СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педагогические чтения "Методы и приемы формирования уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности обучающихся на педагогических специальностях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приемы формирования уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности обучающихся на педагогических специальностях

МДК 05.01, 05.02 «Основы предпринимательства и трудоустройства» и МДК 06.02 «Основы предпринимательства»

Существенные изменения социально-экономических и политических условий развития нашего общества, возникновение рыночных отношений, наличие рынка труда, расширение самозанятости населения, экономическая нестабильность диктуют необходимость формирования в человеке способности к самостоятельному поведению в окружающей его действительности. Основы такого поведения закладываются в период его взросления и в значительной степени в ходе получения им образования как общего, так и профессионального.

Для обучающегося важно сознание того, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками самостоятельного поведения, деятельности и общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным, мобильным специалистом и значительную роль в этом отношении играют учреждения среднего профессионального образования.

Вместе с тем современное состояние среднего профессионального образования испытывает серьезные трудности в процессе подготовки такого рода специалистов.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогические чтения "Методы и приемы формирования уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности обучающихся на педагогических специальностях"»

ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»



















Методы и приемы формирования
уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной
деятельности обучающихся на педагогических специальностях

МДК 05.01, 05.02 «Основы предпринимательства и трудоустройства» и
МДК 06.02 «Основы предпринимательства»







преподаватель Антипова Е.И.























Троицк, 2021 г.

  1. Вступление

Существенные изменения социально-экономических и политических условий развития нашего общества, возникновение рыночных отношений, наличие рынка труда, расширение самозанятости населения, экономическая нестабильность диктуют необходимость формирования в человеке способности к самостоятельному поведению в окружающей его действительности. Основы такого поведения закладываются в период его взросления и в значительной степени в ходе получения им образования как общего, так и профессионального.

Для обучающегося важно сознание того, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками самостоятельного поведения, деятельности и общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным, мобильным специалистом и значительную роль в этом отношении играют учреждения среднего профессионального образования.

Вместе с тем современное состояние среднего профессионального образования испытывает серьезные трудности в процессе подготовки такого рода специалистов.

В нормативной документации четко определены обязанности и ответственность обучающегося, а также обозначено, что общеобразовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу студентов.

В связи с этим одна из важнейших задач учреждений среднего профессионального образования - развивать у будущих специалистов самостоятельность.

Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

Самостоятельная работа всегда вызывает у студентов, особенно первых-вторых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы. Многие студенты испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации.

Поэтому, одной из основных задач преподавателя является помощь студентам в организации их самостоятельной работы. Это особенно важно в современных условиях развития общества, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием - повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

  • формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;

  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развития исследовательских умений.

  1. Проблемы профессионального опыта, целей и задач.

Цель доклада - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий развития самостоятельности у студентов учреждений среднего профессионального образования при изучении МДК 05.02 и МДК 06.02.

Объект исследования - образовательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования.

Предмет исследования - педагогические условия развития самостоятельности у студентов в процессе изучения МДК 05.02 и МДК 06.02.

Гипотеза исследования - развитие самостоятельности у студентов при изучении МДК 05.02 и МДК 06.02. будет эффективным, если:

- процесс обучения строится на основе деятельностного подхода, позволяющего рассматривать самостоятельность как доминантное социальному профессиональное качество личности будущего специалиста;

- содержание самостоятельной работы структурировано с учетом внешних и внутренних признаков развития самостоятельности, а также особенностей этапов организации учебно-познавательной деятельности студентов по МДК 05.02 и МДК 06.02. (от репродуктивного до частично-поискового и творческого);

- оценка уровня развития самостоятельности у студентов осуществляется по показателям и критериям, разработанными с учетом специфики МДК 05.02 и МДК 06.02.

Задачи соответствуют цели и гипотезе доклада:

1. На основе изучения и анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы определить роль МДК 05.02 и МДК 06.02.в развитии самостоятельности у будущих специалистов.

2. Рассмотреть возможности реализации деятельностного подхода в развитии самостоятельности как доминантного социально-профессионального качества специалиста при изучении МДК 05.02 и МДК 06.02.

3. Разработать структуру и содержание самостоятельной работы студентов при изучении МДК 05.02 и МДК 06.02.с учетом внешних и внутренних признаков развития самостоятельности.

4. Разработать критерии и показатели определения уровня развития самостоятельности у студентов при изучении МДК 05.02 и МДК 06.02.

5. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития самостоятельности у студентов при изучении МДК 05.02 и МДК 06.02.

3. Пути решения профессиональной проблемы, аргументация педагогической инновационной деятельности.

Я вижу пути решения данной проблемы в реализации следующих активных методов на занятиях по МДК 05.02 и МДК 06.02.

Методы активного обучения:

Имитационные:

    1. Игровые – деловая игра, игровое проектирование, ролевая игра;

    2. Неигровые – анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции.

Неимитационные: проблемное обучения, тематические дискуссии, мозговой штурм, круглый стол, практические занятия, эвристические лекции, решение ситуационных задач.

Приёмы формирования уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности:

  • Создание ситуаций занимательности;

  • Анализ жизненных ситуаций;

  • Демонстрация неоднозначных решений;

  • Комментирование действий;

  • Создание ситуаций общения;

  • Комментирование действий;

  • Побуждающий диалог;

  • Поиск решения проблемы в практической работе.

Существенным для данного исследования является точка зрения выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского, который в работе "Великая дидактика" требовал применять такой способ обучения, при котором "учителя меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились". Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов И. Песталоцци, Ж. Руссо, Г. Спенсера.

Значительный вклад в разработку идеи развития самостоятельности внес немецкий педагог А. Дистервег. Он утверждал, что развитие духовных сил и способностей человека невозможно без усилий в этом направлении с его стороны. Самодеятельность - основа развития самостоятельности ученика в обучении. Так, например, писатель-просветитель Н.И. Новиков "Воспитании и наставлении детей для их распространения общеполезных званий и всеобщего благополучия" и других статьях говорил о том, что образование должно не только обогащать разум детей новыми знаниями, но и развивать их способности мыслить, самостоятельно исследовать.

А.Н. Радищев, а вслед за ним П.И. Пестель и И.Д. Якушкин выступали против догматизма в обучении и требовали такой организации, которая бы способствовала развитию самостоятельной умственной деятельности учащихся.

В.Г. Белинский в своих работах выступал за использование в школе активных методов, которые бы учили воспитанников учиться, развивали их активность и самостоятельность.

А.И. Герцен главной задачей образования считал содействие развитию самостоятельного мышления учащихся.

4. Представление собственного педагогического опыта использования современной образовательной технологии / метода, приёма.

На занятиях по «Основам трудоустройства и предпринимательства» путем практических заданий, внеаудиторной работы развиваются успешность и готовность к самостоятельной профессиональной деятельности.

Например, в программе МДК содержатся такие занятия, как:

    1. Анализ современного состояния развития малого бизнеса в Челябинской области в сфере образования;

    2. Анализ различий основных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности;

    3. Тренинг «Профиль предпринимателя»;

    4. Изучение спроса на дополнительные образовательные услуги в сфере образования в Челябинской области;

    5. Разработка элементов бизнес-плана по организации и открытию своего дела

    6. Изучить режимы налогообложения малого бизнеса;

    7. Работа с информационно-правовыми системами «ГАРАНТ» и «Консультант+».

Проведенная в рамках недели ЦМК деловая игра «Успешное трудоустройство» также способствовала формированию уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности.

А также на занятиях в рамках МДК 05.01 и 05.02, МДК 06.02 проводятся тематические дискуссии, мозговой штурм, круглый стол, практические занятия, эвристические лекции, решение ситуационных задач.

5. Анализ результативности педагогического опыта.

1. Программы по учебной и производственной практике открывают возможности для развития самостоятельности будущих педагогов.

 2Применение разнообразных методов проведения занятий способствуют формированию профессиональных компетенций.

3. Развитая самостоятельность способствует быстрой адаптации выпускника колледжа в новых технологических условиях производства.

4. Самостоятельность - одно из самых востребованных профессиональных качеств.

5. Процесс развития самостоятельности выпускника колледжа не заканчивается в образовательном учреждении, а продолжает свое развитие в условиях профессиональной деятельности.

При реализации на занятиях по МДК 05.01 и 05.02, а также МДК 06.02 методов и приемов формирования самостоятельности, стало заметно, что студенты не боятся высказываться, аргументировано отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения поставленной проблемы, без боязни допустить ошибку.

Библиографический список:

  1. 1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2009. - № 11.

  2. Гинзбург, Я.С., Коряк, Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр [Текст] // Игровое моделирование: Методология и практика. – Новосибирск: Наука, 2011. – С. 61–77. 

  3. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2001. – 128 с.

  4. Короткова, М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках.– М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 256 с.

  5. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 16







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!