Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Будановская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М. В. Грешилова» Золотухинского района Курской области
Доклад
на районном методическом объединении учителей химии
по теме : «Приёмы повышения мотивации при изучении химии»
Выполнила:
учитель химии
Власова Е.А.
2022 год
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Встает вопросом: как это сделать?
Успешность современного урока во многом зависит от личности учителя, его мастерства и профессионализма, от методик и индивидуального подхода к обучающимся. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. На уроке должны использоваться разные методы и формы работы, а также урок должен быть, прежде всего: актуальным и интересным, что в свою очередь мотивирует обучающихся, повышает степень активности в учебном процессе, предполагает получение крепких знаний.
Такая учебная дисциплина, как химия, в последние годы не пользуется популярностью у школьников. Предмет Химия очень специфичен и сложен в изучении, а это не способствует повышению мотивации к изучению предмета у ребят. И, как результат, слабые знания по химии.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики учились с интересом и желанием. В этом заинтересованы и родители учащихся. Чтобы добиться желаемого результата, нужно создавать оптимальную образовательную среду, мотивировать учащихся на учебную деятельность, учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Для этого мы, учителя, должны знать и владеть различными формами обучения. Нужно вносить элементы новизны, строить работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности заданий постоянно повышался. Ведь все зависит от нашего мастерства и от умения организовывать учебный процесс.
Я всегда спрашиваю себя: «Что можно сделать, чтобы мои ученики хотели учиться? Как заинтересовать детей? Как развить их интерес к химии? Как добиться повышения мотивации к предмету?
Как правильно спланировать виды деятельности на уроке и вне него?» Ведь, ни программа, ни учебник не дает готовых схем.
Можно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, учиться с удовольствием.
Многие формы и методы работы хорошо известны-
это увлеченное преподавание, новизна учебного материала, историзм, связь знаний с судьбами людей, их открывшимися, показ практического применения знаний; использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередования форм и методов обучения, проблемное обучение, эвристическое; обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах), тестирование знаний, умений, показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха, соревнование (с товарищами по классу, самим собой) и т.д.
Мотивация – это совокупность форм, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Таких методов, средств и форм работы существует множество, и каждый учитель может их использовать исходя из тематики урока и психологической картины класса.
Отсюда процесс обучения химией не превратится в скучное и однообразное занятие. И если нашу жизнь без химии уже представить трудно, значит необходимо изучать этот предмет так, чтобы полученные знания учащиеся могли применить в повседневной жизни, а потом и в работе.
Мотивы, побуждающие учеников к деятельности, в основном, внешние: получить хорошую отметку, сдать экзамены, не обидеть родителей.
Безусловно, ФГОС изменяет роль учителя, который перестает быть единственным носителем знания, а становится проводником в мире информации. Перед учителем встает вопрос: как учить? Мы с вами должны не просто формировать или развивать необходимые интеллектуальные и личностные качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок. Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника и консультанта, симулирующего активность, инициативу и самостоятельность ребенка. Для современного общества требуется мотивированный ребенок, способный свободно мыслить.
Задача учителя организовать процесс обучения так, чтобы у учащихся развивались познавательные способности, формировались приемы умственной деятельности( анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение), чтобы учащиеся умели самостоятельно работать, делать обобщение и выводы, творчески применять знания в новых ситуациях.
Если структура учебного материала четкая, то и восприятие его будет легким. Дети легче воспринимают, осознают и запоминают материал урока.
Я в своей работе стараюсь логично, контрастно и ярко изложить материал.
Широко использую ИКТ на уроках химии, вовлекаю учащихся в процесс создания презентаций. На мой взгляд, одна из причин снижения мотивации заключается в том, что ни зачастую не только не хотят, а скорее не могут учиться хорошо, так как не знают, как это делать.
Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком-то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.
Педагогические методы и приёмы мотивации учения, применяемые на уроках химии.
Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:
словесные
наглядные и практические методы
репродуктивные и поисковые методы
методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
На уроках в 8 классах у ребят, впервые пришедших на урок химии, глаза горят огнем. Они с интересом слушают, смотрят, выполняют не сложные посильные задания. Тут большую роль играет построение содержания дисциплины. От простого и легкого материала, жизненных наблюдений идет постепенное вовлечение ребят в учебный предмет. Главное не упустить в данный момент ребят.
В 8 классе мои ребята ведут записную книжечку, где записывают все, что нужно знать наизусть, опорные сигналы, формулы, опорные конспекты, памятки.
Наблюдая за учебной деятельностью старших классов, я сделала вывод, что к данному предмету у ребят низкая мотивация.
Причин здесь много:
во – первых, химия - наука комплексная, тут знания должны быть в системе, и если какое-то звено выпадает, дальнейшее восприятие материала уже сложно наверстать. И тогда уже возникает не только негативное отношение к предмету.
Вторая причина, это выбор предметов для сдачи экзамена. Выбрав тот или иной предмет для экзамена, к химии относятся предвзято – часто слышишь возгласы ребят: «Нам химия не нужна, мы сдаем другие экзамены».
Как в таких условиях повысить мотивацию?
Конечно, разнообразием форм, методов, приемов.
Например, использование дифференцированного подхода на уроках. Так при изучении нового материала более простые операции – нахождение информации в таблицах, учебнике, и объяснение ее, записывание уравнений химических реакций и их чтение – выполняют школьники с низким уровнем мотивации.
Ребятам со средним уровнем мотивации, которые умеют находить и использовать нужный алгоритм действий, предлагается анализировать, сравнивать, систематизировать информацию (конечно, же, с поддержкой учителя)
Возможность сделать выводы и найти причинно-следственные связи, дается учащимся высоким уровнем мотивации.
Далее мне хочется остановиться на организации внеурочной деятельности учащихся по химии как одном из средств повышения мотивации к обучению. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. В нашей школе внеурочная деятельность по химии ведётся с 7- 11 классы. Это способствует повышение интереса к предмету, освоению приемов работы и выработки навыков безопасной работы с веществами и исследовательской, проектной деятельности. Мощным и специфическим средством и методом внеурочной работы является химический эксперимент.
Так как химия наука не только теоретическая, но и практическая, это позволяет привлечь внимание к предмету, к изучаемой теме с помощью химического эксперимента.
Учащиеся учатся наблюдать, анализировать, делать выводы, обращаться с оборудованием и реактивами, формируют практические навыки и умения.
Однако в современной школе происходит процесс вытеснения реального химического эксперимента за рамки учебного процесса, на уроках дети все реже работают с веществами. Это связано с рядом причин:
Во-первых, с сокращением учебного времени. В лучшем случае эксперименту отводится исключительно иллюстративная роль.
Вторая причина связана с распространением видеоопытов и обучающих компьютерных программ. Замена реального эксперимента опытами в «виртуальных лабораториях» объясняется усилением чрезмерной заботы о безопасности детей.
Современные уроки химии должны быть наполнены реальным химическим экспериментом, должна быть увеличена доля лабораторных работ исследовательского характера, иначе теряется мотивационная и исследовательская составляющие научной основы предмета.
Следующие направление внеурочной деятельности по химии в нашей школе: дополнительные занятия, подготовка к конкурсам и олимпиадам, ОГЭ и ЕГЭ, а также написание исследовательских проектов. Преимущество этих видов деятельности заключается в создании специальных условий для обучения, удовлетворяющих более высокие познавательные способности и потребности обучающихся. На данных занятиях можно проводить решение задач повышенного уровня сложности, выбор и обсуждение научной литературы, планирование, обсуждение результатов и представление результатов работы, проведение исследований.
Научно-исследовательская работа также способствует повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Под моим руководством 3 учениками 9 класса в этом году провели исследования (во внеурочное время), и по результатам этих работ созданы проекты на темы : «Вся правда о жевательной резинке», «Чипсы: вред или польза?», «Химические элементы в косметике». В результате исследовательской деятельности учащиеся овладели умением самостоятельно добывать новые знания и применять знания химии в реальной жизни. Одна ученица 9 класса сдавала ОГЭ по химии, и с помощью внеурочных занятий мы имели возможность пройти все вопросы и особенно важно, практическую часть.
Заключение
В целом можно сделать следующие основные выводы:
1. Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.
3. Для развития положительной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.
4. Развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение процессов внеурочной деятельности.