СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на МО тема: "Дифференцированный и индивидуальный подход в воспитании детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на МО тема: "Дифференцированный и индивидуальный подход в воспитании детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий"»







Доклад на МО воспитателей на тему:

Дифференцированный и индивидуальный подход в воспитании детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий



В настоящее время актуальным является повышенное внимание к проблемам дифференцированного и индивидуального подходов в обучении и воспитании детей. Принципы воспитательного процесса - это основополагающие, исходные положения, в которых определяются педагогические требования к организации, содержанию, методам и формам воспитательной системы. Воспитатель или педагог всегда руководствуются как общепедагогическими, так и специальными принципами воспитания, отражающими специфику воспитательного процесса той или иной категории детей. Принципы воспитания требуют полной реализации в практической деятельности, но они не могут заменить специальных знаний, умений, опыта воспитателя. Поэтому, даже на занятиях, педагог должен уметь найти общий язык с каждым воспитанником. Принципы, на которых выстраивается воспитательный процесс, не могут оставаться неизменными, они изменяются, совершенствуются в связи с социальными и экономическими изменениями в обществе. В организации и реализации внеурочной воспитывающей деятельности дифференциация и индивидуальный подход являются одним из принципов воспитания. Цель этой воспитательной системы состоит в подготовке воспитанника к самостоятельной жизни в обществе, к трудовой деятельности Принцип индивидуального и дифференцированного подхода требует как учёта индивидуальных особенностей воспитанников, так и учёта степени трудности заданий, упражнений, содержания воспитывающей деятельности и разных методов воспитания. Принцип дифференциации направлен на достижение оптимального уровня социализации воспитанника при применении эффективной технологии воспитания. Главная цель дифференцированного и индивидуального подходов на занятии - участие каждого воспитанника, возможность совершенствования навыков и способностей. Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей. Дифференциация – в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на части. Дифференцированный подход - это создание разнообразных условий воспитания в одной группе, это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обусловлен наличием вариативных особенностей. Могут обучаться дети с различными особенностями нарушения, отклонениями в развитии в одном классе. Они будут отличаться между собой по познавательным возможностям, активности. Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню обучения и воспитанности воспитанников. Дифференциация направлена на изучение качеств личности, её интересов, склонностей, уровня самосознания и социальной зрелости. При дифференцированном подходе воспитанники группируются на основе сходства в интеллекте, поведении, отношениях, уровне ведущих качеств. Воспитательная работа при дифференцированном подходе ведётся с группами. Каждая группа воспитанников требует индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания, а также своей системы методов педагогического воздействия. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Социализация каждого воспитанника в условиях индивидуального подхода осуществляется с учётом особенностей его развития и воспитания. При применении современных инновационных технологий как в организации образовательного процесса, так и в обучении детей с ОВЗ, используются: - специализированные компьютерные программы для лиц с ОВЗ; - общеразвивающие компьютерные игры и программы в работе с детьми и подростками с ОВЗ; - интерактивные доски в целях оптимизации процесса обучения детей с ОВЗ; - текстовые редакторы как средства развития самостоятельной письменной речи детей с ОВЗ; - мультимедийные презентации как удобный и эффектный способ представления информации, сочетающий в себе динамику, звук и изображение; то есть необходимые факторы для наиболее долгого удержания внимания ребёнка. Исходя из данных Центра прикладных исследований Вортоновской Школы - Wharton School, Университета штата Миннесота, человеком запоминается 20% услышанноё и 30% увиденной информации, и более 50% информации, которую он видит и слышит одновременно. Термин «слайд–шоу» не известен в привычной дефектологии и используется в ней лишь в целях определения конкретного вида работы с детьми. Рассмотрим подробнее данный вид работы. Что подразумевает слово «слайд»? Набираются фото- и видео- материалы на определенную тему, а затем выстраиваются в определённый логический сценарий. Что подразумевает слово «шоу»? Детьми воспринимается информация не пассивно, а ими непосредственно принимается участие в процессе: они находят ответы на заранее подготовленные вопросы в сценарии, ими решаются доступные логические задачи. В показ включаются и фотографии, найденные детей по заданной теме, что является важным для развития их эмоциональной заинтересованности и осознания того, что они сами - часть окружающего их мира. Применение «слайд-шоу» возможно на разных этапах работы с детьми: от создания мотивационного компонента и до закрепления полученных знаний. Детьми с ОВЗ усваивается всё новое довольно медленно, с помощью многократных повторений; ими быстро забывается воспринятое, именно поэтому использование «слайд-шоу» приобретает важное значение на этапе закрепления полученной информации. После проведённых занятий в группе детям показывается очередное «слайд-шоу», где им предлагаются уже знакомые модели из пиктограмм, просмотр фрагментов фильма и задания логического характера. Мультимедиа также находит своё применение и в разработанной заранее серии кукольных спектаклей, например: «Времена года»: «Картинки осени», «Картинки зимы», «Картинки весны», «Картинки лета». При этом слова автора с описанием природ, сопровождаются точно подобранной картинкой и, возможно, шумовым эффектом. Одной из задач, решаемых с помощью информационных технологий, является развитие представления о целостности картины мира При этом пока нет созданных фильмов научного характера для детей с ОВЗ. Поэтому педагогам необходимо самим подбирать информацию, понятную детям, при помощи компьютерных технологий. Сегодня уже невозможно представить жизнь наших детей, оторванной от тех событий, которые происходят в нашей стране или мире, хотя они и не живут общественной жизнью. Но они смотрят телевизор, выезжают в поездки, участвуют в соревнованиях, ходят в походы. Поэтому важные события в стране и мире в целом не проходят для них незамеченными. И смысл происходящего можно донести до них как раз при помощи известного вида работы - «слайд-шоу». То есть каждое важное событие для школы, города, страны можно изложить на слайдах, причём туда можно включать и фотографии самих детей, например, на фоне каких-либо достопримечательностей. Применение данной технологии служит возможностью для самостоятельной работы как на уроке, так и во внеурочное время, развивает способности детей, способствует проявлению лидерских качеств. У школьников происходит формирование личной ответственности за свои знания и включение их в деятельность в реальности. В информационно-методическое обеспечение проектного обучения включены:- учебная; - справочная и научно-популярная литература; - наглядные пособия; - образцы проектной деятельности; - конструкторской и технической документации; - выставки лучших изделий учащихся. Воспитанниками приобретаются навыки работы с информацией, систематизацией материала, демонстрации результатов своей деятельности. Педагог же, при включении элементов метода проектов в учебный процесс, получает возможность построения разнообразных форм проведения занятий, стимулирования творчества и развития мотивационной сферы школьников. Приобщению ребёнка к разным видам деятельности также способствует коррекция нарушенных функций с помощью музыки – технология «Звучащий мир». Музыкальное воспитание направляется непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций, то есть зрительного и слухового восприятия, а также речевой деятельности. Педагогу необходимо дифференцированно воздействовать на детей с различными особенностями психического развития. Так, медлительным детям необходима стимулирующая музыка, повышающая возбуждение в коре головного мозга и стимулирующая общий жизненный тонус. Расторможенные дети – гиперактивные – нуждаются в спокойной музыке умеренного темпа, которая снизила бы возбуждённое состояние коры головного мозга. Дистонические дети, у которых эмоциональное состояние в течение резко меняются, нуждаются в стабилизирующей музыке, то есть имеющей спокойный характер с акцентами, повторяющимися с ровными интервалами, и одинаковым уровнем звучания. При удовлетворение сенсомоторной потребности дети сильнее проявляют интерес к окружающему миру, имеют способность обобщения музыкального опыта; у них происходит активизация эмоциональных реакций на музыку, развитие музыкально-игровых импровизаций. В настоящее время, с учётом современной природной и социальноэкономической ситуации, довольно остро строит проблема здоровья детей. В системе образования же накоплен определённый опыт применения здоровьесберегающих технологий, таких как: применение различных игровых технологий; смена динамических поз и динамических пауз, реализация специальных упражнений, применение таблиц, с помощью которых снимается зрительное утомление. Каким же образом использовать зрительно-пространственную активность на школьном уроке? Этого можно достичь при помощи максимального удаления учебного дидактического материала от глаз ребёнка. Также дидактический материал может быть небольших размеров, что ранее запрещалось. Дети всматриваются вдаль, что помогает снять напряжение с глазных мышц. Расширению же зрительно-двигательной активности способствует проведение физкультминуток для глаз с применением пространственных ориентиров. Такие физкультминутки проводятся через 10-15 минут напряжённого зрительного труда. Также применяются упражнения психологической саморегуляции - аутотренинг, способствующие снятию напряженности, расслаблению, развитию пространственного воображение.Таким образом, правильная организация обучения способствует предотвращению перегрузок и усталости у школьников, а также способствует осознанию детьми важности сохранения своего здоровья. Современными образовательными технологиями обеспечивается формирование познавательной активности школьников, от которой в прямой зависимости находится научно – методическое обеспечение, а также эффективность образования в целом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!