Личностное развитие
школьника
через взаимодействие семьи
и школы
(выступление на педсовете)
Учитель : Сысоева Т.С.
Новый ФГОС на одно из главных мест выдвигает воспитание личности в образовательном процессе. Важным требованием ФГОСа равную ответственность за образование и воспитание обучающихся несут не только образовательные учреждения, но и родители.
Новый стандарт предусматривают такое взаимодействие «дети-учитель –родители.»
В.А Сухомлинский писал: « Ребёнок должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами , запросами, стремлениями».
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе ФГОС НОО лежит концепция духовно-нравственного воспитания, воспитания личности гражданина России. Новый стандарт зафиксировал обязательства школы. Школа обязана обеспечить по окончании начальной ступени образования достижение ребёнком результатов не только в предметных областях, как это было раньше, но и метапредметных и личностных результатах. Иными словами , ребёнок по окончании начальной школы должен уметь общаться, работать в группе ,презентовать свою работу. Также он должен овладеть навыками работы с различной информацией, в том числе и представлять её в электронном виде.
В стандарте определён «портрет» выпускника начальной школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Особенности работы с родителями , обучающимися в соответствии с ФГОС.
1.Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий: проектной, исследовательской, игровой.
2.Родители осуществляют выбор курса внеурочной деятельности вместе с детьми, а школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время)
3.Родители присутствуют на уроках по собственному желанию.
4.Осуществляется партнёрство «учитель-родитель-ребёнок»
5. Родители принимают участие в организации праздников .
6.Информационное взаимодействие ( общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече, в Интернете,)
7.Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видео материалов, мультимедийных презентаций.
Повышению активности родителей в воспитании ребёнка способствуют, прежде всего , совместные дела родителей и детей. В начале года организуется планирование работы с классом.
На первом родительском собрании познакомила родителей со Стандартом II поколения и ролью родителей в образовательном процессе, объяснила важность сотрудничества, предложила перечень дел, видов работы, которые могут организовать родители. На родительских собраниях родители не пассивные слушатели, а активные участники. Кроме успеваемости на собрании рассматриваются такие вопросы , как « Трудовое воспитание в семье», «Привитие интереса к книгам, к чтению», « Воспитание в детях добрых чувств», «Развитие личности младшего школьника», « Наказания детей. Какими им быть», « Ребёнок не хочет учиться. Как ему помочь», «Работа с компьютером» (В методическом пособии есть рубрика: рекомендации для занятий в семье, к учебникам есть электронное приложение, т. е. наличие компьютера обязательно)
Совместно с родителями были проведены следующие мероприятия ( День Матери, Прощание с Азбукой, Посвящение в первоклассники , А ну-ка , девочки , посещение Краеведческого музея, филармонии).
Программа в начальной школе предусматривает работу над проектами и составлением портфолио.
Работа по внеурочной деятельности также предусматривает выбор курса родителей и детей.
В праздновании дня рождения у детей также велика роль родителей ( готовят игры, занимаются сервировкой стола, привлекая к этому детей) .
Родители приняли активное участие в благоустройстве кабинета, в оснащение его компьютерной техникой.
При организации работы использую методику чередования поручений, которые выполняются небольшими группами родителей по очереди ( оклеивание окон, подготовка класса к Новому году, уборка кабинета).
Советы родителям:
Самое главное что вы можете подарить своему ребёнку-это ваше внимание.
Мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребёнка.
Хвалите своего ребёнка! И помните: никакое количество «пятёрок» не может быть важнее счастья вашего ребёнка.
А мы учителя давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные ребёнком в школьном мире были для самого ребёнка и членов его семьи радостными и уверенными.