Доклад на РМО учителей начальных классов
"Особенности планирования преподавания по Федеральной основной образовательной программе предмета «Русский язык» в рамках Начального общего образования в 2023-2024 учебном году"
Подготовила: Учитель МБОУ "Геройская средняя школа"
Лапшинова Надежда Сергеевна
Федеральная основная образовательная программа (далее ФООП или ФОП) - это учебно-методическая документация, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.
ФОП разработаны для каждого уровня образования: начального, общего, среднего.
Основными целями внедрения ФОП являются:
1) создание единого образовательного пространство по всей территории Российской Федерации;
2) формирование единого содержания образования;
3) устранение барьеров при переходе школьников из одной школы в другую.
Переход школ на ФОП запланирован к 1 сентября 2023 года. С этого года все школы страны обязаны применять Федеральные рабочие программы (ФРП) по предметам гуманитарного цикла. В начальной школе это предметы: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир».
При этом, следует понимать, что учебники будут заменяться постепенно. Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов, в своём приветствие к участникам Августовских совещаний в канун нового учебного года объявил, что на данный момент Минпросвещение формирует Госзаказ и утверждает авторские коллективы для создание единых учебников. Замена учебной литературы планируется к 2025 году. При этом действующие учебники можно использовать ещё 5 лет.
Исходя из этого необходимо планировать преподавание по имеющимся в школах учебным книгам. Как это сделать?
В первую очередь необходимо ознакомится с ФОП НОО и ФРП на 2023-2024 учебный год по каждому предмету на официальном сайте (https://eobraz.ru/fop/).
После этого необходимо зарегистрироваться на сайте «Конструктор рабочих программ – Единое содержание образование (ЕСОО)» - https://edsoo.ru/конструктор-рабочих-программ/. Зайдя на сайт вы сможете ознакомиться с инструкцией по работе с конструктором.
Далее необходимо перейти к созданию рабочих программ.
При создании программы по русскому языку важно выбрать Календарно-тематическое планирование Вариант 1. (Поурочное планирование для педагогов, использующих учебники "Азбука" (авторы Горецкий В.Г. и др), "Русский язык1-4 кл." (Авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.)). Именно этот вариант подходит к нашим учебникам. Следовательно, имеющиеся учебники подходят для работы в рамках ФОП.
Тщательно сравнив старые и новые рабочие программы (РП) и календарно-тематические планирования (КТП) по данному предмету, мною были выявлены следующие различия:
1. В распределение часов:
№ и название раздела | Было | Стало |
1. Язык и речь | 2ч | 1 ч |
2.Текст. Предложение. Словосочитание | 14ч | 22 ч, из них 2 резервных |
Текст | 2 ч | 7 ч |
Предложение и словочитание | 12 ч | 15 ч |
3. Слово в языке и речи | 19ч | 17 ч |
4. Состав слова | 45 ч | 40 ч, из них 6 резервных |
Части слова | 16 ч | 9ч |
Правописание частей слова | 29 ч | 31 ч |
5. Части речи | 76 ч | 80 ч, из них 6 резервных |
Имя существительное | 31 ч | 37ч |
Имя прилагательное | 18 ч | 16 ч |
Местоимение | 5 ч | 11 ч |
Глагол | 21 ч | 16 ч |
6. Повторение | 14ч | 10 ч, из них 4 резервных |
2. В распределение контрольных работ:
Было | Стало |
Урок 16 | Контрольный диктант по теме "Текст. Предложение. Словосочетание" | Урок 62 | Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Правописание слов с орфограммами в корне" |
Урок 35 | Контрольный диктант по теме "Слово в языке и речи" | Урок 117 | Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных" |
Урок 48 | Контрольный диктант по теме "Состав слова" | Урок 132 | Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных" |
Урок 67 | Контрольный диктант по теме "Правописание корне слов" | Урок163 | Проверочная работа по разделу морфология |
Урок 79 | Контрольный диктант по теме "Правописание частей слова" | Урок169 | Проверочная работа "чему мы научились на уроках правописания в 3 классе" |
Урок 96 | Контрольный диктант по теме "Имя существительное" | | |
Урок 111 | Контрольный диктант по теме "Падеж имён существительных" | | |
Урок 129 | Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное" | | |
Урок 156 | Контрольный диктант по теме "Глагол" | | |
Урок 165 | Итоговый контрольный диктант | | |
Итого | 10 + вводный | Итого | 5 |
3. В названиях тем (например: Было "Наша речь и наш язык" - Стало "Русский язык как государственный язык Российской Федерации"; Было "Склонение имён существительных" - Стало "Падежи имён существительных" и т.д.)
4. Добавились темы (вынесенные в отдельный урок) по развитию речи. Например: Пишем поздравительную открытку к празднику 8 Марта; Знакомство с жанром объявление; Знакомство с жанром письма и т.д.
Исходя из этих данных я пришла к выводу о необходимости корректировки КТП (в Конструкторе - Поурочное планирование вариант 1) под имеющиеся учебники, а также с учётом особенностей конкретного класса.
Возможность внесения изменений прописана в пояснительной записке ФРП НОО "Русский язык".
Выдержка из документа: "Программа по русскому языку позволит педагогическому работнику:
– реализовать в процессе преподавания русского языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО;
– определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание русского языка по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО;
– разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса".
При редактировании РП и КТП на сайте "Конструкторы...":
1. Мы не можем:
а) влиять на распределение часов по разделам в тематическом планировании;
б) убирать уроки резерва;
в) ослаблять программу (содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП).
2. Мы может:
а) перераспределять количество уроков по темам в рамках одного раздела (например: уменьшить количество часов по теме «Местоимение» и добавить количество часов по теме «Глагол»);
б) вписать темы «Диктант» и «Работа над ошибками» в резервные уроки;
в) планировать проведение уроков с применением материалов библиотеки ЦОК.
Немаловажным при планировании работы помнить о введении в ФООП понятия "стартовая диагностика". Вопрос необходимо тщательно изучить на заседаниях ШМО.
Выдержка из
ФОП НОО: "п. 19.36. Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с целью оценки готовности к обучению на уровне начального общего образования.
19.36.1. Стартовая диагностика проводится
в начале 1 класса и выступает как основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Объектом оценки в рамках стартовой диагностики является сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счётом.
19.36.2. Стартовая диагностика может проводиться педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных учебных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса."
Стартовая диагностика предполагает не только определение предметных результатов, но и метапредметную подготовку, определенные личностные навыки. Администрация вправе провести диагностику комплексно, в единой работе, или по каждому предмету отдельно.
Готовые комплексные диагностические работы можно взять в группе "Наша начальная школа./ Подготовка к школе." по ссылке https://vk.com/wall-68130961_688365.
Вывод: Реализация Федеральной образовательной программы начального общего образования возможна с использованием имеющихся учебников и методических пособий для учителей при условии грамотной корректировке программ в системе Конструктора.
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Эти слова приписывают Конфуцию. Данная цитата отражают сегодняшнюю действительность, ведь современный Российский учитель – это креативная трудолюбивая личность, которая не забывая накопленные годами знания непрестанно познаёт новые, смело осваивает новые Стандарты образования и, может не только преодолеть все трудности на пути, но и достичь новых вершин и достижений.