МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа»
Выступление
на общешкольном
родительском собрании
по теме: «Готовность родителей к кризисам своих детей»
Подготовил классный
руководитель 1 класса
Акулинина С.В.
Март 2019 г.
Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся.
Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волнений. К примеру, некоторые мамы и папы, пытаются изучить со своим сыном или дочкой программу первого класса. Однако делать подобное совершенно ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе. Современная школа с её классно-урочной системой, действующими программами и ФГОС НОО ставит ребенка-первоклассника в определённые рамки и требует от него сформированности определенных ключевых компетенций. Когда говорят о "психологической готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Психолог Л.А. Венгер говорил, что этот набор похож на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них обойтись нельзя.
Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:
физиологическая готовность,
интеллектуальная подготовка,
эмоционально-волевая зрелость,
социально-личностная готовность.
Об этих составляющих мы сейчас и поговорим.
Физиологическая готовность включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики.
Специалисты утверждают, что в настоящее время, к сожалению, практически нет абсолютно здоровых детей. Поэтому при подготовке к школе первостепенное внимание нужно уделять укреплению здоровья ребенка, физическому развитию, закаливанию, соблюдение режима дня. Укрепляйте нервную систему ребенка. Контролируйте отношения с телевизором и компьютером. Не оставляйте без внимания результаты медицинского обследования, которое проходило за год до школы, прислушайтесь к рекомендациям специалистов. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно сейчас займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Помните, что визит к врачу – это тоже подготовка к школе!
Учебный процесс, как вы знаете, протекает ритмически. Периоды концентрации, внимания, работы, требующей известного напряжения, должны сменяться периодами активности, приносящими радость и отдых. Если ребенок не может полноценно проживать такие периоды телесной активности, то нагрузка, связанная с учебным процессом, и общее напряжение, связанное со школьной жизнью, не смогут найти полноценного противовеса. И могут сказаться на поведении ребенка, на устойчивости его нервной системы.
Общая или «крупная моторика» нужна для того, чтобы ребенок мог прыгать через скакалку, играть в мяч, кататься на велосипеде. Учеба – это труд. И если ребенок не обладает физической силой и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла.
К семи годам должна быть хорошо сформирована координация системы «рука-глаз», ловкость пальцев рук. Но это не значит, что ребенок должен «много писать»! Хорошо писать может сильная, уверенная рука, а сделать ее такой могут пластилин, глина, карандаши и ножницы. Лепка и вырезание развивают силу и ловкость пальцев, пространственное мышление и координацию движений. К семи годам ребёнок должен:
Владеть навыками графической деятельности (уметь рисовать, делать аппликацию, лепить, вырезать).
Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.
В плане интеллектуальной готовности у ребенка должны быть хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь.
Способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой успешного обучения. К семи годам ребёнок должен:
Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
Выполнять задания, не отвлекаясь, в течение 15–20 минут.
Уметь находить одинаковые предметы.
Находить 10 отличий между предметами.
Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу (копировать в точности узор или движение).
Учебный процесс устроен так, что при объяснении или демонстрации каких-либо явлений часто возникает необходимость связать то, что происходит в данный момент, с тем, что объяснялось или демонстрировалось недавно. Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребенок запоминал услышанное и увиденное и хотя бы некоторое время удерживал это в памяти. К семи годам ребёнок должен:
Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.
Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно. /Можно тренироваться, заучивая телефоны родственников/.
Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.
Процесс восприятия оказывает прямое влияние на формирование навыков письма и чтения. К семи годам ребёнок должен:
Различать форму предмета, его цвет и оттенки.
По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалённости и пр.
Ориентироваться в пространстве (вниз, направо-налево, под-над, за, около, у, между и др.).
Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).
Мышление в младшем школьном возрасте будет являться доминирующей функцией. У детей со сниженным уровнем мыслительных операций возможны серьезные трудности в усвоении учебного материала, что может являться основной причиной школьной неуспеваемости. К семи годам ребёнок должен:
Объединять предметы в группы по определённым признакам.
Находить закономерность в построении ряда предметов.
Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.
Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
Решать логические задачи. Делать простейшие выводы и обобщения.
Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.
Воображение развивается вместе с мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе. Если мышление познает мир вещей и явлений в форме абстрактных понятий, то воображение – в форме особых образов. Воображение позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.
Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. К семи годам ребенок должен:
Иметь правильное звукопроизношение. Развитый фонематический слух.
Ребенок должен понимать смысл текста и простых понятий.
Уметь читать стихи выразительно, эмоционально.
Уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
Уметь связно и грамотно говорить, последовательно излагать свои мысли.
Обладать широким кругозором и богатым словарным запасом.
Современные дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом важно, чтобы он знал самые элементарные вещи.
Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоционально-волевую зрелость, включающую в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи:
Способность выдерживать нагрузки. Уметь справляться со своими эмоциями, адекватно переносить разочарования.
Умение управлять своим поведением - подчинять собственной воле непосредственные желания. Понимать разницу между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо».
Умение управлять своей умственной деятельностью - выделить цель, наметить план действий, самостоятельно выполнить задание, довести начатое дело до конца, оценить результат своей деятельности.
Умение организовать себя - без подсказки родителей приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда. Выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, соблюдать режим дня и др. Быть ответственным за свои поступки.
Развитию эмоционально-волевой готовности способствует изобразительная деятельность, конструирование, игры с правилами, шашки, шахматы, подвижные и словесные игры и др. Эти занятия побуждают ребенка длительное время сосредоточиваться на задании, соблюдать условия и правила игры. Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.
Как вы знаете, школьные формы обучения носят коллективный характер. Они предполагают взаимодействие и сотрудничество учащихся в ситуации общей учебной задачи. А также диалог с учителем. От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколько ваш ребенок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него пользу для своего развития.
Очень важно на пороге школы формировать у ребенка становление внутренней позиции школьника:
Радостное ожидание и устойчивое желание учиться в школе.
Наличие познавательной мотивации («Хочу все знать!»), любознательности. Важно, чтобы школа привлекала ребенка не внешней стороной (портфель, тетради, красивая одежда, перемены, звонки), а возможностью получить новые знания.
Способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.
Стремление стать более взрослым, школьником, получать за свою «работу» отметки или одобрение от окружающих.
Правильное представление о школьной жизни.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека.
Помните, что представления о школьной жизни у ребят складываются из наших с вами высказываний, бесед о школе. Поэтому оставьте все критические замечания в адрес школы, учителей, программ при себе.
Ребенку следует давать ребенку только положительную информацию о школе (беседы, чтение стихов и рассказов, рассматривание иллюстраций, экскурсия в школу). Постарайтесь рассказать ребенку как можно больше ярких моментов из своей школьной жизни, о своих учителях, о своих первых трудностях и о том, как вы с ними справились, а так же о том, как вам пригодились в жизни школьные знания.
Не запугивайте детей школой и в то же время не обещайте лёгких побед. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
К школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта – умениями, знаниями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать, станет грамотным, но чтобы обучение было успешным, к моменту поступления в школу важно иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, «умение учиться».
Еще одним сложным периодом в развитии человека является подростковый возраст, когда происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения.
Подростковый возраст – это кризисный период, а понятие кризиса трактуется по-разному. Подростковый возраст является труднейшим периодом в жизни человека, т. к. несет в себе значительные изменения в самосознании взрослеющего ребенка. Именно в этот период формируются чувство взрослости, появляется рефлексия, складываются мировоззрение, становится возможным самовоспитание. Развитие в этот период идет быстро, для подростка характерна личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.
Кризис взросления может стать причиной различных форм отклоняющегося поведения, личностных нарушений, превратиться в экстремальную ситуацию. От подростка обычно скрыт подлинный смысл его поведения, а чуткий взрослый всегда поможет в раскрытии смысла, и не станет ограничиваться запрещением или порицанием этого поведения. Подростки, юноши и девушки экспериментируют с различными сторонами собственного «Я», что соотносится со становлением самосознания. Подросток экспериментирует с собственным именем, выбирая для самоименования ник, кличку, прозвище. Экспериментирует с внешностью (яркая косметика у девушек, окраска волос, выбор необычных причесок, нанесение татуировок, пирсинг, выбор особой одежды). Проводит эксперименты различного рода с телом: сюда можно отнести и жесткие диеты, и «накачивание». Особого рода эксперименты связаны с сексуальной сферой. Столь же широкая область экспериментирования - изменение сознания через употребление алкоголя, психоактивных веществ.
Такие эксперименты связаны с самоутверждением подростка. Подросток проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него мире. Все это и составляет суть подросткового кризиса как кризиса самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности».