СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"

Просмотр содержимого документа
«Доклад по физической культуре на тему: "Здоровьесберегающие технологии"»

Использование здоровьесберегающие технологии на современном уроке физического воспитания

«Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».

На основании вышесказанного, целью своей профессиональной деятельности считаю поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни. Это работа должна формировать из ребёнка личность, развитую всесторонне и гармонично. Основными направлениями я выбрал следующие:

укрепление дисциплины и привитие сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом;

повышение общего среднего уровня физической подготовки учащихся;

популяризация и агитация здорового образа жизни;

стимулирование участия детей в соревнованиях по различным видам спорта.

учёт возрастных индивидуальных особенностей;

учёт состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

использование здоровье сберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся»

В связи с возрастными особенностями школьников использование силовых упражнений на уроках физического воспитания ограничено. Они должны «иметь скоростно-силовую направленность, с ограничением статических компонентов». На основании этого, скоростные упражнения использую с учётом возрастных особенностей.

В младшем школьном возрасте использую разнообразные задания, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п.

В среднем школьном возрасте применяю скоростно-силовые упражнения: прыжки, многоскоки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в беге, метания, а также повторное преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью.

В старшем школьном возрасте использую комплекс собственно скоростных, скоростно-силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости. Дистанцию бега для развития скорости увеличиваю до 80-100 м.

Скоростные упражнения у детей сочетаю с упражнениями на расслабление мышц: обучаю их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания нужно расслаблять мышцы голени)

«Обучение двигательным умениям и навыкам является важнейшей задачей урока по физическому воспитанию» . На начальном этапе обучения (этап знаний и умений) технике бега на короткие дистанции, я применяю фронтальный метод. При обучении работе рук, я объясняю учащимся технику стартового положения и стартового разгона. Следующим этапом обучения является бег по дистанции и финишное набегание. При обучении бегу по дистанции, я акцентирую внимание учащихся на прямолинейность движения (кратчайший путь), а также на правильную постановку стопы при беге и работу рук.

Одним из условий успешного обучения гимнастическим упражнениям является постоянное совершенствование физических качеств, поэтому я уделяю много внимания на уроках их развитию и совершенствованию, в том числе и на уроках обучения спортивной гимнастике в 5 классе. Это общеразвивающие упражнения с набивными мячами: например, поднимание набивного мяча 4–5 раз каждой рукой в отдельности вверх и опускание его .

Осенью и весной провожу мониторинг (зачёт) по основам физической подготовки, в него входят:

скоростные способности - бег 30м, с

координационные способности – челночный бег 3х10м, с

скоростно-силовые способности – прыжок в длину с места, см

выносливость – 6-ти минутный бег, м

силовые – пресс количество раз за 30 сек,

, подтягивание на высокой перекладине из виса, количество раз (мальчики), подтягивание на низкой перекладине (девочки).

Одна из проблем – как строить работу с детьми, которые чрезмерно худы или, наоборот, имеют избыточный вес? Как таких детей вовлечь в полноценные занятия физической культурой, на что обращать особое внимание в первую очередь? Вот несколько конкретных примеров работы при прохождении различных разделов учебной программы:

Во время беговой подготовки всегда слежу за тем, чтобы и полные, и худые, как и все ослабленные дети, не бегали «через силу». При беге на выносливость, особенно на начальном этапе обучения, они всегда следуют установке: «Устал – можешь перейти на шаг, но никогда резко не прекращай бег, не останавливайся».

В спринте стараюсь так комплектовать забеги, чтобы не было слишком большой разницы в скоростной подготовке ребят. В младших классах полных детей ставлю в один забег. Практикую и групповой бег, когда результат команды определяется по последнему участнику, пришедшему на финиш. Этот приём сплачивает ребят, приучает помогать друг другу. Всегда стремлюсь в группу собирать детей, находящихся в дружеских отношениях между собой .

Прыжки и метания организую по группам, формируемым согласно двигательной подготовленности учащихся. В прыжках в высоту нередко применяю наклонную веревочку. Тем, кому трудно, а это могут быть и полные, и чрезмерно худые, преодолевают веревочку с того конца, где она натянута ближе к земле. При метании всегда подчеркиваю физическую мощь полных ребят и неплохую координацию худеньких .

В зависимости от решаемых задач и физического состояния учеников варьирую в эстафетах и играх длину преодолеваемой дистанции, количество повторений, продолжительность пауз.

В конце каждого урока или его части осуществляю рефлексию состояния ребёнка, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке.

«Важнейшим компонентом здоровье сберегающей активности является рациональная организация двигательного режима, составной частью которого могут использоваться подвижные игры. Включение игр в урок или учебно-тренировочное занятие во внеклассной работе всегда вызывает у детей положительные эмоции, особый интерес при обучении и совершенствовании тех или иных умений и навыков».

Учёт возрастных особенностей учащихся важен при выборе игры на уроке. Я использую самые доступные игры: пионербол, снайперы, сюжетные, народные подвижные игры. Их положительной стороной является «минимум затраченного времени на разучивание техники и максимум времени для самой игры». Такой подход даёт реальную возможность выйти из ситуации обездвиженности детей.

Этот фактор также позволяет «сохранить здоровье сберегающую структуру урока:

Вводная часть – 8-10 мин. Провожу методами фронтальным или круговой тренировки.

Основная часть – 15-20 мин. В ней решаем поставленные на урок образовательные задачи.

Игра – 12-15 мин. Для младших детей предлагаю игры с сюжетом, игры-эстафеты, подвижные и народные игры. Для среднего школьного возраста – подвижные и спортивные (пионербол, футбол, баскетбол), игры-эстафеты. Для старшего школьного возраста – в основном спортивные игры (волейбол, баскетбол, стритбол, футбол).

Заключительная часть – 3-5 мин. на подведение итогов урока» .

В результате проведения уроков по такой схеме на фоне эмоциональной деятельности улучшаются показатели физической подготовленности учеников. Заметно возросла сплочённость ребят, улучшились их взаимоотношения, окрепли дружеские связи, повысился интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

При проведении уроков в средней школе использую однотипные для всех классов упражнения, но с различной сложностью и дозировкой их выполнения. При подготовке урока подбираю соответствующий программный материал и дифференцирую его по классам. Например, упражнения с мячом выполняем так:

ученики 5-го класса подбрасывают мяч и ловят его двумя руками 5-6 раз;

ученики 6-го класса подбрасывают мяч и ловят его после хлопка в ладони за спиной 6-8 раз;

ученики 7-8 классов подбрасывают и ловят мяч одной рукой либо подбрасывают мяч одной рукой и ловят его другой после удара мяча о пол 10 -18 раз

Чтобы не расширять чрезмерно круг учебных средств, любое из уже освоенных упражнений постепенно усложняю за счёт введения различных препятствий, дополнений к правилам, изменения способа перемещений. Например: разрешаю 5-классникам передавать мяч партнёрам только двумя руками или только одной рукой от плеча, в 6 классе – выполнять передачи с шагом, а затем проводить это упражнение с двумя мячами.

С помощью эстафет и подвижных игр типа «День и ночь», «Прыгуны», «Передал и садись», направленных на развитие определённого двигательного качества или на совершенствование одного двигательного навыка, регулирую длительность и интенсивность работы, продолжительность и характер отдыха.

Так, игру «День и ночь», направленную на развитие быстроты, провожу не более 5-6 раз подряд, в исходное положение ученики возвращаются медленной «трусцой», паузы между повторами длятся от 45 до 60 секунд. Для роста выносливости увеличиваю число стартов или резко сокращаю интервалы отдыха.

При обучении школьников игре в баскетбол для развития скоростно-силовых способностей в подвижных играх использую набивные мячи, массой от одного килограмма в 5 классе и до 3-4 килограммов – в 7-8 классах. Для повышения прыжковой нагрузки ввожу дополнительное правило о том, что передавать мяч партнёру разрешается только в прыжке.

Суть здоровье сберегающей технологии заключается в том, что «игру нужно заканчивать в тот момент, когда учащиеся ещё увлечены, но видны уже первые признаки утомления». По моим наблюдениям, эти признаки проявляются в снижении заинтересованности играющих, появлении вялости в движениях, невнимательности, более частом нарушении правил, увеличении количества технических ошибок при бросках и передачах, а также в покраснении кожи, резком учащении дыхания, потоотделении и т.д.

Для снятия чрезмерного физического напряжения в ходе игры периодически делаю перерывы, заполняя их анализом технических или тактических ошибок, уточнением отдельных пунктов правил, подсчётом очков или введением дополнительных препятствий и требований к играющим. Меняю размеры игровой площадки, уменьшаю или увеличиваю численность играющих одновременно, провожу игры посменно таким образом, чтобы в каждой смене состязались примерно равные по силам команды.

Окончание игры не должно быть для участников неожиданным, для этого предупреждаю играющих: «Играем ещё 2 мин», «Играем до забитого в корзину мяча», или при равном счёте говорю: «Победит та команда, которая раньше сделает два точных броска в корзину соперника».

В старших классах применяю дополнительные задания. Например, перед началом двусторонней игры ставлю условие, что те игроки, которые не успеют при результативном быстром прорыве соперников вернуться на свою половину площадки (или в область штрафного броска), обязаны сделать 5-10 прыжков на месте с подтягиванием коленей к груди или допрыгнуть на одной ноге до своего щита (лицевой линии) и лишь затем включиться в игру, а их партнёры тем временем организуют ответную атаку, находясь в численном меньшинстве.

В 9-11 классах с помощью баскетбола решаю различные задачи всесторонней физической подготовки учащихся. Так, предлагаю старшеклассникам игру с заданием все время «прессинговать в защите и как можно стремительнее атаковать (для этого время владения мячом ограничиваю до 10 секунд). При этом каждый учащийся проводит на площадке 3-4 смены по 2 мин каждая, а в 4-5-минутных паузах занимается жонглированием и бросками». Эта задача способствует направленному воспитанию скоростных способностей старшеклассников.



Работа учителя физической культуры немыслима без осуществления внеурочной деятельности, которая способствует формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся.

Разработаю и осуществляю реализацию программы работы со школьниками, которые по медицинским показаниям относятся к специальной медицинской группе. С целью популяризации занятий физической культурой и спортом среди подрастающего поколения, приобщения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирования навыков здорового образа жизни использую в своей педагогической деятельности внеурочные формы работы: секции по баскетболу и общей физической подготовке для разновозрастных групп.

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся позволяет создать ситуацию успеха для ребят с разными физическими возможностями. В результате осуществления связи обучения с практикой посредством организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время, школьные команды под моим руководством добились побед на городских и республиканских районных соревнованиях: по баскетболу и стритболу. Мои ученики выступали как республиканских, так и на городских соревнованиях такие как: «Локобаскет школьная лига; городских по баскетболу, волейболу, весеннему кроссу, ГТО, президентских состязаниях и других.







Литература:

  1. П.А.Киселёв, С.Б.Киселёва, Волгоград «Учитель», 2007, Справочник учителя физической культуры;

  2. П.А.Киселёв, С.Б.Киселёва, Москва «Глобус», 2009, Настольная книга учителя физической культуры;

  3. Л.Г.Андреева Волгоград «Учитель», 2009, Методическое объединение учителей физической культуры.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!