Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Васильевская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на педсовет на тему «Профессиональный стандарт педагога - как инструмент организации деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования»
Подготовила:
педагог – психолог
Аврина Л. Н.
2020 год
Добрый день, уважаемые коллеги! Профессор, главный редактор издательства «Педагогический поиск» Владимир Михайлович Лизинский сказал: «Педагог - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».
Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую база, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенции обучающихся.
Основными результатами деятельности образовательного учреждения являются положительные изменения в развитии каждого обучающегося: его учебных достижений (знаний, умений, навыков), воспитанности (основ мировоззрения, поведения, общения, социальных навыков, устойчивых качеств личности, основ самовоспитания), психических функций (интеллекта, эмоциональности, воли), творческих способностей, здоровья.
Составляющими современного востребованного обществом качественного образования, кроме прочных знаний и умений являются:
- владение информационными технологиями;
- умение заботиться о своем здоровье;
- умение вступать в коммуникацию;
- умение решать проблемы;
- социализация в обществе.
Таким образом, результаты академических знаний не являются единственными показателями качества образования; на смену им приходят такие важные показатели, как сформированность устойчивой мотивации познания, сформированность метапредметных компетенций, общественно-полезный социальный опыт. Социализация должна стать предметом образовательных результатов и оцениваться как результат деятельности педагога и ученика.
Требуется и переосмысление задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании. Воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Таким образом, под качеством образования сегодня понимают осознанное овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач.
Условия, позволяющие реализовывать новое качество образования:
Установление отношений сотрудничества внутри школы, межшкольных образовательных моделей взаимодействия (сетевое взаимодействие).
Расширение деловых контактов учителя с социальными партнерами образования: родителями, общественных организаций, предприятий, учреждений науки и культуры.
Изменение роли учителя: от трансляции знаний и способов деятельности к проектированию индивидуального маршрута интеллектуального и личностного развития каждого ребенка и педагогической поддержки продвижения школьников.
Приобщение педагогов к инновационной и исследовательской деятельности, повышение квалификации.
К. Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».
Еще в 2012 году президент Российской Федерации предложил ввести систему критериев оценки работы учителей, чтобы кардинально улучшить процесс образования. В эпоху модернизации от педагогов потребовались новые умения. Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов.
Думаю, большинство из педагогов стандарт прочитали. Образ учителя, описанный в документе, безусловно, хорош. Но специалисты отмечают: чтобы подготовить таких педагогов, нужно лет двадцать.
По словам Ямбурга, главная задача реформирования образования в целом и вводимого стандарта в частности – это повышение квалификации педагога.
Реальные потребности системы образования требуют специалистов, обладающих новыми профессиональными качествами. Потому стандарт педагога – это ответ на угрозы и вызовы XXI века.
Одна из таких угроз человечеству – проблема генетической усталости. Растет количество детей с отклонениями в состоянии здоровья, с проблемами в развитии. Для воспитания и обучения таких детей нужны определенные методики и определенные специалисты, не только предметники, но и психологи, дефектологи, социологи…
Сегодня школы по закону «Об образовании» обязаны взять ребенка с любыми отклонениями. Значит, знание основ коррекционной педагогики необходимо учителям любой специальности.
Поднимается проблема инклюзивного образования, то есть совместного обучения разных по состоянию здоровья детей. Решение ее требует новых компетенций от учителя.
Другая проблема. Происходящие демографические сдвиги приводят к тому, что в одних и тех же классах сидят дети разных национальностей (это разный менталитет, разные культуры, разные религии), а значит, учитель должен быть вооружен необходимыми знаниями культурологии, этнологии, религиоведения, которые помогут ему избежать многих роковых ошибок в работе.
Уже сегодня во многих школах и нашей тоже для значительного количества первоклассников русский язык неродной. Значит, необходимо другое преподавание русского – как иностранного. А это уже другая компетенция учителя.
Ни одна из этих проблем не является надуманной. Их неотвратимо ставит перед школой сама жизнь. «Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога».
Знакомясь с концепцией и содержанием профстандарта, приходишь к выводу, что профессиональный стандарт педагога — это инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (Статья 195-1, Федеральный закон РФ)
предъявляемых к образованию, уровню профессиональных компетенций и личностных качеств учителя или лица, претендующего на такую должность.
Стандарт - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт - объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт - средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт - основа формирования трудового договора.
Стандарт - основа должностной инструкции.
Цель применения профстандарта педагога:
1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результат обучения и воспитания ребенка.
2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиям.
4. Содействовать вовлечению педагога в решение задачи по повышению качества образования.
Общие требования профстандарта
Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем.
При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.
Не могут трудиться в роли педагогов лица:
лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
признанные недееспособными;
имеющие определенные заболевания.
Основные термины профессионального стандарта
Основные термины профессионального стандарта определены методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными Приказом Минтруда России №170 н от 29.04.2013 г.
Вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.
Обобщенная трудовая деятельность – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном процессе.
Трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции
Трудовое действие – процесс взаимодействия.
Единица профессионального стандарта – структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции.
Квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям, дифференцируемым по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности.
Квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках трудовой деятельности – официальное признание освоения компетенций.
Компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача .
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Профессиональный стандарт применяется в сфере дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Профессиональный стандарт педагога может применяться при:
- формировании кадровой политики;
- организации обучения и аттестации работников;
- заключении трудовых договоров;
- установлении системы оплаты труда;
- разработки должностных инструкций.
Должностные обязанности отдельного работника «набираются из трудовых функций и трудовых действий», описанных в профессиональном стандарте.
Требования профессионального стандарта педагога, апробация которого последовательно осуществляется в отдельных образовательных организациях и скоро станет повсеместной, базируется на восприятии учителя как ключевой фигуры в системе образования, что обуславливает необходимость выделения комплекса новых компетенций.
Новые компетенции педагога, их 5:
1. Работа с одарёнными обучающимися
2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
3. Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии.
4. Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не родной.
5. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.
Структура профессионального стандарта
структурные блоки:
В первой части указаны общие сведения по профессии: наименование и основная цель вида профессиональной деятельности, группы занятий, отнесение к видам экономической деятельности.
Во второй части – описание трудовых функций: функциональная карта вида профессиональной деятельности с указанием уровней и подуровней квалификации.
В третьей части – описание каждой обобщенной трудовой функции: наименование профессии, код по классификатору, квалификационный уровень работника, наименование должностей работников, требуемый уровень их профессионального образования и обучения, практического опыта работы по профессии; описание трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний по обучению и воспитанию.
ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА
Профессиональная деятельность по обучению
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН:
1.Иметь образование соответствующее занимаемой должности учителя, старшего учителя, ведущего учителя.
2.Демонстрировать знание предмета и программы образования.
3.Уметь планировать и проводить уроки.
4.Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.д.
5.Использование специального подхода к обучению для того, чтобы включить в образовательный процесс всех учащихся: одаренных, со специальными потребностями, с ограниченными возможностями и т.д.
6.Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7.Владеть ИКТ- компетенциями.
ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА
Профессиональная деятельность по воспитанию
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН:
1.Владеть методами и формами воспитательной работы, используя их как
на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2.Владеть методами организации экскурсии, походов и экспедиций, музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
3.Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
4.Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
5.Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в школе.
7.Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
8.Уметь строить воспитательную деятельность с учениками культурных различий и индивидуальностей.
9.Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
10.Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях.
Помимо перечисленных выше компетенций, профессиональный стандарт педагога с 1 января 2019 года предусматривает систему дифференцирования владения профессиональными компетенциями по трем уровням: учитель, старший учитель, ведущий учитель.
Теперь, как мы и говорили ранее, подробнее остановимся на этом вопросе.
Учитель
Образование: высшее или среднее профессиональное.
Опыт практической работы: нет требования к опыту.
Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) осуществляет подачу учебного материала в соответствии с требуемыми параметрами, строит продуктивное взаимодействие с детьми, в том числе имеющими особые образовательные потребности и причисляемыми к группе риска, сотрудничает с родителями, систематически повышает уровень квалификации.
Старший учитель
Образование: высшее.
Опыт практической работы: при наличии высшего образования – бакалавриата стаж педагогической работы не менее 4-х лет.
При наличии высшего образования – специалитета, высшего образования – магистратуры стаж педагогической работы не менее 2-х лет.
3. Особые условия доступа к работе: наличие установленной (действующей) первой или высшей квалификационной категории по должности «учитель».
Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) разрабатывает передовые приемы работы, проектирует программы коррекционной деятельности для участников образовательного процесса. Ведёт работу по улучшению широко распространенных педагогических методик. Оказывает методическую поддержку коллегам – педагогам.
Ведущий учитель.
Образование: высшее.
Опыт практической деятельности: при наличии высшего образования – бакалавриата стаж педагогической работы не менее 5-ти лет;
при наличии высшего образования – специалитета, высшего образования – магистратуры стаж педагогической работы не менее 3-х лет.
Особые условия доступа к работе: наличие установленной (действующей) высшей квалификационной категории по должности «учитель».
Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) координирует деятельность педагогов и узких специалистов, курирует образовательную работу по вопросам внедрения инноваций, выполняет функции наставника молодых педагогов.
В отличие от первых двух должностей (учитель, старший учитель) к ведущему учителю предъявляются дополнительные требования.
Необходимые знания:
- последние достижения в научно-предметной области и направления ее развития;
- инновационные методики обучения;
- лучшие практики в создании партнерских отношений с родителями (законными представителями) обучающихся и др.
Необходимые умения:
- разрабатывать планы профессионального развития педагогов;
- выявлять и описывать инновационные методики и технологии, лучшие практики профессиональной деятельности педагогов и др.
Трудовые действия:
- формирование образцов лучшей практики планирования занятий;
- формирование и применение образцов лучшей практики создания инклюзивной и мотивирующей образовательной среды;
- формирование образцов профессионального сотрудничества с коллегами;
- разрабатывание индивидуальных учебных планов для обучающихся с особыми образовательными потребностями и др.
На основании проекта профессионального стандарта определяется характеристика современного педагога. Внедрение профессионального стандарта кардинально изменяет сам подход к определению педагога, его функций, обязанностей и возможностей к самореализации.
Характеристики современного педагога:
Мобилен и прогрессивен;
Способен находить нестандартные решения различных задач;
Имеет глубокие знания по профильному предмету;
Хорошо ориентируется в смежных дисциплинах и успешно интегрирует эти знания для изучения своей дисциплины;
Активно внедряет в систему обучения IT-технологии;
Эффективно взаимодействует с другими специалистами (психологами, дефектологами и прочими);
Обязан быть терпимым и толерантным, умеет работать с разными детьми и находить к каждому ребенку индивидуальный подход.
(Это могут быть дети с ограниченными возможностями, одаренные дети или дети-мигранты, у которых могут возникать трудности с восприятием и пониманием русского языка.
На стиль его работы и процесс обучения и воспитания никак не должны влиять:
религиозные направления;
политические убеждения;
разнообразие культур.)
Этика для педагога – очень важный момент его профессиональной деятельности.
(Педагог находится в постоянном контакте с коллегами, учениками, родителями. Поэтому важно понимать основные аспекты психологии поведения и общения.)
Профессиональный стандарт определяет педагога, как вежливого, уважительного и корректного сотрудника. Педагог поддерживает культуру образовательного учреждения. Педагог никогда не злоупотребляет своим авторитетом.
Профстандарт педагога – ожидаемые результаты
Профессиональный стандарт педагога РФ призван стать официальным документом, который регламентирует различные аспекты трудовой деятельности, в том числе, прием на работу и карьерный рост.
Использование профессионального стандарта педагога позволит вывести качество образования на новый уровень, привести его в соответствие с требованиями времени.
Педагогов он мотивирует к поиску наиболее эффективных методов работы, к стремлению повышать квалификацию.
Профстандарт создается для того, чтобы приспособить учителей и учебные заведения к современным требованиям педагогов и повысить уровень знаний, которые получают их ученики. Однако уже сейчас ясно, что внедрение новых стандартов вызовет большие сложности и конфликтные ситуации. Например, в новом документе речь идет о хорошем уровне владения ПК и о применении его в процессе обучения. Однако, не во всех учебных заведениях есть возможности для этого по причине банального отсутствия технической базы.
Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме педагога на работу и при составлении его должностной инструкции.
Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).
Любая реформа в образовании идет только «через голову» педагога, не может быть высокого качества образования без высокого уровня подготовки учителя.
Таким образом, Стандартом закладывается в образовательную систему идея саморазвития педагога. В преамбуле к профессиональному стандарту педагога сказано, что нельзя требовать от учителя то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации».
Профессиональный стандарт — часть масштабного системного образовательного проекта, включающего изменения в сфере высшего педагогического образования, переподготовки педагогов и способов их аттестации, и этот проект находится в стадии разработки и уточнения.
Пугает ли нас, учителей, этот документ?
Цитирую Е. А. Ямбурга: «В христианстве самый страшный грех— это уныние, и тогда давайте повесимся и ничего не будем делать. Я общаюсь с учителями, и не только столичными. И в глубинке люди хотят работать. Поэтому, если будут учить не формальным вещам, люди будут переучиваться».
Разработчики документа рассматривают профстандарт как набор новых требований к педагогам, подкрепленный системой постепенного обучения и переобучения. Цель его применения: обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
«Стандарт позволяет точно определить направление профессионального развития, личностного роста».
«Стандарт четко определяет обязанности и сферу приложения творческих сил учителя и одновременно отвечает требованиям сегодняшнего дня».
«Стандарт - веяние времени, есть к чему стремиться, есть чему учиться».
«Профессиональный стандарт позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста».
«Профессиональный стандарт педагога даёт понять, кто может носить высокое звание “учитель”, каким он должен быть, к чему стремиться молодому педагогу».