СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на МО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на МО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.»

О.Н. Ощепкова

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 19

г.Улан-Удэ, Республика Бурятия

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.


Физическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений принятой 19.11.2023 г. Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года. Стратегия ориентирована на достижение национальной цели по сохранению здоровья и благополучия людей, воспитания потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, организации здорового образа жизни.

Задача здоровьесберегающей педагогики в рамках образовательного процесса - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом и тд.

С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса.

Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.

Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет», «прошу слова».

Во время фронтального опроса использую игру с мячом или воздушным шариком: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология имеет свои варианты.

Кроме того, провожу обязательные две зарядки на одном уроке: для глаз и различных групп мышц. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока.

Использую элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова.

Приемы с соревнованиями благотворно влияют на здоровье детей.

«Уроки-праздники», способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения.

Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока.

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика. Так приобщаю к выполнению домашних заданий своих учеников: даю задания по трем уровням, то есть ребенок сам выбирает себе объем задания по силам.

Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, малоподвижные игры на перерывах, игры-считалки на переменах, вся система физкультурно-массовой работы в школе, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями.

В качестве приема здоровьесбережения применяю дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, получает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Привычно переживаемая ситуация успеха способствует повышению самооценки учащихся, снижает страховые барьеры, формирует доверие к педагогу и доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе. Для создания благоприятного психологического климата я использую различные формы проведения уроков: урок-праздник, КВН, игра, сказка, аукцион, концерты, экскурсии, а также творческие уроки.

Считаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье? Для этого я использую приемы здоровьесберегающих технологий.

1. Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:

  1. Вхождение в рабочий день.


Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!».

У нас сложилось свое правило начала дня, приветствуя друг друга на первом уроке, мы хором все вместе говорим такие слова, сопровождая их показом:

Всем говорю я: «Здравствуйте, С добрым утром, друзья. День наступил прекрасный, Потому, что в нем вы и я!».

Каждое утро первый урок мы начинаем с зарядки под музыку.

Ежедневно по утрам,

Зарядку делать надо нам.

Такими словами мы начинаем зарядку. Ко второму полугодию обучения в первом классе такую зарядку проводят сами дети по очереди.

  1. Создание ситуации выбора и успеха.

Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль. Необходимо, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества. Поэтому на уроках я стараюсь создать благоприятный фон, доброжелательную обстановку, чтобы дети в полной мере могли раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Для этого применяю различные приемы.

1) Создание у ребенка субъективного переживания успеха:

  1. снятие страха («Ничего страшного»);

  2. авансирование («У тебя получится»);

  3. внушение («Приступай же»);

  4. высокая оценка детали («Вот это у тебя получилось замечательно»);

  5. усиление мотива («Нам это нужно для…»).

2) Создание возможности почувствовать свою интеллектуальную состоятельность:

  1. ошибки – это нормальное и нужное явление, вы учитесь;

  2. формирование веры в успех;

  3. отметка достижений;

  4. концентрация внимания на уже достигнутых в прошлом успехах.

Ребята свободно вступают в обсуждение проблемы урока со сверстниками и со мной, задают вопросы на уточнение непонятого, стараются найти выход из тупикового положения на уроке, что говорит о некотором снижении тревожности и повышении самооценки


Организация учебного сотрудничества.


В своей работе применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.

Участвуя в групповой работе, ребёнок делает маленькие шаги к культуре здоровья, приобретает навыки здоровьетворческой деятельности.

Например, на занятии по внеурочной деятельности «Мысли о здоровье» детям необходимо составить своеобразную копилку пословиц, поговорок, высказываний, афоризмов о здоровье и здоровом образе жизни. Эта работа выполняется коллективно. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с литературными источниками. Собранный материал оформляем в виде стенда и помещаем в классный уголок здоровья.

Аналогичная работа проходит по теме «Азбука безопасного поведения». По группам дети составляют правила безопасного поведения в разных ситуациях:

  1. при пожаре;

  2. при захвате террористами;

  3. при движении по улицам;

  4. при обращении с электроприборами;

  5. во время природных катастроф.

Оформляют свою работу в виде проекта (плаката).

На такую работу отводится неделя. А затем на классном часе проводим защиту своих плакатов. Защита проходит в виде устных выступлений, и творческие работы групп затем помещаем в классном уголке.

  1. Использование приемов рефлексии.

  2. Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Что получилось лучше всего?

  1. Какие задания показались наиболее интересными?

  2. Что вызвало затруднения?

  3. Над чем хочется поразмышлять?

  4. Какой совет дали бы себе?

  5. Кому захотелось сделать комплимент?

  6. Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?


2. Использую проведение физкультминуток:

  1. Физкульминутки под музыку.

  2. Упражнения, корректирующие осанку.

«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,

Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»

  1. Гимнастика для глаз.

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке будут буковки писать.

Дыхательная гимнастика.

Вдох пауза выдох

4 сек. 2 сек. 4 сек.

5 сек. 2 сек. 4 сек.

6 сек. 2 сек. 4 сек.

Такая гимнастика очень хорошо мобилизует ребят на работу на уроке.


Массаж пальчиков, подготовка их к письменной работе.

Следует проводить на письменных предметах. Разогревает мышцы. Развивает мелкую моторику. Хорошо проводить с хоровым проговариванием.

  1. Аутогенные тренировки (упражнение на расслабление мышц и зажимов).

– Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись пения птиц).

На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

Окружающий мир.

– Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми? Выбери нужные ответы и обведи кружком их номера.

Никогда не чищу зубы.

Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.

Прочищаю зубы иголкой.

Полощу рот после еды.

Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.

Почистив вечером зубы, не ем сладости.

Математика

Решите задачу.

Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?

(дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)

– Можно съедать так много пирожных? Почему?

– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Говоря о применении здоровьесберегающих технологий нельзя не упомянуть работу по теме о правильном питании, которая строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Работа в этом направлении проводится как в урочной деятельности, так на внеурочной деятельности.

Для того чтобы заинтересовать своих учеников, я использую прием «Пазлы». Дети знают и любят игру в пазлы, когда из отдельных деталей получается целая картинка, поэтому формулировка задания им понятна и близка. Прием заключается в следующем: ученики делятся на группы, выполняют определенное задание по теме, учатся сами, а затем свои знания передают всем. Таким образом, из частей, на которые условно разделена тема, складывается целостное восприятие материала.

Например, рассматривая на внеклассном занятии тему «Как правильно питаться», класс поделили на группы, распределили задания, которые выглядели таким образом:

1-й пазл – «Пища – строительный материал».

2-й – «Пища, которая помогает нам расти».

3-й – «Пища, которая даёт нам энергию».

4-й – «Для чего жиры нужны».

5-й – «Где скрываются белки».

Внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, открывается простор для его педагогического творчества.

Ожидаемые результаты:

. Снижение заболеваемости среди детей.

. Создание сплоченного коллектива учащихся.

. Личностный рост учащихся.

. Повышение качества обучения.

. Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний.

Я планирую продолжать целенаправленную работу по сохранению здоровья детей в последующие годы и очень хотела бы, чтобы работа была продолжена моим преемником при переходе детей в среднее звено обучения.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка) : учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / М_М. Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А. Фарбер-М. : Академия, 2012. - 416 с.

  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4 классы. – М.: Вако, 2004.

  3. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. – 2004. - № 1.

  4. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся. Физическая культура.  1-11 классы, изд.3-е. исправленное – Волгоград: «Учитель», 2016 г.

  5. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р (ред. от 29.04.2023). Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. /Электронный ресурс. Информационно-правовой портал. Гарант.ру. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406733259/.

  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК ПРО, 2002.

  7. Тукачёва С.И. Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2005

  8. Энциклопедический словарь русской цивилизации. – М., 2000.