Преподаватели Голубович С.В.,
Маскалевич С.А.
Социальное партнерство колледжа и учреждений общего среднего образования как механизм формирования профессиональных компетенций учащихся специальности «Физическая культура»
Качество профессиональной подготовки выпускников среднего специального образования на современном этапе определяется не только и не столько знаниями и умениями, полученными в процессе освоения теоретического курса, сколько их готовностью эффективно решать основные задачи профессиональной деятельности на основе освоенных практических умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом специальности «Физическая культура». В связи с этим становится очевидной задача формирования компетенций и компетентности учащихся, которые способствуют успешной профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры. Это, в свою очередь, требует инновационных подходов к структуре профессионально-образовательного процесса, в частности, к содержанию и методике организации и проведения практического обучения.
Педагогическая практика занимает одно из ведущих мест в системе профессиональной подготовки учителя физической культуры и является связующим звеном между теоретическим обучением будущих учителей физической культуры и практической деятельностью молодого специалиста. Педагогическая практика по специальности «Физическая культура» осуществляется на протяжении всего учебного процесса в колледже и разделяется на два этапа. Первый этап - учебная практика; второй – и производственная.
Учебная практика представлена как этап целостного педагогического процесса с включением всех видов практики: Психолого-педагогическая; Лыжный сбор; Легкоатлетический сбор, туризм, плавание; Пробные уроки; Пробные занятия (в соответствии со специализацией).
Производственная практика включает: оздоровительно-воспитательную работу с детьми в летний период и преддипломную практику. Производственная практика – это в основном самостоятельная деятельность учащихся на основе полученных знаний, умений и навыков. Их цель: адаптация к реальным условиям педагогической деятельности в различных типах образовательных учреждений; выполнение целостных функций учителя-предметника, организатора спортивно-массовой работы, классного руководителя, совершенствование проектно-исследовательских, аналитико-диагностических компетенций; формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности, развитие потребности в самообразовании.
Подробнее рассмотрим такой вид практики как учебная, в частности Пробные уроки. Считаем, что обучение на практике в общеобразовательной школе существенно влияет на качество подготовки профессионально компетентных специалистов в области физической культуры и спорта.
Педагогическая практика «Пробные уроки» способствует формированию психолого-педагогических, предметно-методических, аналитико-диагностических, проектно-исследовательских компетенций; наращиванию педагогического опыта и формированию образов «Я – учитель», «Ученик»; формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, развитию потребности в самообразовании.
Задачи практики:
расширение и углубление педагогической подготовленности, приобретение профессиональных качеств личности учителя физической культуры;
выработка умений планирования работы по физическому воспитанию с учетом конкретных условий школы, возрастно-половых особенностей и здоровья школьников;
подготовка и проведение различных видов и типов уроков физической культуры с применением разнообразных форм организации, средств и методов, активизирующих отношение учащихся к физической культуре;
приобретение учащимися основных навыков проведения внеклассных и внешкольных мероприятий по физическому воспитанию;
изучение передового опыта работы педагогов по физической культуре;
формирование устойчивого интереса к избранной профессии, стимулирование к творческому изучению специальных и общепедагогических дисциплин, необходимых для практической работы в качестве учителя физической культуры.
Учащийся должен уметь воспроизводить реальный педагогический процесс учителя физической культуры с позиции здоровьесохранности, владеть технологией проектирования и проведения урока физической культуры и здоровья, внеклассных спортивно-массовых мероприятий, выполнять комплексный анализ и самоанализ проведенных уроков, внеурочных мероприятий.
В нашем понимании - это целостный профессионально-образовательный процесс, включающий в себя совокупность последовательных и взаимосвязанных действий руководителей практики, учителей общеобразовательных учреждений и учащихся.
Выбирая базу практики, учитываем возможности учреждений образования: материально-техническую базу, наличие инвентаря и оборудования, квалификацию учителей физической культуры. Учащиеся в основном проходят практику на базе средней школы № 11 г. Солигорска и гимназии № 2 (руководитель Голубович С.В.); средней школы № 8 и гимназии № 1 (руководитель Маскалевич С.А.). Данные общеобразовательные школы имеют по два спортивных зала, предназначенных для учебных занятий физической культурой с учащимися разного школьного возраста, а также оборудованные спортивные площадки для занятий на улице. В учреждениях образования имеется достаточно мячей для игровых видов спорта, гимнастического инвентаря и оборудования, туристского снаряжения.
Администрация школ уделяет большое внимание учебной и внеучебной деятельности по физическому воспитанию, ведется методическая работа по повышению квалификации молодых специалистов. На базе этих общеобразовательных школ периодически проходят методические объединения учителей физической культуры Солигорского района, даются открытые уроки с ИКТ, проводятся районные олимпиады по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». 19 марта 2019 года учащиеся колледжа на базе ГУО «Средняя школа № 8 г.Солигорска» проводили в рамках методобъединения квест-игру «Путешествие в страну дорожных знаков» с учащимися младшего школьного возраста (руководитель Маскалевич С.А.).
В рамках круглогодичной спартакиады по видам спорта среди учащихся Солигорского района учреждения образования предоставляют базу для организации и проведения спортивных соревнований, где наши учащиеся могут проявить себя в качестве помощников судей по волейболу, баскетболу, легкой атлетике. На базе ГУДО «Центр туризма и краеведения детей и молодежи Солигорского района» проводятся соревнования по туризму и спортивному ориентированию, где учащиеся 3-4 курсов выступают в качестве судей на отдельных этапах, тем самым совершенствуют свои умения и навыки.
Благодаря хорошим условиям проведения и взаимодействию на протяжении многих лет с опытными учителями физической культуры: Кузнецовой Лилией Станиславовной, Исуповой Марией Павловной, Ящук Светланой Александровной, Буралкиным Александром Николаевичем, Германович Лилией Николаевной и др., учащиеся колледжа имеют возможность варьировать формы проведения уроков, методы обучения и организации. К ним всегда относятся доброжелательно, помогают при организации и проведении занятий, дают дельные советы.
Особую благодарность хочется выразить Исуповой М.П., учителю средней школы №11, которая с 2006 года по настоящее время оказывает помощь в организации и проведении практики, показывает открытые уроки, делится бесценным опытом с будущими педагогами. Она является учителем-методистом, всю жизнь работала с детьми младшего школьного возраста, а в последнее время ведет уроки с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе. Ее открытые уроки-сказки с малышами до сих пор в памяти выпускников по специальности «Физическая культура», а уроки с детьми СМГ приводят в восторг нынешних учащихся-практикантов. Они отличаются насыщенностью учебного материала, творческим дифференцированным подходом к каждому ученику. Учитель заряжает своим оптимизмом, неутомимой энергией, любовью к своей профессии.
Кузнецова Л.С., учитель средней школы №8, имеет не только хорошую спортивную форму, но и глубокую теоретическую подготовку, широкую эрудицию, знания возрастной психологии, высокие нравственные качества. Она задействует весь арсенал дополнительных возможностей спортивного инвентаря, применяет нетрадиционные методы организации учащихся, постоянно находится в «импровизационной готовности». На ее уроках физической культуры и здоровья высокий уровень дисциплинированности, сознательности и активности. Поэтому ученики мотивированы для занятий физической культурой и спортом, любят заниматься под ее руководством, получать знания, овладевать умениями и навыками наряду с развитием двигательных способностей.
Обязательным компонентом практики является участие практикантов в установочной конференции, где оговариваются все требования и вопросы, связанные с организацией и подготовкой учащихся к пробным урокам и занятиям.
Непосредственно в учреждении образования проходит беседа с учителем физической культуры о спортивных достижениях школы, состоянии материальной базы и перспективах её развития. Практиканты знакомятся с программой по физической культуре для учащихся общеобразовательной школы и изучают учебный материал, приходящийся на период практики; знакомятся с системой работы учителя физической культуры.
Для осмысления практикантом закономерностей учебно-воспитательного процесса учащиеся овладевают методикой сопоставления плана-конспекта урока – сценария планируемого урока, раскрывающего образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Методическая сторона конспекта определяется особенностями занимающихся, характером упражнений, уровнем подготовленности учащегося. Содержательная сторона конспекта определяляется программой и другими документами планирования (годовым планом-графиком очерёдности прохождения программного материала, поурочным планом-графиком работы на четверть).
Анализируя действия практикантов, можно отметить, что в основном учащиеся справляются с требованиями руководителей по подготовке к уроку. Это дает свои результаты в качестве проведения и организации урока на практике в школе. Согласно мониторингу педагогических измерений учебной деятельности учащихся, средний балл учебной практики «Пробные уроки» за последний 3 года колеблется от 6,7 до 7,2 баллов; преддипломной практики от 7,5 до 8,0.
В пятом семестре уроки проводятся в начальных классах. Они отличаются разнообразием применения методических приемов. Учащиеся проводят сюжетные уроки в форме сказки, используя музыкальное сопровождение и наглядный материал, приготовленный своими руками.
С младшими школьниками наиболее приемлемыми методами обучения являются: образное объяснение и показ упражнений, наглядная демонстрация учебного материала, изучение по частям, игровой и соревновательный метод. Как показывает опыт работы, практикантам нравится проводить уроки в начальной школе, т.к. они дают фундаментальные знания и умения по организации учеников. Дети обычно дружелюбно воспринимают практикантов, приглашают их еще, принимают с любовью новые игры и необычные формы работы. В настоящее время системно преподают уроки физической культуры и здоровья с младшими школьниками Кузнецова Л.С., Германович Л.Н., Филиппович В.Л. С ними руководители практики от учреждения образования взаимодействуют наиболее конструктивно.
В 6-7 семестре пробные уроки и занятия в объединениях по интересам проводятся в 5-11 классах. Содержательная часть практики ориентирует на широкое использование междисциплинарных теоретических знаний, ранее приобретенных умений и навыков, повышение самостоятельности и усложнение педагогической деятельности учащихся. При подготовке и проведении занятий учащиеся-практиканты уже стараются работать на уровне творчества, обретают педагогический опыт на рефлексивной основе. На базе ГУО «Средняя школа №14 г.Солигорска» учащиеся-практиканты внедрили проведение квест-игры «Спортивный лабиринт» с учащимися 5-7 классов. Материально-техническая база школы позволяет расширить применение нестандартных методов, инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе со школьниками.
Качество проведения уроков физической культуры и здоровья напрямую зависит от умения учащихся анализировать занятие. Ведение и проверка дневника практики, подробная фотозапись и педагогический анализ урока, в котором принимают участие руководители практики от ГУО, способствуют формированию у них умения видеть как положительные, так и отрицательные стороны урока. Просмотренные учебные занятия обсуждаются бригадой по схеме: выступление практиканта, проводившего урок; выступления учащихся, анализирующих урок; подведение итогов обсуждения руководителями практики; ответ практиканта на высказанные ему замечания.
Для совершенствования навыков проведения уроков практикант должен уметь делать самоанализ проведенного занятия, видеть свои ошибки, принимать замечания методиста и учителя. Как показала практика, учащиеся, которые самокритично анализируют урок, нормально воспринимают критику и замечания, в дальнейшем прогрессируют в качестве проведения занятий.
Регулярная проверка дневников практики позволяет контролировать процесс самостоятельной работы учащихся, связанный с анализом уроков физической культуры. Благодаря этому они в дальнейшем грамотнее излагают свои мысли, лучше анализируют урок, быстрее находят ошибки практикантов.
Изучение организации спортивно-массовой и оздоровительной работы школы происходит на протяжении всей практической деятельности учащихся в школе. Практиканты дают внеклассные мероприятия: проводят занятия в объединениях по интересам, физкультурные праздники и соревнования в школе. Мероприятия проходят разной направленности: «На старт вызывает Спортландия!», «Зов джунглей», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Квест-игра» и др. При организации объединений по интересам спортивной направленности на базе средней школы №8 учащиеся-практиканты использовали средства и методы, которые применяют на своих тренировках специалисты по футболу; на базе средней школы №5 – по волейболу; на базе гимназии №2 – по баскетболу, на базе средней школы №14 – по туризму.
Мониторинг учебной деятельности на практике позволяет сделать вывод, что результат ее прохождения в основном зависит от мотивации учащихся-практикантов к избранной специальности, однако этого не достаточно для успешной реализации цели и задач практики. На основании педагогического опыта руководителей практики, можно выявить основные трудности в практическом обучении:
умение изложить теоретический материал по методике выполнения и проведения конкретных двигательных действий;
умение подбирать оптимальные средства и методы решения задач на основе контингента учеников, уровня их здоровья и физической подготовленности;
умение выбрать стиль общения и целенаправленно поддерживать его при проведении урока;
умение создавать проблемные ситуации (интеллектуальные, двигательные, ситуации нравственного выбора и т.д.);
умение использовать информационные технологии в практической работе;
умение стимулировать у учеников познавательную самостоятельность и творческое мышление;
умение владеть приемами педагогического оценивания поведения и деятельности учеников;
умение владеть методами самоанализа и самооценки.
В целом, можно отметить достаточно высокий уровень взаимодействия учреждения образования и организаций-заказчиков кадров по подготовке и проведению уроков физической культуры и здоровья учащимися на практике. Этому способствует совместная целенаправленная работа преподавателей колледжа над выработкой учебных навыков будущего учителя физической культуры на учебных дисциплинах профессионального компонента специального цикла, а также на внеурочных занятиях и объединениях по интересам спортивной направленности и учителей-руководителей практики. Не маловажную роль играет плодотворная, многолетняя работа руководителей практики от ГУО, которые знают наши требования и готовы поделиться своим опытом с учащимися-практикантами.
Для дальнейшего совершенствования социального партнерства колледжа и учреждений общего среднего образования как механизма формирования профессиональных компетенций учащихся специальности «Физическая культура» можно внести следующие предложения:
обеспечить взаимодействие с ГУО с целью реализации практико-ориентированного подхода на учебных занятиях по отдельным темам учебных дисциплин специального цикла;
способствовать применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школьников;
внедрять проведение нетрадиционных уроков физической культуры и здоровья на практике с учащимися школьного возраста;
оказать содействие в формировании навыков судейства спортивных соревнований среди учащихся общеобразовательных школ;
использовать для социального партнерства колледжа и учреждений общего среднего образования возможности информационно-коммуникационных технологий;
содействовать тесному сотрудничеству руководителей производственной практики с учреждением образования с целью формирования профессиональной компетентности учащихся.
Таким образом, практическое обучение и социальное партнерство колледжа и учреждений общего среднего образования обладает реальными возможностями формирования профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры, так как в нем в полной мере осуществляется идентификация с профессиональной деятельностью учителя физической культуры и накапливается опыт.
Решение педсовета
1. Способствовать взаимодействию с ГУО с целью реализации практико-ориентированного подхода на учебных занятиях по отдельным темам учебных дисциплин специального цикла;
2. Оказывать содействие в привлечении учащихся колледжа в качестве судей спортивных соревнований среди школьников;
3. Сотрудничать с руководителями производственной практики с целью формирования профессиональной компетентности учащихся.