Смоленское областное государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение
санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Шумячская санаторная школа-интернат»
Доклад
«Преемственность в работе классных руководителей,
учителей и воспитателей»
Воспитатель: Малашенкова Людмила Петровна
2016
Преемственность или Совместная деятельность учителя и воспитателя нашей школы нацелена на обеспечение тесной связи классных и внеклассных занятий. Благодаря согласованным действиям учителя и воспитателя в школе создаются условия способствующие повышению качества обучения и воспитания детского коллектива.
Хотя школа имеет свою специфику, ребенок всегда остается ребенком. Задача взрослых постараться создать адекватные условия для воспитания ученика именно с учетом этой особенности. Дети должны увидеть в нас Друга, Помощника, ощутить персональную заботу о себе, как о личности, которую любят, понимают и принимают такой, какая она есть. Формирование у обучающихся ответственности, самостоятельности, способности к успешной социализации и адаптации в обществе – основные задачи школьного воспитания. В школах-интернатах ключевая роль в решении этих задач возлагается на классного руководителя и воспитателя. Очень многое здесь зависит от взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества этих двух педагогов. Именно классный руководитель и воспитатель берут на себя ответственность за то, чтобы каждый ученик состоялся как личность, не был унижен, узнал, каковы его возможности. |
Учитель, воспитатель и дети – единый дружный сплоченный коллектив. Это одна семья, это общие цели, общие заботы и общие радости. Добрые, доверительные, заинтересованные отношения с детьми – еще одно направление в работе классного руководителя и воспитателя.
Одним из важнейших вопросов организации работы школы-интерната является взаимосвязь в работе воспитателя и учителя. От этого зависит и учёба и воспитанность наших учащихся.
В нашей школе 60 (61) детей, разных непохожих, неповторимых.
Уровень успеваемости в основном средний. Особого внимания заслуживают слабоуспевающие ученики. Им необходима постоянная помощь в организации занятий по ряду предметов, психологическая коррекция. Есть эмоционально неустойчивые дети, подверженные частым вспышкам аффективного поведения. Такие ребята требуют постоянного контроля и также психологической коррекции.
В связи с этим взаимодействие воспитателей с классными руководителями и учителями-предметниками может проходить по следующим направлениям:
--Воспитание коллектива, планирование и проведение внеурочной воспитательной работы;
-Ведение психолого-педагогических наблюдений;
-Обмен информацией между учителем и воспитателем средствами личных бесед, заполнение дневников наблюдений, просмотры классных журналов и тетрадей учащихся и т. д.
-Совместное проведение отдельных учебно – воспитательных мероприятий (классных часов, собраний, внеклассных мероприятий и т. д.).
-Обсуждение единых требований к учащимся по предметам, ведению тетрадей, объёму домашних заданий, возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки.
Личные встречи дают информацию для работы и учителя и воспитателя (например, как работали дети на самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в знаниях).
Оценки, выставленные на уроке за выполнение домашних заданий, дают основание сделать вывод об уровне и качестве самоподготовки в классе, помогают установить, с кем надо работать индивидуально.
Воспитатель в школе-интернате, дополняя и во многом продолжая работу учителя, организует выполнение домашних заданий, проводит внеклассные занятия, которые способствуют формированию личности ученика, продолжает работу по исправлению речи воспитанников; корректирует эмоционально – волевую сферу; осуществляет коррекционно-воспитательную работу во внеурочное время.
В условиях школы-интерната знания, полученные учащимися на уроке, могут быть закреплены как в результате выполнения домашних заданий, так и с помощью игр, экскурсий, кинофильмов, спектаклей, внеклассного чтения. Мероприятия, проводимые во внеурочное время, не только содействуют закреплению усвоенных на уроке знаний, но могут подготавливать учащихся к лучшему восприятию учебного материала (например, экскурсии по теме предстоящего урока).
Органическое сочетание учебной и внеклассной работы, реализация принципа неразрывности обучения и воспитания возможны лишь при тесном контакте учителей и воспитателей, при полной согласованности их действий. Их повседневная связь помогает выявить слабые и сильные стороны воспитанника, установить, какие предметы он любит, а какие его мало интересуют, что ему под силу, а что для него затруднительно.
Например, у нас в школе все дети выполняют свою трудовую нагрузку в соответствии с графиками дежурств по классу, спальне (палате) и по столовой. К данным обязанностям не все дети относятся с ответственностью. Многим детям требуется контроль и направление взрослого. В урочное время этот контроль ложится на плечи учителя, во внеурочное- на воспитателя.. И устойчивый положительный эффект можно достигнуть лишь при тесном контакте учителя и воспитателя, при полной согласованности их действий, а самое главное – при единстве требований.
В процессе урока учитель может подметить у учеников черты, ускользающие от воспитателя, и наоборот: во внеклассной обстановке проявляются такие качества детей, которые не обнаруживаются в классе. Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя позволяет выработать верный подход не только к каждому учащемуся, но и к коллективу в целом.