СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на районном методическом объединении учителей химии по теме : «Приёмы повышения мотивации при изучении химии»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

на районном методическом объединении учителей химии

по теме : «Приёмы повышения мотивации при изучении химии»

Просмотр содержимого документа
«Доклад на районном методическом объединении учителей химии по теме : «Приёмы повышения мотивации при изучении химии»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Будановская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М. В. Грешилова» Золотухинского района Курской области






Доклад

на районном методическом объединении учителей химии

по теме : «Приёмы повышения мотивации при изучении химии»


























Выполнила:

учитель химии

Власова Е.А.





2022 год


В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Встает вопросом: как это сделать?

Успешность современного урока во многом зависит от личности учителя, его мастерства и профессионализма, от методик и индивидуального подхода к обучающимся. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. На уроке должны использоваться разные методы и формы работы, а также урок должен быть, прежде всего: актуальным и интересным, что в свою очередь мотивирует обучающихся, повышает степень активности в учебном процессе, предполагает получение крепких знаний.

Такая учебная дисциплина, как химия, в последние годы не пользуется популярностью у школьников. Предмет Химия очень специфичен и сложен в изучении, а это не способствует повышению мотивации к изучению предмета у ребят. И, как результат, слабые знания по химии.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики учились с интересом и желанием. В этом заинтересованы и родители учащихся. Чтобы добиться желаемого результата, нужно создавать оптимальную образовательную среду, мотивировать учащихся на учебную деятельность, учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Для этого мы, учителя, должны знать и владеть различными формами обучения. Нужно вносить элементы новизны, строить работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности заданий постоянно повышался. Ведь все зависит от нашего мастерства и от умения организовывать учебный процесс.

Я всегда спрашиваю себя: «Что можно сделать, чтобы мои ученики хотели учиться? Как заинтересовать детей? Как развить их интерес к химии? Как добиться повышения мотивации к предмету?

Как правильно спланировать виды деятельности на уроке и вне него?» Ведь, ни программа, ни учебник не дает готовых схем.

Можно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, учиться с удовольствием.

Многие формы и методы работы хорошо известны-

это увлеченное преподавание, новизна учебного материала, историзм, связь знаний с судьбами людей, их открывшимися, показ практического применения знаний; использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередования форм и методов обучения, проблемное обучение, эвристическое; обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах), тестирование знаний, умений, показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха, соревнование (с товарищами по классу, самим собой) и т.д.

 Мотивация – это совокупность форм, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Таких методов, средств и форм работы существует множество, и каждый учитель может их использовать исходя из тематики урока и психологической картины класса.
Отсюда процесс обучения химией не превратится в скучное и однообразное занятие. И если нашу жизнь без химии уже представить трудно, значит необходимо изучать этот предмет так, чтобы полученные знания учащиеся могли применить в повседневной жизни, а потом и в работе.

Мотивы, побуждающие учеников к деятельности, в основном, внешние: получить хорошую отметку, сдать экзамены, не обидеть родителей.

Безусловно, ФГОС изменяет роль учителя, который перестает быть единственным носителем знания, а становится проводником в мире информации. Перед учителем встает вопрос: как учить? Мы с вами должны не просто формировать или развивать необходимые интеллектуальные и личностные качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок. Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника и консультанта, симулирующего активность, инициативу и самостоятельность ребенка. Для современного общества требуется мотивированный ребенок, способный свободно мыслить.

Задача учителя организовать процесс обучения так, чтобы у учащихся развивались познавательные способности, формировались приемы умственной деятельности( анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение), чтобы учащиеся умели самостоятельно работать, делать обобщение и выводы, творчески применять знания в новых ситуациях.

 Если структура учебного материала четкая, то и восприятие его будет легким. Дети легче воспринимают, осознают и запоминают материал урока.

Я в своей работе стараюсь логично, контрастно и ярко изложить материал.

Широко использую ИКТ на уроках химии, вовлекаю учащихся в процесс создания презентаций. На мой взгляд, одна из причин снижения мотивации заключается в том, что ни зачастую не только не хотят, а скорее не могут учиться хорошо, так как не знают, как это делать.

Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком-то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

 

Педагогические методы и приёмы мотивации учения, применяемые на уроках химии.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

  • словесные

  • наглядные и практические методы

  • репродуктивные и поисковые методы

  • методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

 На уроках в 8 классах у ребят, впервые пришедших на урок химии, глаза горят огнем. Они с интересом слушают, смотрят, выполняют не сложные посильные задания. Тут большую роль играет построение содержания дисциплины. От простого и легкого материала, жизненных наблюдений идет постепенное вовлечение ребят в учебный предмет. Главное не упустить в данный момент ребят.

В 8 классе мои ребята ведут записную книжечку, где записывают все, что нужно знать наизусть, опорные сигналы, формулы, опорные конспекты, памятки.

 Наблюдая за учебной деятельностью старших классов, я сделала вывод, что к данному предмету у ребят низкая мотивация.

Причин здесь много:

во – первых, химия - наука комплексная, тут знания должны быть в системе, и если какое-то звено выпадает, дальнейшее восприятие материала уже сложно наверстать. И тогда уже возникает не только негативное отношение к предмету.
Вторая причина, это выбор предметов для сдачи экзамена. Выбрав тот или иной предмет для экзамена, к химии относятся предвзято – часто слышишь возгласы ребят: «Нам химия не нужна, мы сдаем другие экзамены».


Как в таких условиях повысить мотивацию? 

Конечно, разнообразием форм, методов, приемов.

Например, использование дифференцированного подхода на уроках. Так при изучении нового материала более простые операции – нахождение информации в таблицах, учебнике, и объяснение ее, записывание уравнений химических реакций и их чтение – выполняют школьники с низким уровнем мотивации.

Ребятам со средним уровнем мотивации, которые умеют находить и использовать нужный алгоритм действий, предлагается анализировать, сравнивать, систематизировать информацию (конечно, же, с поддержкой учителя)

Возможность сделать выводы и найти причинно-следственные связи, дается учащимся высоким уровнем мотивации.

Далее мне хочется остановиться на организации внеурочной деятельности учащихся по химии как одном из средств повышения мотивации к обучению. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. В нашей школе внеурочная деятельность по химии ведётся с 7- 11 классы. Это способствует повышение интереса к предмету, освоению приемов работы и выработки навыков безопасной работы с веществами и исследовательской, проектной деятельности. Мощным и специфическим средством и методом внеурочной работы является химический эксперимент.

Так как химия наука не только теоретическая, но и практическая, это позволяет привлечь внимание к предмету, к изучаемой теме с помощью химического эксперимента.

Учащиеся учатся наблюдать, анализировать, делать выводы, обращаться с оборудованием и реактивами, формируют практические навыки и умения.

Однако в современной школе происходит процесс вытеснения реального химического эксперимента за рамки учебного процесса, на уроках дети все реже работают с веществами. Это связано с рядом причин:

Во-первых, с сокращением учебного времени. В лучшем случае эксперименту отводится исключительно иллюстративная роль.

Вторая причина связана с распространением видеоопытов и обучающих компьютерных программ. Замена реального эксперимента опытами в «виртуальных лабораториях» объясняется усилением чрезмерной заботы о безопасности детей.

 Современные уроки химии должны быть наполнены реальным химическим экспериментом, должна быть увеличена доля лабораторных работ исследовательского характера, иначе теряется мотивационная и исследовательская составляющие научной основы предмета.

Следующие направление внеурочной деятельности по химии в нашей школе: дополнительные занятия, подготовка к конкурсам и олимпиадам, ОГЭ и ЕГЭ, а также написание исследовательских проектов. Преимущество этих видов деятельности заключается в создании специальных условий для обучения, удовлетворяющих более высокие познавательные способности и потребности обучающихся. На данных занятиях можно проводить решение задач повышенного уровня сложности, выбор и обсуждение научной литературы, планирование, обсуждение результатов и представление результатов работы, проведение исследований.

Научно-исследовательская работа также способствует повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Под моим руководством 3 учениками 9 класса в этом году провели исследования (во внеурочное время), и по результатам этих работ созданы проекты на темы : «Вся правда о жевательной резинке», «Чипсы: вред или польза?», «Химические элементы в косметике». В результате исследовательской деятельности учащиеся овладели умением самостоятельно добывать новые знания и применять знания химии в реальной жизни. Одна ученица 9 класса сдавала ОГЭ по химии, и с помощью внеурочных занятий мы имели возможность пройти все вопросы и особенно важно, практическую часть.

 Заключение

В целом можно сделать следующие основные выводы:

1. Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.

2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.

3. Для развития положительной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.

4. Развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение процессов внеурочной деятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!