СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на МО "Организация и проведение занятий по ручному труду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи, которые необходимо решать на занятиях ручного труда в коррекционной  школе  обучающимися с ОВЗ. Это прежде всего 1.воспитание положительных качеств личности ребенка (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к людям труда); 2.сообщение элементарных знаний по видам труда, 3.развитие самостоятель-ности, 4.формирование интереса к труду и организационных умений (вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты и т. д.).

Наряду с общими задачами  разработаны и специальные направления, связанные с коррекцией умственной деятельности обучающихся. К ним относятся 1. формирование умения ориентироваться в задании, 2. предва-рительно планировать ход работы над изделием, 3. контролировать свою работу.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на МО "Организация и проведение занятий по ручному труду"»

Министерство образования Республики Башкортостан

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уфимская коррекционная школа – интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья










Доклад : «Организация и проведение занятий по ручному труду детьми с ОВЗ»

















Подготовила воспитатель: Гусева О.Н.



Уфа – 2018 г.

Задачи, которые необходимо решать на занятиях ручного труда в коррекционной школе обучающимися с ОВЗ. Это прежде всего 1.воспитание положительных качеств личности ребенка (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к людям труда); 2.сообщение элементарных знаний по видам труда, 3.развитие самостоятель-ности, 4.формирование интереса к труду и организационных умений (вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты и т. д.).

Наряду с общими задачами разработаны и специальные направления, связанные с коррекцией умственной деятельности обучающихся. К ним относятся 1. формирование умения ориентироваться в задании, 2. предва-рительно планировать ход работы над изделием, 3. контролировать свою работу.

Предусмотрены следующие виды труда:

  • работа с глиной и пластилином;

  • работа с природными материалами;

  • работа с бумагой и картоном;

  • работа с текстильными материалами;

  • работа с проволокой и металлоконструктором;

  • работа с древесиной.

В каждом классе предусматривается работа с различными видами материалов. Например, в 1 классе ребята работают с глиной и пластилином, природными материалами, бумагой, нитками. Во 2 классе можно поработать не только с бумагой, но и с картоном. Предусматривается работа с различными видами тканей. В 3-4 классе осваивают­ся такие виды материалов, как проволока, древесина и металлоконструктор.

Содержание каждого занятия представлено тремя позициями:

  • практические работы, где перечисляются предлагаемые для изготовления изделия;

  • технические сведения, где определяются объем и содержание формируемых у детей теоретических знаний;

  • приемы работы, где указываются конкретные приемы работы с тем или иным материалом, которыми должны овладеть учащиеся.

Первое изделие каждого вида обучащиеся должны выполнять, копируя действия педагога и слушая его инструкции. Остальные изделия вы-полняются с планированием ближайшие операции. С помощью педагога дети должны уметь контролировать правиль-ность расположения деталей изделия, соблюдать пропорции, размеры. А потом отчитываться о проделанной работе в форме ответа на вопросы педагога. С помощью педагога обучащиеся должны оценивать свое изделие, указывая на его недостатки и достоинства, правильно называть материалы, инструменты.

В младших классах основной формой трудового обучения являются уроки ручного труда.

К занятиям ручного труда в коррекционной школе обучающими с ОВЗ предъявляются следующие требования:

1. Целенаправленность занятий.

Каждое занятие должно быть направлено на реализацию определенных целей. На занятиях ручного труда ставятся как конкретные (учебные), так и общие цели. При постановке конкретных целей предполагается их реальное достижение на одном конкретном занятии (например, научить детей приемам раскатывания пластилина или вы­полнять шов «вперед иголку»).

Общие цели (воспитательные и коррекционные) реализуются в течение ряда уроков и предполагают длительную работу с детьми (например, формировать умение планировать ближайшую операцию с опорой на образец или умение анализировать образец по вопросам педагога). Конкретные цели меняются в зависимости от темы занятия, общие цели остаются постоянными на протяжении длительного времени.

В цели занятия отражаются этапы процесса усвоения знаний и навыков обучающимися: первоначальное ознакомление, углубление и закрепление знаний и навыков, совершенствование навыков и выработка устойчивых привычек.

2. Оптимальность объема учебного материала.

На занятия ручного труда чрезвычайно важна строгая дозировка учебного материала в зависимости от индивидуальных и трудовых возможностей обучающихся. Для каждого занятия нужно подбирать такой объем учебного материала, который может быть успешно ими усвоен, но в тоже время требующий преодоления определенных трудностей, справившись с которыми дети могут продвинуться в своем развитии.

3. Соблюдение дидактических этапов занятия.

Каждое занятие должено иметь четко выраженную структуру или дидактические этапы (организационный момент, вводная беседа, ориентировка в задании, планирование предстоящей деятельности, практическая работа обучающихся, отчет о проделанной работе, оценка деятельности обучащихся, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.

4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.

Очень важно из большого разнообразия методов обучения выбрать такие, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знаний и овладении умениями и навыками. Один и тот же учебный материал можно изучать разными методами. Поэтому педагогу нужно знать, какие из них в данном случае будут наиболее эффективными.

5. Рациональное использование учебного времени.

На занятиях ручного труда обучающиеся приобщаются к практической деятельности, которая имеет решающее значение для их будущей жизни. Большая часть учебного времени, несомненно, должна отводиться практике по изготовлению того или иного изделия. Однако ориентировочным этапом занятия также нельзя пренебрегать, так как от него зависит эффективность выполняемой практической части. Темп практических занятий индивидуален для каждого урока, однако, по мере формирования у обучающихся трудовых и интеллектуальных умений и навыков, он должен постепенно возрастать.

6. Индивидуальный подход в обучении.

Для обучения каждого ребенка необходимо создание оптимальных условий. В одних случаях индивидуальный подход осуществляется путем упрощения или усложнения трудовых заданий, в других - путем применения специфических методических приемов учения. Осуществление индивидуального подхода предполагает постоянное изучение индивидуальных особенностей учащихся.

Наиболее часто используемой формой организации занятий трудового обучения в коррекционной школе обучающихся с ОВЗ является экскурсия. Экскурсия - это особая форма занятий, связанная с наблюдением за окружающими предметами и явлениями.

Экскурсии в мир природы проводятся с целью накопления знания обучающихся о природе, а также сбора материала для изготовления поделок.

Таким образом, занятия ручного труда и экскурсия являются двумя основными формами трудового обучения в специальной (коррекционной) школе обучающимися детьми с ОВЗ.

Предлагаю рассмотреть возможный вариант структуры занятия:

  • Организационный момент.

  • Вводная беседа.

  • Ориентировка в задании.

  • Планирование работы.

  • Практическая работа.

  • Отчего проделанной работе.

  • Оценка качества выполненной работы.

  • Подведение итогов урока.

Таким образом, к занятию ручного труда предъявляются требования:

  • Занятие должно быть четко спланирован.

  • Большая часть времени отводится практической работе.

  • Занятие следует оснащать наглядными образцами, пособиями, инструментами.

  • Все инструменты и материалы, необходимые обучащимся, нужно раскладывать на рабочие места до звонка.

  • На занятиях ручного труда обязательно проводить физкультминутку и пальчиковую гимнастику.

  • Необходимо включать в урок дидактические игры и упражнения.

  • На уроках труда надо учиться определять и использовать межпредметные связи.

















































Литература:

  • Гукасова А.М., Мишарева Е.И., Романина В.И. Методика трудового обучения: Частные вопросы: Пособие для студентов – заоч., 2-3 курсов факультета учитель начальных классов пед. ин-тов. Московский государственный педагогический институт. -М., Просвещение, 1990.

  • Гусакова А.М. и др. Методика трудового обучения. - М.: Просвещение, 1990.

  • Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. -М.: Академия, 2004.

  • Переплетов А.Н., Лебедев П.М., Сековец Л.С. Рабочая тетрадь по столярному делу для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 10 – 11 кл. -М., ВЛАДОС, 2003.

  • Ставрова О.Б. Современный урок технологии: Книга для учителя. -М., Школьная Пресса, 2004.