СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педагогическом совете: «Современные образовательные технологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Положительная мотивация школьников-важная движущая сила учебного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогическом совете: «Современные образовательные технологии»»

«Современные образовательные технологии»

Печерица Н.П. Государственное казенное общеобразовательное учреждение«Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся»города Троицка


Одна из важнейших профессий в современном мире-учитель. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации.

Работая в школе более двадцати лет и наблюдая за своими коллегами, я поняла, что настоящий учитель должен переживать, «гореть» своей профессией. И порой одних знаний мало, надо всем своим существом, каждой клеточкой своего организма прочувствовать это состояние – учитель. Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель – в мыслях и поступках людей. 

Главное в моей работе – не только знание своего предмета, но и умение любить детей, видеть в них потенциал. Каждый ребенок – это алмаз, который шлифуется в школе и именно от учителя зависит, станет ли алмаз бриллиантом и сколькими гранями засверкает, радуя окружающих. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

От того, насколько талантлив учитель, насколько он профессионален, зависит успех каждого его ученика. Успех ученика – это и есть успех учителя. Считаю, что основа успешности - глубокий и всесторонний самоанализ, то есть анализ каждого своего действия, каждого слова, каждого жеста, и, конечно же, анализ своей работы, её результативности.

"Даже самая лучшая программа в руках плохого учителя может обратиться в мертвую букву, и посредственная программа в руках хорошего педагога может дать возможность достигнуть значительных успехов", - писал М.И.Демков(1917).
   В.Казанская в развитии педагога как профессионала выделяет три этапа:
  Начальный этап (первые 5 лет) характеризуется овладением педагогом необходимыми знаниями и умениями. На этом этапе он способен работать качественно, если составляет конспекты уроков или внеклассных занятий, делает наброски содержания родительских собраний. Может подготовить открытый урок и проанализировать его, выделить, что на нем было сделано хорошо,а что плохо.
  Основной этап (последующие 10 лет) характеризуется возможностью педагога выполнять разнообразную деятельность. У него появляется свой почерк деятельности. Педагог свободно владеет материалом, умеет использовать информацию для решения педагогических задач. Он может сравнивать свою деятельность с работой коллег, перенимать лучший опыт, делиться с коллегами своими наработками, регулярно повышает свою квалификацию, быстро ориентируется в методах обучения. На этом этапе появляются успехи в обучении учащихся.   Завершающий этап (после 15 лет работы) характеризуется достижением вершины профессионализма.


Проблема мотивации к учебной деятельности сегодня является одной из центральных проблем образования. Положительная мотивация школьников – важная движущая сила учебного процесса. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались по предмету. Известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса.  Поэтому учитель должен задумываться, как не только сообщать знания, но и управлять процессом их усвоения, включения учеников в работу, чтобы знания приобрели значимость  для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его сознании.

В поисках совершенствования своего педагогического мастерства, учитель неизменно задает себе вопросы: «как», «какими путями», «с помощью каких приемов и способов» строить по-новому учебный процесс с учетом того, что «я – один, их – 20, чтобы учебный предмет стал для них интересен. Важно помнить, что позитивная мотивация основывается на «трех китах»: мне интересно то, чему меня учат; мне интересен тот, кто меня учит; мне интересно как меня учат.

Хорошие отношения между учителем и учеником основываются на самоуважении. Уважение должно не только демонстрироваться учителем, но и чувствоваться учеником.
Идя на занятие с младшими школьниками и младшими подростками необходимо в первую очередь настроить себя на очень доброе отношение к ним. Дети весьма чутко ощущают психоэмоциональное состояние педагога. И если он придет не с добром, а предположим, в раздраженном состоянии, тем самым сразу же нарушится тот добрый контакт, который столь необходим для успешной работы. Учитель должен быть актёром.
«Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить „иди сюда“ с 15–20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса», – говорил А.С. Макаренко.

Работая по традиционной программе, я стараюсь использовать на своих уроках элементы развивающего обучения и ставить перед собой цели, отличающиеся от традиционного урока.

Цель моей педагогической работы создать для каждого учащегося такие условия учебной деятельности, которые создадут атмосферу сотрудничества между учеником и его одноклассниками, между учеником и учителем. Но, используя личностно-ориентированное обучение, я не ставлю перед собой цель "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а стремлюсь раскрыть индивидуальность, творческие способности каждого моего ученика, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

Работая в школе, приходится много думать, искать, творить. В результате родились уроки-состязания, уроки-экскурсии, уроки-игры, уроки-путешествия и т.д. Эти уроки время от времени повторяются, успешно используются при изучении других тем в следующем классе. Детям они не надоедают. На таких уроках ненавязчиво обогащает словарный запас, развивает речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.

И главное – огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке! Применение интерактивных методов в игровой форме на уроках вовлекают в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.
Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры:
"С миру по букве"

Сочинить рассказ из 8-10 слов начинающихся на одну букву.Например:(Павел Петрович пошел погулять, поймал попугая ,пошел продавать.)

 "Кузовок" Учитель зачитывает слова: "Вот тебе кузовок, сложи в него всё, что кончается на ОК. Если ошибёшься - отдашь залог." Дети поочерёдно называют слова. Тот, кто ошибся или не придумал слово, отдаёт фант. В конце игры победитель даёт задания фантам.

«Выбери три слова»: ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку).
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

«Почтальон». На доску крепятся несколько подписанных( по видам орфограмм) конвертов(карманов). На столе карточки со словами. Дети берут карточки со словом, в котором есть какая-либо орфограмма и кладут карточку в нужный конверт. Затем идёт совместная проверка (вскрытие конвертов).

Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (мини-сочинения, кроссворды, сканворды, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-путешествие).
На уроках стараюсь применять интерактивные методы в виде ролевой игры, игровых упражнений, проигрывание ситуаций, работа в группах, ассоциации, воспроизведение материала. Бывает, что на уроке чувствуется, что теряется, внимание учащихся, а нужно объяснить что-то очень важное. В этих случаях, начинаю применять приём привлечения внимания. Например: Обращаюсь к писателю на портрете в классе, или говорю: «Пусть слушает только тот, кто всегда поднимает руку для ответа на мой вопрос». Или объясняю так, как будто раскрываю какой-то важный секрет, и никто кроме детей не должен его услышать. Это стопроцентно помогает для привлечения внимания.

Технология проблемного обучения. Данная технология основана на создании в учебной деятельности проблемных ситуаций, которые способствуют организации самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются творческие и мыслительные способности.

Так, например, изучая на уроках окружающего мира природные зоны, мои ученики сами выявляют экологические проблемы, предлагают пути их разрешения. Рассматривая проблемную ситуацию, связанную с исчезновением степей, мои ученики нарисовали рисунки, с изображением птиц которым становится негде гнездиться, составили петиции с подписями в защиту животного мира степей. Проблемное обучение применяю и на остальных уроках. На русском языке даю вначале урока такое задание, чтобы учащиеся, сами объявили тему урока. В течение урока несколько раз проговариваем тему.

В моём классе 12 человек. Из них 3 отличницы,4 хорошиста, остальные ребята учатся с 3-ми по основным предметам. Из них 3-е имеют диагноз ЗПР и одна девочка учится по программе 8 вида.

Поэтому для меня особо важное значение имеет разноуровневое обучение. Оно реализует желание сильных учащихся быстрее и глубже овладевать новыми знаниями, а слабые ученики получают возможность испытывать учебный успех.

В своей практике работы разноуровневое обучение применяю на разных этапах учебного процесса:

  • работа над новым материалом;

  • закрепление пройденного;

  • практические, самостоятельные, контрольные работы;

  • домашнее задание.

Домашнее задание, к примеру, по литературному чтению предлагаю ученикам на выбор в трёх вариантах, в зависимости от степени сложности. Например, изучая на уроке сразу несколько стихотворений, учащиеся самостоятельно выбирают то стихотворение, которое они смогут выучить наизусть. Или выучить по желанию стихотворение, непредусмотренное по программе для заучивания наизусть. Сильные учащиеся -обязательно выучат. Самостоятельно выбирают вопрос, на который смогут ответить, задаю творческие задания, которое смогут выполнить. Примеры творческих заданий: рисунок-иллюстрация к литературному произведению, придумать вопрос товарищу, сочинить продолжение к изучаемому произведению. Я заметила, что даже слабые ученики при выборе варианта домашнего задания, предпочитают более сложные задания, стремясь не отстать от своих более сильных товарищей. Заслуженный деятель науки М.Н. Гернет писал «любить детей – этого мало, надо их знать». Разноуровневое обучение даёт возможность мне как учителю изучить свойства личности ученика, выявить его задатки в какой-либо области знаний, раскрыть талант и одарённость каждого учащегося.

Использую на уроках разнообразный дидактический материал, наглядные средства обучения: опорные схемы и таблицы, сюжетные картинки, памятки, тесты для диагностики.
Применяю разнообразные формы работы. Особенно эффективна, на мой взгляд, работа в парах, в группах. Использование на уроках групповой работы убеждает меня в том, что:
- возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота и человечность;
- резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
- учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учётом позиций других людей.
Всё плотнее входят в нашу жизнь современные информационные технологии. С уверенностью могу сказать, что их использование в начальных классах делает урок более интересным, увлекательным, понятным для всех.
При размещении в классе мультимедийного проектора появилась возможность проведения фронтальной работы. Это и устный счёт на уроках математики, орфографическая минутка и словарная работа на уроках русского языка.
Особенно интересно можно использовать мультимедиатехнологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Готовясь к урокам окружающего мира, создаю свои презентации, которые позволяют мне показать детям животный и растительный мир нашей Родины, как жили наши предки – славяне, портрет любой исторической личности. Использую интернет ресурсы при подготовке к урокам литературного чтения. В интернете можно найти готовые презентации по творчеству писателей и поэтов, скачать аудиозапись чтения стихотворения или текста профессиональным чтецом, артистом. После прослушивания дети стараются подражать его голосу и интонации.

Подводя итоги всего вышесказанного, хочется сказать, что результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма и творчества учителя. И от нас с вами зависит, каким быть уроку, и будет ли этот урок стимулом к успеху.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!