устраивает драки. Он стал очень агрессивен. Это кошмар. Хорошо, что больше не придется слушать рок музыку. Надеюсь, что классика его успокоит.

Вывод: Если у вас есть домашнее животное, то никогда не давайте слушать ему рок музыку. Ведь это может негативно влиять на его поведение. Больше я никогда не буду давать слушать коту рок музыку. Мне тоже было не спокойно эти две недели.

3 этап исследования.

Осталось прослушать только классические произведения. Я скачала с Интернета знаменитые произведения разных композиторов-классиков. Надеюсь, что классика приведёт кота в чувство: он станет добрым, и не будет драться.

  • Мой кот прослушал уже много разных классических произведений. Под классику он чувствует себя как человек, которого любят. Он стал спокойным, ласковым и стал чаще спать.

  • Прошло две недели... Он чувствует себя спокойно. Уже понятно по поведению Леопольда что классика нравится ему больше всего.

Вывод: Я бала права! Леопольдику очень нравится классика. Он стал очень ласковым и спокойным. Классика хорошо повлияла на моего питомца.

Мне тоже понравились эти две недели и я поняла, что коты спокойные, миролюбивые существа, но им нужна подходящая для слушания музыка.

Эксперимент сегодня закончен. Но, заинтересовавшись этой проблемой, я решила не останавливаться на достигнутом.

Свои выводы я решила сравнить с мнениями ученых, изучающих этот же вопрос. Оказалось, что мои выводы полностью совпадают с результатами их исследований.

Животные слышат музыку иначе, чем люди. Их слуховой аппарат, в отличие от человеческого, воспринимает очень высокие звуковые частоты. Это, кстати, используется при дрессировке: с животными работают с помощью специальных высокочастотных свистков. Как слышат музыку животные – вопрос до сих пор открытый. К сожалению, глобальных исследований в этой области до сих пор не проводилось. Пионером в таких изысканиях можно назвать Николая Непомнящего. Ему удалось по кусочкам собрать материалы скудных международных исследований и сделать некоторые выводы.

Непомнящий предположил, что для животных музыка – это не мелодия, а сочетание звуков. Среди них они выделяют определенные сигналы, которые могут понравиться или не понравиться животным. Даже название вкусной еды может звучать для собаки или кошки, как музыка. Писатель постарался выделить ряд исполнителей и композиторов, которые особенно нравятся нашим питомцам. Из композиторов ими благосклонно воспринимаются Моцарт, Гендель, Бах, Бетховен, Шуман. Любимыми исполнителями неожиданно стали Джон Леннон и Боб Дилан. Авангард и джаз животные не приемлют категорически: начинают поджимать хвост, прятаться по углам, скулить и мяукать. Некоторые динамичные композиции буквально сводят их с ума. В то же время плавная, спокойная музыка может так понравиться, например, кошке, что она начнет ласкаться и мурлыкать. Вспомним, как начинают подвывать собаки в унисон определенным звукам, как будто готовы посочувствовать незримому собеседнику.

Непомнящий пришел и к такому выводу: животные прекрасно чувствуют музыкальный ритм. Вспомним, как мы удивляемся, когда наблюдаем выступления конников на параде: лошади безошибочно попадают в такт играющему оркестру, как будто очень долго репетировали. А танцующие собачки на арене цирка? В основу их дрессировки положено все то же врожденное чувство ритма.

Интересны некоторые факты из истории. В 19-ом веке в английском монастыре Британни специально для коров исполнялись мелодичные серенады Моцарта. Результат был потрясающим: буренки давали в 2 раза больше молока! Удачный опыт монахинь уже в 20-ом веке переняли фермеры Германии. До сих пор в немецких хозяйствах звучит для коров незабываемая музыка великого композитора. Результат оправдывает затраты – удои молока повышаются.

Некоторое время назад на одной из европейских птицефабрик был проведен необычный эксперимент. Курицу заставили послушать громкий тяжелый рок. Бедная птица вначале забеспокоилась, потом стала крутиться на месте, повалилась на бок и судорожно затряслась. Стрессовая ситуация для курицы! Так что не забывайте хотя бы во время кормления ваших питомцев делать звук динамиков тише. Не надо портить животным аппетит.

Еще пару примеров. Недавно в одном из провинциальных финских городков неожиданно стало появляться мясо очень низкого качества. Разбираясь, в чем же дело, обнаружили, что недалеко от бойни репетировала рок-группа, включая динамики на полную громкость. Коровы получали такой стресс, что их мясо становилось жестким и невкусным. Известен и такой факт: африканские слоны в некоторые периоды, полакомившись забродившими фруктами, становятся буйными и совершают набеги на селения местных аборигенов. Прогоняют их оригинальным способом: включают на полную мощность записи рок-концертов. Даже такие гиганты не выдерживают пагубного воздействия децибел и уходят восвояси.

Выводы:

В ходе исследовательской работы нам удалось определить влияние музыки разных направлений на поведение животных.

Поставленная гипотеза нашла своё подтверждение, т.к. музыкальные произведения разных направлений по-разному влияют на поведение животных.

Электронные ресурсы

1. http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/

2. http://collection.cross-edu.ru/catalog/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!