СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педагогическом совете "Ценностные приоритеты патриотического воспитания слабовидящих учащихся в современной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете:

 ПРОБЛЕМА, НАД КОТОРОЙ Я РАБОТАЮ

«ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогическом совете "Ценностные приоритеты патриотического воспитания слабовидящих учащихся в современной школе"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Симферопольская специальная

школа-интернат №1»



Выступление на педагогическом совете:

ПРОБЛЕМА, НАД КОТОРОЙ Я РАБОТАЮ

«ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»









Воспитатель Сальникова

Елена Викторовна



















2022





Для развития детей с ограниченными возможностями здоровья нужна адаптация объёма и характера воспитательного материала к познавательным возможностям воспитанников, для чего необходимо систему изучения тех или иных знаний значительно детализировать: материал преподносить небольшими порциями, усложнять постепенно, а также изыскивать способы облегчения трудных заданий.

.

Успех патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома.

Тема, над которой я работаю третий год, как воспитатель, и первый в 8б классе, непосредственно связана с работой по патриотическому воспитанию школьников.

Согласно выбранной теме передо мной стояли следующие цели и задачи.

Цель патриотического воспитания - организация системы нравственно-патриотического воспитания и решение проблем личностного развития детей с ОВЗ через приобщение их к историческому, культурному, природному наследию города Симферополя, Республики Крым, а затем и России.

Главной целью является понимание того, что на каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Ребята, с которыми работаю я, а это средний школьный возраст (12 -13 лет), наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала надо понимать, как эта любовь может сформироваться, и без какой эмоциональной познавательной основы она не сможет появиться. Базой для патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. Именно они дадут ростки гражданско-патриотического чувства.

Воспитателям ГПД необходимо с первых дней развивать такие качеств как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи патриотического воспитания детей среднего школьного возраста включают в себя:

-ведение широкой историко-просветительской деятельности;

-формирование представлений детей о Родине, как о месте, где человек родился;

-расширение кругозора детей на основе музейного материала, доступного их пониманию;

- привитие интереса к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору;

-развитие духовно-нравственных потребностей, эмоциональной и мотивационной сферы;

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу;

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Содержание патриотического воспитания детей среднего школьного возраста раскрывается следующим образом:

- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, прошлого и настоящего времени, достопримечательностями.

Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Важно донести до детей мысль- спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

Патриотизм — это прежде всего чувство, отношение человека к Родине, Отечеству, развитие которого связано с социализацией, с пониманием личностью своей принадлежности к определенной общности, с осознанием себя как части этой общности, с формированием мировоззрения. По выражению К.Д. Ушинского, «нет человека без самолюбия, как нет человека без любви к отечеству».

Воспитание чувств и, в частности, воспитание чувства патриотизма представляет собой целую систему воздействий на ребенка, включающую развитие эмоционального отношения и восприятия всего окружающего мира, интеллектуальное его осмысление в соответствии с приоритетами личностного развития.

Возникновение положительных эмоций у человека основывается на соответствии, совпадении обратной связи и информации от внешнего мира с ожидаемыми событиями или превышением информации, а недостаток обратной связи порождает отрицательные эмоции.

Эмоции активизируют и организуют восприятия, внимание, память, воображение, мышление, активно вмешиваются в процесс отбора информации, в ее обработку и оценку.

В связи с этим сокращение получения информации из внешнего мира, свойственное детям с нарушением зрения, может привести к обедненности их эмоциональной жизни, сужению разнообразных видов чувств, если не проводить специальной компенсаторной и коррекционной работы.

Так, эмоциональное восприятие природы, искусства, рассчитанное на зрение, безусловно ограничивает поток информации для слепого человека.


Именно панорама природы, в большинстве случаев воспринимаемая зрительно, часто слабо представляется детьми с нарушением зрения. Однако в нее включаются и восприятия шелеста листьев, запаха травы и цветов, щебетание птиц, тепло ласкающих солнечных лучей, журчание ручья — все то, что вызывает радостные эмоции общения с природой. Любовь к родной земле, природе является одним из решающих факторов, входящих и характеризующих чувство любви к Родине, чувство патриотизма. Дефицит зрительного восприятия окружающей природы не может оправдать слабость и недостаточность любви к Родине, ее природе недостатками зрения. Умение родителей и воспитателей привлечь внимание к тонким и нежным воздействиям природы на человека, показать ее красоту и доставляемую радость при ее восприятии — залог возможности возникновения возвышенных чувств к Родине у детей с нарушениями зрения.

Патриотизм определяется во всех словарях как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и как готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины, поскольку его воспитание и развитие основываются на чувствах к природе, дому, семье.

Вместе с тем патриотизм все-таки является чувством социальным и тесно связан с формированием мировоззрения, с эмоциональными переживаниями успехов и трудностей страны. Отечества, в котором человек живет. И это эмоциональное отношение становится для него личным активным мотивом его поведения, его отношения к окружающим людям, стране, правительству. При этом интересы его как личности не только совпадают с интересами Отечества, но и подчиняются им. Чувство патриотизма представляет собой сильную эмоцию, активную, побуждающую человека к действию. Таким образом, чувство патриотизма тесно связано с такими сторонами личности, как ее мировоззрение, убеждения, идеалы, т.е. с теми качествами, которые составляют ядро личности и менее страдают при нарушениях зрения. Это позволяет говорить о возможностях использования в процессе воспитания патриотических чувств целого ряда методов и средств, которые применяются воспитателями нормально видящих детей.

Необходимо учитывать специфический характер влияния нарушений зрения, опираясь на развитие компенсаторных механизмов слепых и слабовидящих детей, развитие которых влияет на интенсивность и избирательность эмоционального отражения окружающей среды. И чем младше ребенок, тем более резко и ярко это проявляется.

Основы патриотического воспитания закладываются в семье. Чувства симпатии, радости общения с матерью и близкими окружающими детей людьми являются той основой, на которой развиваются глубокие и более высокие, социально направленные чувства. Это связано с расширением круга людей, с которыми общается ребенок, с расширением его интересов к окружающему, с включением активности самих детей не только в семейной группе, но и в группах школы, класса, в кружках по интересам.

Под влиянием положительно окрашенных чувств, возникающих у детей к родным и близким, дети переносят свое отношение и на их непосредственное социальное окружение. Появляется и любовь к животным, к окружающей их природе, чувство любви и симпатии к родному дому, городу, деревне, стране. Постепенно это чувство в процессе роста и взросления, осознания себя принадлежащим к определенному кругу людей и обществу становится более обобщенным и включает в себя не только эмоциональное отношение, но и мотивацию своего поведения при разрешении ситуаций, в которых отражаются противоречия между личными и общественными интересами.

Детям с нарушением зрения с возрастом необходимо расширить возможности познакомиться с жизнью народов мира, так как это обогащает их представления о патриотизме.

Патриотизм является высоким и сложным социально окрашенным чувством, отражающим любовь к своему дому, близким, к своей стране. На его формирование влияет глубокое осознание, знание и оценка политического и экономического состояния своей страны, чувств людей, в ней проживающих, уровень заботы государства о людях, живущих в своей стране, сравнение с жизнью других народов, понимание трудностей развития своей страны.

Дети с нарушением зрения воспитываются и находятся в течение 12-ти лет в условиях интерната, что в значительной степени ограничивает, по сравнению с их зрячими сверстниками, круг общения, развитие общественных связей. Но они имеют не меньшую, а, пожалуй, и большую возможность использовать информацию от СМИ (средства массовой информации), поскольку больше времени проводят перед телевизором, больше слушают радио, имеют также возможность получения информации через Интернет.

В современных условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь детей и молодежи, произошло определенное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, изменились ценностные ориентации. «Необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств становится острой. Важное значение приобретает формирование гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу отечества и готовность к его защите»

Чувства патриотизма и гражданственности у школьников с нарушением зрения, как и в массовой школе, находятся в процессе развития и формирования. Сами дети еще сомневаются в наличии этих социальных чувств и качеств личности. Это значит, что и в средних и старших классах необходимо воспитывать у детей высокие патриотические чувства, привлекая родителей, помогая психологическому анализу при самовоспитании и самоопределении детей. В использовании радио и телевидения необходимо осуществлять строгий контроль и проводить совместный выбор и обсуждение познавательных программ и кинофильмов.

Известно, что патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. И уже тем более это необходимо детям-инвалидам.

Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями.

«Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения во всех учреждениях» - так записано в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».


Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Каждому из нас принадлежит его Родина- малая, близкая. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры в детском возрасте- это и есть самый естественный, а потому и самый верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Становление человека, развитие его личности происходит, только если вокруг него есть ему подобные- социум, в который входит не только ближайшее окружение ребёнка и взаимодействующие с ними специалисты, но, что самое главное- его сверстники. Именно поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы все аспекты жизни были доступны для каждого подрастающего человека. И уже тем более это необходимо детям-инвалидам.