СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на МО педагогов I ступени на тему: "Создание здоровьесберегающей среды и применение ИКТ технологий в учебно - воспитательном процессе."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание здоровьесберегающей среды  и применение

ИКТ технологий в учебно - воспитательном процессе.

 

 

 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

 От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

 мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

 

 Развитие творческого потенциала учащихся становится одной из основных задач современного образования.

 Смена образовательной парадигмы, новые образовательные концепции, новые подходы управления образованием – все это направлено на реализацию данной задачи.

 Появились и широко внедряются в школьную практику средства ИКТ. Вследствие чего стала актуальной задача, разрешение которой должно иметь наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащихся в процессе обучения с использованием средств ИКТ, которые могут отрицательно сказываться на здоровье школьников.

 Актуальность решения этой задачи сохраняется на протяжении всего времени обучения школьников с использованием средств ИКТ - вот уже более 20 лет. Надо сказать, что за эти годы исследователями выявлено большое количество факторов и рекомендаций, значимых с точки зрения внедрения здоровьесберегающих технологий в обучение. Достаточно вспомнить несколько редакций санитарных норм и правил, касающихся проведения учебных занятий с использованием компьютерной и другой техники. При этом проблема корректного использования средств ИКТ в обучении до сих пор остается, поскольку работа школьников за компьютером сопряжена с повышенной умственной нагрузкой, нервно-эмоциональным и зрительным напряжением.

Многих проблем в этой области удалось бы избежать, если бы каждый учитель организовал процесс обучения с использованием средств ИКТ не по своему усмотрению, выбирая наиболее удобные для него и не согласованные с коллегами меры по обеспечению здоровьесбережения, а работал бы в строгих и четко определенных рамках единой выверенной и апробированной здоровьесберегающей среды школы. При этом обучение, не вредящее здоровью школьников, должно стать полноправным звеном общей системы здоровьесбережения, интегрированным с аналогичными мерами, предпринимаемыми в обучении другим дисциплинам и во внеучебной деятельности школьников.

Конечная цель всех, без исключения, нововведений, осуществляемых в современной школе, заключается в создании механизмов устойчивого развития качественно новой модели образовательного учреждения, обеспечивающей комплекс условий для формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, соответствующей социальному и региональному заказам.

 В таких условиях основной задачей учебного заведения является повышение качества образования. Опыт показывает, что решение этой задачи можно осуществить через методическую, общеобразовательную, воспитательную и, наконец, здоровьесберегающую деятельность.

 Важно обратить внимание на то, что одной из основных задач является сохранение и развитие здоровья детей в учебно-воспитательном процессе.

В частности, формирование и развитие здоровьесберегающей среды школы включает в себя ряд мероприятий, распространение которых необходимо и на теорию и практику обучения с использованием средств ИКТ, а именно:

 

 • повышение компетентности и уровня знаний педагогов и администрации в области педагогики, физиологии, психологии, экологии по здоровьесберегающему сопровождению учебно-воспитательного процесса;

 • организация учета динамики работоспособности школьников во время учебно-воспитательного процесса;

 • организация чередования различных видов деятельности;

 • организация сочетания труда и отдыха во время учебно-воспитательного процесса;

 • организация динамических пауз во время обучения.

 

 В то же время совершенствование методических систем и практических условий обучения с использованием средств ИКТ в школе должно внести свой органичный вклад в формирование единого здоровьесберегающего пространства. Основными элементами, входящими в такое пространство "благодаря" использованию информационных и коммуникационных технологий, могут стать системы:

 

 • совершенствования учебно-воспитательного процесса с использованием средств ИКТ с целью сохранения здоровья школьников;

 • контроля здоровьесбережения в рамках реализации методических систем обучения с использованием компьютерной техники;

 • медико-профилактического обеспечения здоровьесберегающего сопровождения процесса обучения;

 • планирования здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса в области использования средств ИКТ;

 • медико-психологического обеспечения здоровьесберегающего сопровождения обучения с использованием средств ИКТ;

 • отбора и использования средств обучения, не наносящих вред здоровью школьников.

 

 Формирование теоретической модели здоровьесберегающей среды школы и отдельный детальный учет в ней особенностей сохранения здоровья школьников в процессе обучения с использованием средств ИКТ позволяют не только очертить круг возникающих при этом проблем, но и выработать общие и частные рекомендации и технологические шаги, которыми на практике могли бы воспользоваться педагоги и администрация школ.

 

 К таким шагам, в первую очередь, следует отнести:

 • перспективное планирование развития здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса;

 • анализ и план действий по организации здоровьесберегающего сопровождения деятельности школы применительно к обучению с использованием средств ИКТ;

 • подготовку и мотивацию учителей, ориентированные на здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса;

 • организацию контроля за соблюдением требований СанПиНа при подготовке и проведении занятий с использованием компьютерной техники;

 • организацию системы контроля за соблюдением рационального сочетания учебной деятельности и отдыха в ходе обучения с использованием средств ИКТ;

 • создание системы непрерывного здоровьесберегающего образования учителей, учащихся и родителей;

 • совершенствование содержания и методов обучения, проводимого с использованием средств ИКТ, путем систематизации, интеграции и оптимизации учебного материала с целью устранения перегрузки школьников;

 • изучение влияния средств ИКТ на здоровье школьников.

 Создание системы здоровьесбережения в школе, увязывание всех факторов, влияющих на здоровье, и их изучение, с точки зрения обучения с использованием средств ИКТ, обязательно будет способствовать сохранению оптимального уровня работоспособности и функционального состояния организма на протяжении всех учебных занятий в школе и полной безопасности для жизни и здоровья школьников. Это, безусловно, положительно отразится и на достижении одной из главных целей обучения с использованием средств ИКТ - подготовке здоровых членов современного общества, способных ориентироваться в информационных потоках и владеющих основными информационными технологиями.

Литература

 1. Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие/ А.В. Ахаев. – Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С.Аманжолова, 2004.

 2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. – М., 1999.

 3. Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. М., 2004., №2.

 4. Валеология. Физвоспитание. Спорт. №1 (13) 2003 год, январь. Ежемесячный методико-педагогический журнал.

 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

1

Просмотр содержимого документа
«Доклад на МО педагогов I ступени на тему: "Создание здоровьесберегающей среды и применение ИКТ технологий в учебно - воспитательном процессе."»

Создание здоровьесберегающей среды и применение

ИКТ технологий в учебно - воспитательном процессе.



«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»


Развитие творческого потенциала учащихся становится одной из основных задач современного образования.

Смена образовательной парадигмы, новые образовательные концепции, новые подходы управления образованием – все это направлено на реализацию данной задачи.

Появились и широко внедряются в школьную практику средства ИКТ. Вследствие чего стала актуальной задача, разрешение которой должно иметь наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащихся в процессе обучения с использованием средств ИКТ, которые могут отрицательно сказываться на здоровье школьников.

Актуальность решения этой задачи сохраняется на протяжении всего времени обучения школьников с использованием средств ИКТ - вот уже более 20 лет. Надо сказать, что за эти годы исследователями выявлено большое количество факторов и рекомендаций, значимых с точки зрения внедрения здоровьесберегающих технологий в обучение. Достаточно вспомнить несколько редакций санитарных норм и правил, касающихся проведения учебных занятий с использованием компьютерной и другой техники. При этом проблема корректного использования средств ИКТ в обучении до сих пор остается, поскольку работа школьников за компьютером сопряжена с повышенной умственной нагрузкой, нервно-эмоциональным и зрительным напряжением.

Многих проблем в этой области удалось бы избежать, если бы каждый учитель организовал процесс обучения с использованием средств ИКТ не по своему усмотрению, выбирая наиболее удобные для него и не согласованные с коллегами меры по обеспечению здоровьесбережения, а работал бы в строгих и четко определенных рамках единой выверенной и апробированной здоровьесберегающей среды школы. При этом обучение, не вредящее здоровью школьников, должно стать полноправным звеном общей системы здоровьесбережения, интегрированным с аналогичными мерами, предпринимаемыми в обучении другим дисциплинам и во внеучебной деятельности школьников.

Конечная цель всех, без исключения, нововведений, осуществляемых в современной школе, заключается в создании механизмов устойчивого развития качественно новой модели образовательного учреждения, обеспечивающей комплекс условий для формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, соответствующей социальному и региональному заказам.

В таких условиях основной задачей учебного заведения является повышение качества образования. Опыт показывает, что решение этой задачи можно осуществить через методическую, общеобразовательную, воспитательную и, наконец, здоровьесберегающую деятельность.

Важно обратить внимание на то, что одной из основных задач является сохранение и развитие здоровья детей в учебно-воспитательном процессе.

В частности, формирование и развитие здоровьесберегающей среды школы включает в себя ряд мероприятий, распространение которых необходимо и на теорию и практику обучения с использованием средств ИКТ, а именно:



• повышение компетентности и уровня знаний педагогов и администрации в области педагогики, физиологии, психологии, экологии по здоровьесберегающему сопровождению учебно-воспитательного процесса;

• организация учета динамики работоспособности школьников во время учебно-воспитательного процесса;

• организация чередования различных видов деятельности;

• организация сочетания труда и отдыха во время учебно-воспитательного процесса;

• организация динамических пауз во время обучения.



В то же время совершенствование методических систем и практических условий обучения с использованием средств ИКТ в школе должно внести свой органичный вклад в формирование единого здоровьесберегающего пространства. Основными элементами, входящими в такое пространство "благодаря" использованию информационных и коммуникационных технологий, могут стать системы:



• совершенствования учебно-воспитательного процесса с использованием средств ИКТ с целью сохранения здоровья школьников;

• контроля здоровьесбережения в рамках реализации методических систем обучения с использованием компьютерной техники;

• медико-профилактического обеспечения здоровьесберегающего сопровождения процесса обучения;

• планирования здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса в области использования средств ИКТ;

• медико-психологического обеспечения здоровьесберегающего сопровождения обучения с использованием средств ИКТ;

• отбора и использования средств обучения, не наносящих вред здоровью школьников.



Формирование теоретической модели здоровьесберегающей среды школы и отдельный детальный учет в ней особенностей сохранения здоровья школьников в процессе обучения с использованием средств ИКТ позволяют не только очертить круг возникающих при этом проблем, но и выработать общие и частные рекомендации и технологические шаги, которыми на практике могли бы воспользоваться педагоги и администрация школ.



К таким шагам, в первую очередь, следует отнести:

• перспективное планирование развития здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса;

• анализ и план действий по организации здоровьесберегающего сопровождения деятельности школы применительно к обучению с использованием средств ИКТ;

• подготовку и мотивацию учителей, ориентированные на здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса;

• организацию контроля за соблюдением требований СанПиНа при подготовке и проведении занятий с использованием компьютерной техники;

• организацию системы контроля за соблюдением рационального сочетания учебной деятельности и отдыха в ходе обучения с использованием средств ИКТ;

• создание системы непрерывного здоровьесберегающего образования учителей, учащихся и родителей;

• совершенствование содержания и методов обучения, проводимого с использованием средств ИКТ, путем систематизации, интеграции и оптимизации учебного материала с целью устранения перегрузки школьников;

• изучение влияния средств ИКТ на здоровье школьников.

Создание системы здоровьесбережения в школе, увязывание всех факторов, влияющих на здоровье, и их изучение, с точки зрения обучения с использованием средств ИКТ, обязательно будет способствовать сохранению оптимального уровня работоспособности и функционального состояния организма на протяжении всех учебных занятий в школе и полной безопасности для жизни и здоровья школьников. Это, безусловно, положительно отразится и на достижении одной из главных целей обучения с использованием средств ИКТ - подготовке здоровых членов современного общества, способных ориентироваться в информационных потоках и владеющих основными информационными технологиями.

Литература

1. Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие/ А.В. Ахаев. – Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С.Аманжолова, 2004.

2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. – М., 1999.

3. Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. М., 2004., №2.

4. Валеология. Физвоспитание. Спорт. №1 (13) 2003 год, январь. Ежемесячный методико-педагогический журнал.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!