СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на МО «Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках физики»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие способностей у детей с ОВЗ является одним из необходимых условий для успешной их социализации в обществе. Вот те конкретные задачи, которые я ставлю перед собой:

·  Развивать речь.

·  Развивать сообразительность.

·  Включать детей в разнообразную деятельность.

·  Активизировать умственную деятельность.

Поэтому при составлении плана урока продумываю формы и методы работы с такими детьми, опираясь на метапредметные технологии.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на МО «Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках физики»»

«Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках физики»


Развитие способностей у детей с ОВЗ является одним из необходимых условий для успешной их социализации в обществе. Вот те конкретные задачи, которые я ставлю перед собой:

 Развивать речь.

 Развивать сообразительность.

 Включать детей в разнообразную деятельность.

 Активизировать умственную деятельность.

Поэтому при составлении плана урока продумываю формы и методы работы с такими детьми, опираясь на метапредметные технологии.

Необходимо научить ученика читать параграф и находить ключевые моменты, составлять план ответа по прочитанному материалу, отвечать на вопросы параграфа.

 Для повышения самооценки детей даю опережающие задания . Особенно когда материал легкий: прочитать параграф, составить план ответа, можно сделать рисунки и все это использовать в своем рассказе. Обычно ребята рисуют газету по материалу параграф: здесь и рисунок и ключевые моменты. Выходя к доске, достаточно хорошо рассказывают подготовленный материал, что повышает самооценку.

 Готовлю индивидуальные карточки «сделай по образцу». Учащийся получает карточку, где одна задача полностью решена с объяснением, а самостоятельно нужно решить задачу подобного типа, только цифры другие. Успех при подобном решении очевиден и это вновь повышает самооценку ребенка.

 Для коррекции внимания предлагаю учащимся с ОВЗ карточки с определением физических величин, где одно из ключевых слов пропущено. Задание: вставить из предложенных слов нужное.

Все задания предлагаемые детям с ОВЗ должны быть направлены на то, чтобы ребенок поверил в себя, повысил свою самооценку.

При изучении физики большое внимание отводится проведению эксперимента и лабораторных работ. При проведении лабораторной работы подумываю задание посильного характера –работая в группе, ребенок с должен чувствовать себя комфортно. В каждой группе назначается консультант – ученик позитивный, доброжелательный, который в любой момент поможет члену своей группы.

Интересными для детей с ОВЗ бывают задания проблемно-исследовательского характера, где они наблюдают явления и делают свои выводы, умозаключения. Например: задание на молекулярное взаимодействие (7 кл.) Ученик получает 2 кусочка пластилина и 2 кусочка парафина. Прижимая, друг к другу, кусочки пластилина наблюдает их соединение, а прижимая друг к другу кусочки парафина – наблюдает другую картину. Предлагаю нагреть края кусочков парафина над свечой и вновь соединить. После выполнения такого рода задания ребенок обязательно высказывает свое умозаключение.

Изучая тему «Сила Архимеда» ученик получает задание: Определить зависит ли сила Архимеда от объема тела. Выдается сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить. Ребенок сам планирует эксперимент, проводит его, делает выводы. Такая работа развивает его сообразительность, активизирует умственную деятельность. Наблюдая за его работой, использую поощрения в виде похвалы, подбадривание, чтобы не утратил веру в свои способности. Ребята с ОВЗ любят такие задания, а в физике их достаточно. Развивать творческие способности у детей с ОВЗ необходимо для дальнейшей успешной его деятельности.

На своих уроках я применяю методику коллективной и индивидуальной мыслительной деятельности обучаемых. Я развиваю коммуникативные навыки работы в группе, навыки самоанализа, самооценки, организую диалоговую деятельность обучающихся. В качестве таких уроков я использую уроки-дискуссии, уроки-соревнования. Например, в 7 классе при изучении темы «Первоначальные сведения о строении вещества» провожу урок-соревнование «Основные положения МКТ». Ребята делятся на четыре группы и готовятся к защите следующих тем: «Суть теории строения вещества», «Наличие промежутков между молекулами», «Силы взаимодействия молекул», «Движение молекул». В каждой группе выбираются библиографы, которые занимаются подборкой литературы по данной теме, докладчики готовятся к выступлениям по главным вопросам темы, экспериментаторы визуализируют доклады наглядными опытами, оформители рисуют иллюстрации и схемы для докладов, подбирают видеосюжеты; оппоненты подбирают вопросы группе противников. Каждый ученик задействован в подготовке выступления и каждый стремится вложить частицу своего труда в победу команды. При изучении этой же темы провожу урок-соревнование «Агрегатные состояния вещества». Класс делится на три группы, каждая группа вытягивает свое состояние вещества – твердое, жидкое, газообразное. Команда должна показать движение и расположение молекул вещества в данном агрегатном состоянии, где каждый ученик команды играет роль молекулы. Команды-соперники должны угадать состояние вещества и рассказать о свойствах вещества в данном состоянии, о движении, взаимодействии и расположении молекул.

При выполнении лабораторной работы «Определение плотности вещества твердого тела» я предлагаю ребятам дополнить таблицу «Плотность твердых тел». Учащиеся 7 класса измеряют плотность моркови, картофеля, яблока, шоколада и других веществ, данных о которых нет в таблице плотностей. Каждая группа представляет свои данные о плотности веществ, и в конце урока мы создаем таблицу «Плотность некоторых веществ». Впоследствии используем эту таблицу для решения задач, которые сформулировали сами ребята при выполнении домашнего задания.

На своих уроках я использую проблемные методы обучения и выделяю следующие способы создания проблемных ситуаций:

Ситуация неожиданности. Основой для создания такой ситуации служат занимательные опыты или ознакомление учащихся с явлениями и фактами, которые вызывают удивление, кажутся необычными или даже невозможными. Например, изучение темы «Атмосферное давление» в 7 классе я начинаю с демонстрации занимательного опыта – вареное яйцо, вползающее в узкое горлышко бутылки. Горящую бумажку бросаю в стеклянную бутылку и к горлышку плотно прижимаю очищенное вареное яйцо. Через несколько секунд яйцо начинает вытягиваться в бутылку и в конце эксперимента падает внутрь бутылки. Возникает проблема: как объяснить явление? Учащиеся высказывают свои предположения, и я провожу следующий опыт – прогибание резиновой пленки под действием атмосферного давления. Постепенно учащиеся приходят к выводу, что на пленку оказывает давление окружающий воздух. После этого они же легко отвечают на мой вопрос: «Почему до откачивания воздуха пленка не прогибалась?» Проделав еще несколько опытов (поднятие воды в цилиндре вслед за поршнем и раздувание резинового шарика под стеклянным куполом при откачивании воздуха), ученики объясняют опыт с яйцом, вползающим в бутылку. Обобщив результаты всех опытов, учащиеся приходят к выводу: атмосферный воздух производит давление на все находящиеся в нем тела. Далее я ставлю перед учащимися новый проблемный вопрос: «Как объяснить существование атмосферного давления?». В конце такой поисковой беседы учащиеся выясняют природу атмосферного давления.

При изучении темы «Электрическое поле» в 8 классе я начинаю урок с демонстрации опыта «кусочек ваты, парящий над эбонитовой палочкой». Дотрагиваюсь заряженной эбонитовой палочкой до небольшого кусочка ваты, резко убираю палочку и опускаю ее под кусочек ваты. Кусочек ваты парит над эбонитовой палочкой. В этот момент учитель становится волшебником в глазах ребенка. «Почему кусочек ватки не падает вниз под действием силы тяжести?» «Что удерживает его над эбонитовой палочкой?» Подобные вопросы приводят ребят к выдвижению гипотезы о том, что есть сила, которая направлена против силы тяжести – электрическая сила со стороны заряженной эбонитовой палочки.

При изучении темы «Источники света. Закон прямолинейного распространения света» в 9 классе я задаю учащимся вопрос: «А замечали ли вы, что в любом классе окна всегда с левой стороны?». Ребята задумываются, отмечают для себя, что действительно окна всегда слева. «Почему? Случайность или закономерность?». В ходе рассуждения приходят к выводу о том, что свет должен падать слева, чтобы не отбрасывалась тень от руки.

Ситуация предположения. Используя этот способ, я вовлекаю учащихся в исследовательский поиск. При изучении темы «Явление электромагнитной индукции» в 9 классе, вспомнив с учащимися опыт Х. Эрстеда, я выдвигаю предположение: «Известно, что вокруг проводника с током возникает магнитное поле, т.е. электрический ток вызывает возникновение магнитного поля. А нельзя ли получить обратное явление: получить электрический ток в проводнике при помощи магнитного поля?». При изучении темы «Электромагнитное поле» предлагаю ребятам выдвинуть гипотезу, которая объяснит возникновение электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного поля: «Известно, что магнитное поле не действует на неподвижные заряженные частицы, на неподвижные заряды действует только электрическое поле. Что тогда приводит в направленное движение электроны в замкнутом контуре в опытах Фарадея?»

Немаловажную роль при работе с детьми с ОВЗ играют здоровье сберегающие технологии. Эти ученики не могут выполнять одну работу длительное время. Смена деятельности им просто необходима, и это нельзя забывать. Вижу, что у ребенка пропал интерес к работе, стал отвлекаться: даю ему работу на другой вид деятельности – это карточки «сделай по образцу», почитай часть параграфа и ответь на ряд вопросов, посмотри презентацию по изучаемой теме, проделай эксперимент и сделай выводы, поработай в паре над задачей. А так же при изучении определенных тем предлагаю задачи, которые заставляют задуматься о вреде курения, об экологии: Например: задачи для 10 класса

Задача 1. В дыму одной сигареты содержится много ядовитых веществ. В том числе 0, 006 мг никотина (C10H14N2), 0,0016 мг аммиака (NH3), 0,00003 мг синильной кислоты (HCN) и 0, 0025 мг угарного газа (СО). Определите молярную массу этих веществ. Определите сколько молекул этих веществ проникает в легкие человека при выкуривании одной сигареты.?

Задача 2. Крупная экологическая катастрофа произошла в марте 1978 года вблизи французского города Бреста. После аварии американского супертанкера “Амоко Кадис” из резервуаров в море вылилось 200 тыс. тонн нефти. В результате аварии образовалась нефтяная пленка средней толщины 0,5 мм. Определить площадь загрязнения и возможные экологические последствия?

Во время проведения декады физики ребята с ОВЗ составляют кроссворды, ребусы. Получают индивидуальные задания: подготовить сообщение о выдающихся ученых – физиках, написать реферат по определенной теме, по возможности, с помощью родителей, выпустить газету. Считаю, что каждый урок - это, прежде всего коррекция развития ребенка, его способностей и поэтому стараюсь включать детей с ОВЗ в разнообразную деятельность. И готовясь к урокам, считаю своей важнейшей задачей: формирование у детей с ОВЗ совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию: научиться учиться, а не только освоить ребенком конкретные предметные знания.

В своей педагогической деятельности я использую информационно-коммуникационные технологии, что позволяет мне осуществлять индивидуальный подход к обучению; развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности, формировать у учащихся умение работать с разными источниками информации. В своей работе я постоянно использую компьютерные справочники и энциклопедии, личным примером показывая учащимся, как пользоваться данными ресурсами. В классах предлагаю поиск нужной информации, используя интернет-ресурсы при решении поставленных задач на уроке, а также для выполнения домашних заданий.

Список использованной литературы:

1.Боброва С.В. Физика. VII - X классы: нестандартные уроки

2.Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

1. http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/obuchenie-detei-o-ovz.html

2. http://infourok.ru/statya_o_rabote_s_detmi_s_ovz-165889.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!