СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педсовет "Система формирования УУД учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педсовет "Система формирования УУД учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ГОС"»

Система формирования УУД учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ГОС

Мыкол Анна Павловна, учитель начальных классов

Личностные УУД

Формировать личностные УУД можно на каждом уроке. Для этого необходимо формировать и вызывать интерес к изучаемой теме. Например, на уроках чтения после ознакомления с новым произведением уместно задавать вопросы: «А как бы поступили вы?», «Что бы вы сделали?», «Какой для себя вы можете вынести урок?». Необходимо способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к предложенному материалу. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…». Дети даже в начальной школе могут делать оценку тем или иным поступкам главных героев.

Уроки гражданственности положительно влияют на формирование личностных УУД. После ознакомления с новой темой у них проявляется желание узнать больше, углубить знания и поделиться с одноклассниками. В 3 класса УГД имеют спаренные темы. Например, тема «Машиностроение Донбасса» вызвала интерес у ребят. К следующему уроку многие дети подготовили небольшие доклады о работе их родителей, о том, какую пользу конкретный вид промышленности приносит его семье, государству.

Заполнение календарей наблюдения за природой помогло ребятам в формировании универсальных учебных действий. При этом появилось не только желание получить оценку, но также просматривалось проявление самостоятельности и ответственности.

Положительно влияют на развитие личностных УУД уроки развития речи. Описание картины, к примеру, всегда предполагает высказывание своего отношения к ней, описание мыслей и чувств. При этом я стараюсь проводить защиту своих работ, где дети не только письменно, но и устно делятся впечатлением.



Регулятивные УУД

Часто на уроках я предлагаю учеников угадать, какой будет тема нашего урока. При этом я разрешаю посмотреть в учебнике, догадаться самостоятельно или даже высказать пожелания. После озвучивания темы я спрашиваю, что мы можем узнать, опираясь на название, и чему можем научиться на уроках. Особенно активно дети размышляют о предложенной теме на уроках математике, окружающего мира, УГД и трудах.

В рефлексии я могу спросить учеников, где нам могут понадобиться полученные знания, нужны ли они, облегчат ли нашу дальнейшую работу. Например, после изучения на уроке математики темы «Письменное деление» ученики убедились, что такой способ вычисления намного проще и выполняется быстрее, как следствие, знания получили полезные.

На уроках русского языка при написании изложений и сочинений ученикам может быть предложен план, который составляется всем классом. На уроках труда учитель предлагает определенный порядок выполнения изделия. При этом первично он показывает, как поделка изготовляется, а после с детьми вырабатывает план ее изготовления.

Ребятам было предложено задание создать свою газету. Для этого им нужно было самостоятельно разбиться на группы, определить тему, которую они хотели бы осветить и изготовить материал. На выполнение давалось две недели. Детям также разрешалось самостоятельно выпустить газету. Немного позже на уроке чтения после изучения темы «Детские журналы» они получи задание изготовить свое издание. При этом делиться наработками не разрешалось, родителей подключать по минимуму. Оба задания ученики выполнили на «отлично».

При формировании регулятивных УУД ученикам можно предложить сделать оценку своей работе. Также можно попросить товарища оценить эту же работу. Сравнить полученные результаты, при необходимости дать ребенку возможность доказать свою правоту.

Я разрешаю ребенку в тетрадь положить листочек со словами «Я не понял материал», « У меня не получается что-либо». Всегда учу их, что признаться в неумении не стыдно, стыдно утаить и остаться с пробелами в голове.



Познавательные УУД

На уроках русского языка после изучения большого раздела, например, «Имя существительное», я предлагаю самостоятельно отобрать правила, которые должны остаться в памяти. Разрешаю детям заменять слова при условии, что смысл не теряется.

На уроках математики стараюсь использовать не только «сухие» задачи и математические диктанты, а дополнять их интересными фактами и сведениями, связанными с цифрами. Например, на одном из уроков математики помимо основной темы «Умножение двузначного числа на однозначное» дети узнали об удивительных свойствах воды, расход ее человеком, количество, необходимое различным живым существам.

Для формирования познавательных УУД я предлагаю желающим детям выполнить дополнительные задания в домашней работе. Многие дети с радостью делают это. В нашем классе считается престижным сделать больше, чем остальные. Это привлекает даже отстающих детей. Дополнительно выставляется оценка за эту работу.

Коммуникативные УУД

Интересным примером можно выделить применение компаса на уроках окружающего мира. На открытой местности ребятам предлагалось самостоятельно понять, как работает прибор, что заставляет стрелку двигаться, что нам дают такие умения. Получился интересный урок, который надолго запомнился ученикам.

На уроках математики я всегда прошу решить задачу, не используя предложенные данные. Например:

-Какой главный вопрос в задаче? (Сколько всего книг в библиотеке?)

-Как мы можем это узнать? (Нужно сложить количество на первой и на второй полках).

-Мы может это сделать? Почему? (Нет, мы не знаем, сколько на второй полке?)

- А можем узнать? Как? (Нужно количество на первой полке увеличить в два раза)

Детям легче оперировать с числами и сказать «десять умножить на два», чем объяснить словами, что нужно сделать. Если задача не идет, я предлагаю закрыть глаза и представить что происходило в задаче. Добавляю прилагательные, небольшие подробности. Все чаще я предлагаю сделать это сильным учащимся или тем, кто понял решение.

На уроках русского языка можно предложить подобрать к предмету самое большое количество прилагательных, антонимов, синонимов, придумать рифмы.

Коммуникативные УУД отлично формируются на нестандартных уроках, на уроках-обсуждениях, экскурсиях, конференциях, викторинах и других.