ГКОУ «Головинщинская школа-интернат»
Доклад
на методическом объединении учителей
по теме:
«Реализация системно - деятельностного подхода в обучении
детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
Подготовила:
учитель начальных классов
Мандрыгина С.Н.
2022 г.
Под понятием умственная отсталость объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы.
Это общее недоразвитие психики ребенка, в котором центральное и определяющее место занимает недоразвитие познавательной деятельности и других высших психических функций. Эти дети меньше испытывают потребность в познании, чем их нормальные сверстники.
Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное, стереотипное. Наблюдается неспособность к обобщению, конкретность мышления, непонимание скрытого смысла, неумение рассуждать, размышлять. Механическое заучивание правил, непонимание правил и неспособность применить их на практике. Неспособность к абстрагированию, неспособность переключаться с одной мысли на другую. Отсутствует разноплановость мышления, нарушена критичность мышления.
Нарушено зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Трудности в различении сходных предметов (кошка и белка, компас и часы). Трудности в распознании предметов по форме, величине, объему. Испытывают сложности в ощущении своего тела в пространстве, т.к. нарушена координация движений, наблюдается моторная неловкость. Имеются трудности в определении местоположения упавшего предмета, звука голоса.
Нарушена концентрация внимания, произвольность внимания, объем внимания. Про умственно отсталых говорят: «они смотрят и не видят, слушают и не слышат». Узость поля внимания. Трудности переключения внимания, трудности перехода с одного вида деятельности на другой. Легко истощаются, отвлекаются. повышенная утомляемость - значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий.
Нарушения памяти – малый объем, непрочность. Все новое запоминается с трудом и медленно. Наблюдается эпизодическая «забывчивость». Быстро забывают и неточно воспроизводят материал. Больше всего страдает логическое опосредованное запоминание. При этом хорошо запоминают то, что считают нужным. Механическая память сохранна.
Недоразвитие всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Нарушения фонематического слуха, речедвигательного аппарата. Бедность словарного запаса, сложности формирования активного словарного запаса. Речь ситуативная, односложная, допускают пропуски, замены, искажения, отсутствует логика и последовательность изложения мысли.
Чувства незрелы, испытывают удовольствие или неудовольствие. Либо испытывают поверхностные переживания, либо застревают на каких-то незначительных событиях. Быстрые переходы с одного настроения на другое. С трудом формируются нравственные, эстетические чувства. С трудом формируются такие понятия, как совесть, чувство долга, ответственность, самопожертвование. Могут быть болезненные проявления чувств, раздражительность, апатия.
Воля характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, характерны неумение действовать в соответствие с поставленными целями, неумение преодолевать препятствия, противостоять искушениям. Самооценка либо слишком завышена, либо крайне низкая.
Недоразвитие психомоторики характеризуется нарушениями последовательных движений, двигательное беспокойство, суетливость. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, жестикуляция, мимика.
Школьная успеваемость характеризуется трудностями в обучении чтению и письму, решению задач и т.п. При специальном обучении (программа, методы и приемы) овладевают элементарными знаниями.
Трудовые навыки – при благоприятном стечении обстоятельств умственно отсталый ребенок способен овладеть профессией, требующей практической деятельности (маляр, слесарь, швея).
Таким образом, при неосложненных формах умственной отсталости педагогический прогноз зависит главным образом от степени, структуры дефекта и компенсаторных возможностей ребенка.
Системно деятельностный подход
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Для того, чтобы знания были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять обучающимися, развивать их познавательную деятельность.
Системно деятельностный подход
Организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающегося.
Используя на уроках системно - деятельностный подход, решаю следующие задачи: - помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта; - развиваю творческие способности; - предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, - поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем; - осуществляю личностно-ориентированную направленность; - помогаю обучающимся самостоятельно планировать свою деятельность; - побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
Поскольку я работаю с детьми, которые имеют интеллектуальные нарушения, в основном они имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний.
Среди мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения, он не только активизирует умственную деятельность таких детей, но и направляет ее к последующему решению различных задач.
Считаю своей задачей всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить что-то новое, ранее неизвестное. Кроме того я всегда помню, что интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовлю материал для уроков. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности.
Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, ставлю перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся.
Индивидуальный подход необходим умственно отсталым школьникам, независимо от их успехов в учебе. Нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников, им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению.
Часто на уроках для активизации познавательной деятельности обучающихся создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают их к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые они воспринимают как посильные.
Проблемные задания, которые даю, это задания, в которых нет готовых средств решения. При использовании этого метода ставлю проблему перед обучающимися и направляю активную самостоятельную деятельность детей на разрешение проблемы. В результате этого и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками с частичной помощью учителя.
В процессе выполнения заданий практического характера у учащихся развиваются и коррегируются внимание, наблюдательность, значительно активизируется познавательная деятельность.
Оптимальные условия для организации деятельности обучающихся на уроке заключается в следующем (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями):
- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
- выбор цели и средств ее достижения;
- регулирование действий обучающихся;
- побуждение их к деятельности на уроке;
- развитие интереса к уроку;
- чередование труда и отдыха.
На своих уроках ввожу в содержание обучения разделы, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, это способствует формированию готовности к восприятию наиболее сложного программного материала.
Использую методы и приёмы обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» обучающегося, на создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
Особое значение при организации обучения детей с интеллектуальным отклонением в развитии имеет принцип коррекционной направленности. При его реализации провожу уроки таким образом, чтобы в ходе обучения дети не только усваивали учебный материал, но и исправляли индивидуальные недостатки развития.
Такие дети на уроке не могут постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач, поэтому организовывает и направляет учебную деятельность учитель.
Поэтому на уроке приходится использовать приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. Это находит свое отражение в структуре урока. Урок состоит из звеньев.
Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения, и в связи с этим, возрастает роль соответствия способов организации урока для таких детей.
Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей обучающихся. Из-за неравномерной их деятельности на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.
Все это необходимо для создания условий, которые дадут возможность умственно отсталым обучающимся работать в доступном им темпе, проявить максимальную степень самостоятельности в познавательной деятельности при выполнении различных заданий.
Роль учителя в реализации системно-деятельностного подхода в обучении:
Создавать условия для самостоятельной учебно- познавательной деятельности обучающихся и приобретения ими жизненного опыта, оказывая адресную помощь каждому ребёнку, не избавляя от проблемной ситуации, а помогая её преодолевать.
Используемая литература:
1. Артюхова И.С. Ценности и воспитание .Педагогика, 1999.
2. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания. Под редакцией И.А.Каирова, О.С.Богдановой – М.: Педагогика, 1979.
3. Системно-деятельностный подход в обучении — основа ФГОС. А.В.Хуторской