СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на МО учителей информатики на тему «Система оценки достижения предметных результатов по информатике в основном общем образовании.»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на МО учителей информатики на тему «Система оценки достижения предметных результатов по информатике в основном общем образовании.»»

Мочегаевский филиал МБОУ Асекеевская СОШ





Доклад на тему :


«Система оценки достижения предметных результатов по информатике в основном общем образовании.»

Доклад подготовил

учитель информатики

1 кв. категории

Кухарева И.А.































с.Мочегай 2024г


В обновленном ФГОС ООО, прежде всего, конкретизированы требования к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам, проведено разделение требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы по математике, информатике, физике, химии и биологии для базового и углубленного уровней.

Предметные требования по информатике на базовом и углубленном уровне включают как опорные знания, так и деятельность по их применению, сформулированы в связке с метапредметными результатами.

Следует обратить внимание на принципиальных различиях в требованиях к предметным результатам изучения информатики в основной школе, состоящие в следующем:

− на базовом уровне речь идет, как правило, о формировании общих представлений об изучаемых понятиях и методах, о воспроизведении нескольких базовых алгоритмов, о практических навыках использования программного обеспечения;

− углубленный уровень характеризуется свободным оперированием понятиями, алгоритмами, методами; освоением обучающимися более широкого содержания, связанного с представлением информации, элементов математической логики, теории графов, программирования и компьютерного моделирования.

В федеральных рабочих программах (ФРП) предметные требования по информатике представлены в структурированном виде по тематическим разделам «Цифровая грамотность», «Теоретические основы информатики», «Алгоритмы и программирование», «Информационные технологии» и распределены по классам (годам изучения) с четко определенными учебными часами для изучения каждого тематического раздела.

Контроль учебных достижений обучающихся, включающий их проверку и оценку, является важнейшей составляющей (наряду с содержанием, методами, средствами, формами организации учебной деятельности) образовательно- воспитательного процесса. Оценивание рассматривается как процедура определения соответствия индивидуальных достижений обучающихся планируемым результатам. Итогом оценивания служит оценка – суждение о ценности, уровне, значении выявленного результата. Свое количественное выражение оценка находит в отметке.

Система оценки достижений требований ФГОС ООО является двухкомпонентной; она состоит из внутреннего (внутришкольного) и внешнего оценивания. Компоненты взаимосвязаны и взаимодополняемы, поскольку опираются на существующие научно-обоснованные подходы к оцениванию, имеют единую структуру видов и объектов оценивания и нормативно-закрепленные процедуры оценивания.

Внутреннее (внутришкольное) оценивание состоит из стартовой диагностики, текущего контроля или формирующего оценивания, промежуточного или тематического оценивания, итогового оценивания, а также включает оценивание результатов проектной деятельности.

Внешнее оценивание включает государственную итоговую аттестацию, всероссийские проверочные работы, мониторинговые исследования международного, федерального, регионального и муниципального уровней, олимпиады ВсОШ, все этапы Всероссийских олимпиад.

Предметом моего доклада является внутришкольное оценивание. Оно предназначается для организации процесса обучения в классе по учебным предметам и регулируется локальными актами образовательной организации (положением). Внутришкольное оценивание позволяет выявлять степень соответствия подготовки обучающихся требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО; определять учебные затруднения школьников, устанавливать их причины и на этой основе намечать пути устранения этих затруднений; мотивировать обучающихся к систематическому учебному труду; информировать родителей об успехах, трудностях, особых способностях обучающегося.


Многообразие форматов и техник формирующего оценивания позволяет учителю разнообразить учебную деятельность, подбирая и встраивая в урок наиболее комфортные из них для учащихся.

Внутреннее оценивание должно постепенно обеспечить достижение предметных результатов по информатике и успешное прохождение процедуры внешнего оценивания (ОГЭ), которая в настоящее время инвариантна по отношению к уровню изучения информатики в основной школе и ориентирована на проверку результатов обучения в соответствии с следующими уровнями усвоения.

На уровне воспроизведения знаний проверяется и оценивается такой фундаментальный теоретический материал, как:

  • единицы измерения информации;

  • принципы кодирования информации;

  • моделирование;

  • понятие алгоритма, его свойств, способов записи;

  • основные алгоритмические конструкции (ветвление и циклы);

  • основные элементы математической логики;

  • основные понятия, используемые информационных и коммуникационных технологиях;

  • принципы организации файловой системы.




На уровне применения своих знаний в стандартной ситуации проверяются умения:

  • подсчитывать информационный объем сообщения;

  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;

  • формально исполнять алгоритмы, записанные на естественном и алгоритмическом языках;

  • создавать и преобразовывать логические выражения;

  • оценивать результат работы известного программного обеспечения;

  • формулировать запросы к базам данных и поисковым системам.

На уровне применения знания в новой ситуации проверяются сложные умения:

  • разработка технологии обработки информационного массива с использованием средств электронной таблицы или базы данных;

  • разработка алгоритма для формального исполнителя или на языке программирования с использованием условных инструкций и циклов, а также логических связок при задании условий.

Содержание обучения по информатике на уровне основного общего образования предельно насыщено, поэтому время, которое может быть выделено для оценивания предметных результатов, очень ограничено. В связи с этим выбираются компактные и кратковременные форматы оценивания предметных результатов обучения. Предпочтения отдаются кратковременному устному или письменному опросу, преимущественно в тестовой форме из-за возможности его оперативного использования. Большая часть тем курса информатики рассчитана на формирование цифровых навыков на практике, поэтому практическая работа является и формой обучения, и одним из видов оценивания. В конце изучения темы проводится контрольная работа или контрольная практическая работа.

Рассмотрим виды и формы оценивания предметных результатов на разных этапах образовательной деятельности в процессе обучения информатике:

в начале обучения: определяющая или стартовая диагностика, предварительное или входное оценивание;

Оно позволяет установить исходный уровень знаний и умений по информатике, его достаточность для освоения программы основного общего образования по информатике.

Как правило, для стартовой диагностики используют материалы итогового оценивания по предмету за предыдущий год (контрольная работа, практическая работа или итоговый тест). Предварительное повторение перед стартовой диагностикой не проводится. Таким образом, учитель получает возможность оценить уровень остаточных знаний по информатике или, возможно, их прирост из-за постоянного применения цифровых навыков в быту. Отметки за стартовую диагностику не ставятся. Выполненные работы обучающихся сохраняются до конца периода обучения (календарного года или окончания изучения предмета) для анализа индивидуальной динамики обучающихся.

в ходе образовательного процесса: формирующее или текущее оценивание, промежуточное или тематическое оценивание; Данное оценивание осуществляется в ходе образовательного процесса. Текущее оценивание встроено в образовательный процесс, поскольку можно оценивать любую активность обучающегося, которую организует учитель на уроке для освоения теоретического содержания и формирования практических умений по предмету.В обучении информатике в целях текущего оценивания чаще всего используют устный опрос, письменный опрос, тематическую контрольную или практическую работу. Во всех видах оценивания предметных результатов по информатике предпочтение отдается тестовым формам представления заданий из-за их компактного формата, возможности многократного использования в бумажном и электронном виде и оперативности применения.

в конце обучения учебной дисциплине или в конце учебного года: суммирующее оценивание, итоговая диагностика, итоговое оценивание.

Оно проводится учителем в конце учебного года или в конце освоения учебной дисциплины. Традиционно – это итоговое тестирование или контрольная работа. Для большего охвата изученных в учебном году тем целесообразно использовать тестовый формат заданий. Содержание проверочных материалов и критерии оценивания разрабатываются учителем самостоятельно. При этом целесообразно ориентироваться на материалы внешнего контроля – ОГЭ, ВПР или мониторинговые проверки. Для содержательного наполнения итогового тестирования или итоговой контрольной работы можно использовать задания из открытого банка заданий ФИПИ (https://fipi.ru/).

Оценивание в условиях обновленного ФГОС общего образования становится более понятным и учитывает реальные запросы всех участников образовательного процесса. Для подробного изучения новых подходов к оцениванию образовательных достижений по информатике, оцениванию результатов проектной деятельности с подробным описанием критериев, рекомендуется использовать методическое пособие «Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Информатика»», размещенное на сайте https://edsoo.ru/mrinformatika/