СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на МО учителей технологии: «Роль учителя технологии в профориентационном направлении учащихся с интеллектуальными нарушениями»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на МО учителей технологии: «Роль учителя технологии в профориентационном направлении учащихся с интеллектуальными нарушениями»»

Доклад

Роль учителя технологии в профориентационном направлении учащихся с интеллектуальными нарушениями

Каждый год обучающие, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом — как свидетельствует статистика — большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством. У выпускников девятых классов нашей школы на первый план выходит проблема планирования как ближайшего будущего, связанного с обучением, так и перспективного – профессионально

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному и адекватному и доступному своему здоровью выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Учитель технологии среднего и старшего звена, должен работать над вопросом школьной профориентации по нескольким направлениям, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников.

Первое направление: профориентация школьников в среднем звене:

Средняя школа, 5-6 классы

С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии. 

Средняя школа,7-8 классы

С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

Система профессиональной ориентации школьников

  • Профессиональное просвещение

  • Профессиональное воспитание

  • Профессиональные пробы

  • Профессиональная диагностика

  • Профессиональная консультация

  • Профессиональный подбор

  • Профессиональная адаптация


Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.

 

 

Второе направление:

 

Задача учителя — помочь подростку выявить способности и талант и направить его в нужное русло по выбору профессии для своей души и общества в целом. Ситуацию выбора профессии можно представить в виде схемы:

«Хочу»

 

«Могу» «Надо»

Как видно из схемы, зона оптимального выбора профессии будет расширяться при соблюдении всех трех условий правильного профессионального выбора.

На занятиях курса учащиеся учатся определять уровень своих профессионально важных качеств, выявляют и оценивают свои профессиональные интересы, склонности и способности. Значительную помощь ученикам в осознании образа профессии и своих психологических возможностей могут оказать специальные диагностические методики, прежде всего тесты интеллекта, специальных способностей и опросники, благодаря которым учащиеся лучше понимают самих себя и свои возможности. Знакомятся с понятием темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. В дальнейшем они начинают связывать свои психофизиологические особенности с профессиональными намерениями и образами профессии.

Окончанию средней школы посвящен отдельный материал «Профориентация в средней школе, 8-9 классы».

Третье направление:

Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе.

Расширить консультационную деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводить презентации техникумов края, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

Каждый год проводить недели профориентации, которая приносит положительные результаты, помогает многим учащимся найти ответы на интересующиеся их вопросы по профессиональному самоопределению, узнать новое о мире профессий, о популярных и не очень на сегодняшний день видах труда, о сложностях, которые таят в себе многие профессии. Были озвучены и даны определения таким важным понятиям, как «ПРОФПРИГОДНОСТЬ» и «ПРИЗВАНИЕ».

Четвертое, не менее важное направление:

Уже с 14 лет школьники могут начать свою трудовую деятельность прямо в стенах родной школы. Трудоустройством учеников занимается центр занятости населения. Школьники знакомятся со специальностями озеленителя, вожатого, инструктора по физкультуре, с профессией швеи. На протяжении ряда лет практиковалось благоустройство родной школы силами учеников во время прохождения летней трудовой практики. Так, например, выполнения долгосрочный проекта «Школа –мой дом родной» были изготовлены шторы в школьную столовую и рекреации школы. Для этого сначала на уроках технологии и на кружке «Умелые руки» девочки знакомятся с профессией закройщик, швея.  Изучают основы художественного проектирования, предпринимательства, дизайна, интерьера жилого дома, растениеводства.

 

Привлечение к данному виду трудовой деятельности, несомненно, помогает росту и становлению современной личности, развитию предпринимательской жилки, построению правильных деловых отношений в коллективе, а в дальнейшем возможно открытия своего собственного дела.

Осознание школьником общественной значимости труда

В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.

Осознание школьников своих возможностей и интересов

Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии

Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.