Просмотр содержимого документа
«Доклад на ГМО «Новые формы работы на уроках русского языка»»
Проект развития российского образования на период до 2020 года отмечает, что одним из требований современности стало «обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода». Авторы указанного документа пишут: «…важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. При этом речь идет не о заучивании простых алгоритмов, а на овладение умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений…»
Русский язык всегда относился к предметам, занимающим одноиз ведущих мест в школьном цикле. Учащиеся, для которых русский язык является родным, воспринимают его не только как объект изучения, но и как средство овладения содержанием большинства школьных дисциплин. В качестве учебного предмета русский язык позволяет обеспечивать интеллектуальное и духовное развитие школьников, формировать в процессе освоения лингвистической теории, языковой и речевой практики не только внутрипредметные , но обобщенные способы познавательной деятельности.
Очевидно также, что материалы текстов художественной литературы, публицистики, используемые как объекты исследования на уроках, способствуют воспитанию учащихся, формированию их эстетического вкуса, развитию духовной сферы личности. Ведущей целью обучения русскому языку в средней школе сегодня признается подготовка будущего выпускника к успешной коммуникации в различных сферах общественной и личной жизни .
Материалы по русскому языку, используемые в ходе государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов, в основном ориентированы на контроль полученных знаний и , в некоторых случаях , умений выпускников. Именно поэтому в процессе преподавания русского языка часто происходит подмена формирования и совершенствования компетенций натаскиванием на типы используемых в ЕГЭ заданий. Поэтому возникает потребность в создании контрольно измерительных материалов на компетентностной основе.
Ключевым элементом таких материалов должен стать текст. Каковы принципы подбора такого текста?
Во – первых, следует обращаться к художественным, художественно-публицистическим и публицистическим текстам.
Во –вторых , текст должен быть разнообразным с лингвистической точки зрения, поскольку задания компетентностного характера требуют применения различных способов деятельности.
В-третьих, в предлагаемом тексте должны быть затронуты вопросы духовного, нравственного, культурного, общественного, эстетическогои экологического спектра, способствующие проявлению гражданских качеств школьника.
Тексты, выбираемые для создания контрольно-измерительных материалов на компетентностной основе, могут представлять собой самостоятельные высказывания или фрагменты более крупных текстов, законченные по смыслу. Их объем варьируется в зависимости от возраста учащихся и лингвистической сложности.
Особого внимания заслуживает характер заданий: они могут быть предложены как в тестовой так и текстовой форме. Актуальным является вопрос о месте контрольно-измерительных материалов компетентностного характера в мониторинге качества образования по русскому языку. Они помогают отслеживать уровень сформированности мыслительных операций и способов деятельности у каждого учащегося. Именно поэтому введение контрольно-измерительных материалов на компетентностной основе может происходить на этапе входного контроля на новой ступени обучения (начало обучения в 5 и 10 классах), при этом мониторинг будет ориентирован на остаточные знания и прочно сформированные умения. Возможно также использование данных материалов на этапе промежуточного или рубежного контроля, в частности во втором полугодии 11 класса.