Доклад на тему:
«Нравственное воспитание детей с ОВЗ средствами современных технологий»
Подготовил: Грешилова Т.А.
Проблема нравственного воспитания и становления личности одна из самых острых. Она актуальна в современных реалиях.
Сейчас речь идёт о новых подходах к организации всей воспитательной работы в школе. Время поставило нас перед необходимостью пересмотреть во многом свои педагогические позиции, внести изменения в содержание, формы и методы работы со школьниками.
Сегодня на первое место встает вопрос о гуманизации воспитательного процесса. Принято определение воспитания вообще и духовно-нравственного в особенности - как целенаправленное управление процессов развития личности, тогда гуманистическое воспитание не прямое воздействие на личность, а социальное взаимодействие с ней различных субъектов, конкретных людей, групп, коллектива.
Конечная же цель гуманистического воспитания - сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию.
Задачи:
1. Развивать нравственно – личностные положительные качества ребёнка.
2. Воспитывать у детей умения и навыки осмысливания своих поступков.
3. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
Воспитание — великое дело: им решается участь человека.
В. Г. Белинский
В работе любого воспитателя главное место отводится воспитанию и обучению детей. Это не только настоящее, но и будущее. От того, как мы будем работать с ними, что вкладывать в них, какие мы сможем передать ценности, как мы совместно сможем построить твёрдый фундамент правильного воспитания и обучения – всё это отразится хорошим или негативным отголоском в будущем.
Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника. Любой ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Это становится возможным лишь при условии создания специального пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.
Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку с нарушением интеллекта совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.
Специфика моей работы заключается в том, что в группе находятся дети младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В моей группе 16 человек из них 8 девочек и 8 мальчиков. Возраст детей разный. 3 ученика 3 класса, 7 учеников 2 класса и 6 учащихся 1 класса.
Актуальность данной темы является то, что в первую очередь всё наше внимание должно быть направлено на формирование ребёнка с нарушением интеллекта, как на личность, который неизбежно попадёт в среду общества. Несмотря на то, что эти дети особенные, они не будут изолированы от общества. И все знания и навыки, которые они приобретут в школе, им придётся применять на практике.
Перед нами стоит очень серьёзная задача – выработать навыки у детей с ОВЗ общепринятые нормы поведения.
Цель воспитательных занятий - помочь ребятам осмыслить простые нормы нравственности, научить жить среди людей.
Нужно сказать, что воспитательные занятия дают возможность детям полнее раскрыться, показать такие свои качества, о которых мы порой и не догадываемся.
Мы все отмечаем у детей с ОВЗ большой дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. Дети часто не способны сопереживать, воспринимать чувства других людей, замечать красоту природы, человеческие лица. Нужно помочь ребятам разобраться в нравственных нормах, доказать, что они необходимы в человеческом общении, что следовать им несложно и приятно.
Современные технологии в обучении детей с ОВЗ
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушений развития, социальная адаптация, а так же использование в практике эффективных педагогических технологий:
здоровье сберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, занятия в спортивных кружках и секциях, гимнастика для глаз, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, пешеходные экскурсии;
технологии компенсирующего обучения - игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);
поэтапное формирование умственных действий (концентрическая система обучения);
разноуровневое обучение;
технология индивидуализированного обучения;
элементы ИКТ.
Рассмотрим подробнее наиболее эффективные и доступные технологии.
«Здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды. В своей работе я применяю различные виды по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В свой годовой перспективный план включаются разные виды деятельности: воспитательные часы, ежедневная утренняя зарядка, сбалансированное 5- разовое питание, ЛФК, ритмика, физминутка, спортивные часы, прогулки на свежем воздухе, общешкольные мероприятия и множество воспитательных мероприятий данной тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Технологии компенсирующего обучения: к компенсирующим элементам реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества. Большую помощь в развитии детей оказывают сенсорные комнаты, где воспитанники школы занимаются с
психологом. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития, но и умственного и психического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.
Игровые технологии – развивают возможности для формирования личности обучающихся, который осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. Игровые приемы, используемые во внеурочной деятельности, позволяют детям раскрыть и активизировать свои способности; усиливают интерес к изученным предметам, побуждают к решению учебных задач, увлекают школьников и дают высокие результаты в обучении и воспитании. Игровые приемы оказывают помощь воспитателю в организации увлекательной работы с детьми, развитии творческой активность, учебной мотивации учащихся. Все ребята в моей группе любят всевозможные игры - футбол, различные развивающие игры. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
В результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.