Доклад « Воспитание ответственного отношения к учёбе»
Ситуацию в системе образования, сложившуюся в настоящее время, я бы отнесла к категории катастроф. У меня такое впечатление, что идет целенаправленная работа по уничтожению всего, чем могла гордиться наша страна, всех моральных, духовных, интеллектуальных ценностей: от Левши до Гагарина, от Чудского озера до битвы на Волге, от Сусанина до героев наших дней.
На моей памяти три «поколения» школьных лет.
Свои школьные годы (1970-1980) помню, как вчерашний день. Статус учителя довольно высок, зарплата достойная, уважение со стороны родителей, авторитет среди учеников. Для нас, школьников, учеба – это наша работа, родители – пример для подражания. Хотя они не сидят с нами за выполнением домашних заданий, мы каким-то «чудесным» образом сами благополучно сдаем экзамены, и кто хочет – собственными усилиями поступает в ВУЗы.
Учились по единым учебникам и программам, никаких «игровых технологий», все однозначно и довольно-таки прозаично. Но знания, полученные в школе, «работают» и поныне.
Дети учились в 90-е, с разницей в три года. В это же время я работала в школе. С учебниками – чехарда. Для второго совсем не подходят те, по которым учился первый. По истории – три книги: сегодня читаем здесь, завтра – через десять страниц, послезавтра – из другого источника. Множество программ и направлений, в том числе и индивидуальных: урок-лекция, урок-конференция, театрализованный урок и т.д. В моду входит написание рефератов.
На первый план выходит задача – заинтересовать. Большое внимание стало уделяться внеклассной работе: различные внеурочные мероприятия, дни именинников, дискотеки. «Винегрет» из празднования Масленицы, Валентинова дня и Хеллоуина пришел на смену субботникам и пятой трудовой четверти. В школе появляется психолог. Мне кажется, как раз в эти годы, на изломе 90-х, в школе и случился кризис.
Именно тогда стали пробиваться росточки того, что называется «мне должны». Педагогам в это время по нескольку месяцев задерживали зарплату, репетиторство еще не вошло в моду и очень многие «училки» выглядели бледными поганками на фоне учеников, имевших менее идейных, но более приспособленных к меняющимся условиям жизни родителей.
Вскоре полетели первые ласточки к администрации с требованием заменить не устраивающего педагога. И зачастую случалось, что «клиент» прав, ибо обыкновенно претензии предъявляли те, кто мог быть «полезным для школы».
Пришло время для учёбы внуков. Положительный момент – круг выбора учебных пособий сузился. Родители привыкли к новому статусу и установку «вы должны» уже не выжечь каленым железом. Многие учителя, следуя рекомендации властей, «пошли в бизнес». А те, для кого работа – дело всей жизни, практически смирились с тем, что должны всем:
Васе Пупкину, его маме, директору, министру. Отчетом, участием в олимпиаде, показателем успеваемости, обязанностью не только вложить знания в голову «митрофанушки», не выпускающего из рук смартфона, но и вовремя подать ему туалетную бумагу.
А у учеников, заинтересованных в получении знаний, появилась необходимость в родительском контроле, а позже в репетиторах, особенно если в классе большинство таких, которым учеба «по барабану»
Таким образом, школа начала свой плавный переход в новый статус – образовательное учреждение.
А тем временем в началке перестали учить стихи (за четыре года обучения количество выученных стихотворений не достигает десяти), исчезло чистописание, тренирующее моторику и стимулирующее работу мозга. Зато иностранный стали изучать с первого класса, так и не освоив к окончанию школы ни его, ни родной язык.
Но самое главное то, что у детей совершенно отсутствует мотивация к обучению, причем, чем старше класс, тем проявляется это всё нагляднее. Ребенок перестал воспринимать учебу, как необходимость. Труд не есть обязанность в современном обществе. А знания, которые дает школа, очень и очень оторваны от жизни. И тем, кто не связывает свою судьбу с получением высшего образования, в школе просто нечего делать, поскольку цель её расплывчато туманна – инновации, деятельностный подход, исследования и творчество прогнозируют воспитание «креативной личности», а не человека и гражданина. И некрасовское «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», смысл которого был понятен и отличнику и махровому троечнику, исчезло вместе с бледно-синими тетрадками в линию на 12 листов. А какие ценности ставит во главу угла новое поколение? С чего начинается их Родина? В какой стране они хотят жить - Российской Федерации, России, или очередном штате? Не географически, а по характеру образа мыслей и поступков. Каким будет ответ на эти вопросы у семьи и школы?
Разве может сформироваться человек и гражданин как свободная личность в условиях, где всё не по-настоящему.
. Это прообраз общества, в котором предстоит жить её выпускникам.
Советская система образования была хороша для своего времени. Сейчас в мире все изменилось, но, несмотря на всевозможные реформы, ЕГЭ и ФГОСы на практике цель у школы всё та же – дать определённый набор знаний. Особенностью современного образования является дополнительное образование – участие в конкурсах, соревнованиях, и т.д. НО НА ВЫХОДЕ – ВСЁ РАВНО БУДУТ СПРАШИВАТЬ ЗНАНИЯ
Школа продолжает выпускать в жизнь молодых людей, якобы обученных "креативно мыслить" и «исследовать», на самом деле в массе своей способных, в лучшем случае, плывя по течению строить планы и сетовать на мешающие воплощению мечты обстоятельства
Подростки готовы “застревать” в положении “обиженного”, “непонятого”, искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет. Современная тенденция молодёжи-
праздная жизнь. Жизнь без цели и без особых стремлений. Жизнь ради жизни. Жизнь, не обремененная работой и долгом, домашними обязанностями и ответственностью. Не надо работать, надо только развлекаться, кушать, путешествовать, ходить на всякие зрелищные мероприятия и ублажать себя любимого. И жить с установкой – что тебе все должны, «весь мир подождёт», я- самый-самый….При подобной установке мы видим потребителя-эгоиста, не желающего пальцем пошевелить для соседа, друга, просто нуждающегося в поддержке и находящего тому оправдание- «это не мои проблемы», «я не обязан», «мне это не надо» и т.д.
В том случае, если в столь юном возрасте подросток усвоит подобное отношение к окружающему миру, то через несколько лет можно не рассчитывать на его даже моральную поддержку, не говоря о материальной, нуждающихся в помощи родителей, больного родственника, поскольку он руководствуется соображениями личной выгоды и корысти. Его обременяют заботы о ком-либо, он не хочет выходить из зоны комфорта, не желает напрягаться «париться», как сейчас принято говорить.
Согласитесь, настоящая жизнь совершенно не такая!
Праздность – это зарастание души. Жирный минус праздности ставится за то, что она гибельна для разума и духовной жизни. Если не удовлетворять свои интеллектуальные и духовные потребности, разум и душа без тренировки утрачивают свои способности. Например, если пианист долго не играет, ему понадобится время, чтобы достичь совершенства в игре. Праздность – это анемия души и разума. Брошенная душа превращается в невозделанное поле, заросшее бурьяном. Жан-Жак Руссо писал: «От праздности происходит умственная и физическая дряблость».
Праздность – это оскорбление времени. Она – мать всех пороков. От ничегониделания в праздную голову приходят дурные, а порой и безумные мысли. Для «кудрявой» жизни нужны деньги, но под праздноваляющегося человека монеты не сыплются. Приходится измышлять разные, нередко подлые и преступные, средства, как добыть деньги. Ложь, предательство, коварство, вероломство, воровство, манипуляторство –это спутники праздной жизни. А. П. Чехов верно заметил: «Праздная жизнь не может быть чистою». Она влечет за собой порочность, болезни и страдания. Целеустремленный разум, напротив, дарит человеку бодрость и радость жизни. Ибн Сина (Авиценна): «Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни».
Праздность- это постоянная незанятость и опустошенность. Она мешает человеку приобщаться к высшим ценностям и самосовершенствоваться.
ВОСПИТАННОСТЬ, УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ. ВОСПИТАННОСТЬ – ЭТО СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СОВОКУПНОСТЬЮ ДОСТАТОЧНО СФОРМИРОВАННЫХ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ, В ОБОБЩЕННОЙ ФОРМЕ ОТРАЖАЮЩИХ СИСТЕМУ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ, К ЛЮДЯМ, САМОМУ СЕБЕ.
ТРИ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ:
Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.
Средний уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию, склонна к асоциальному поведению.
Слабо осознают необходимость в образовании ,что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление лишь к развлечениям, удовольствиям, праздному образу жизни. Знания по большинству предметов отрывочные, не связанные с жизненным опытом. Умения учебной, трудовой и других деятельности не сформированы, носят локальный характер.
КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ: Доброжелательность
отношения со сверстниками : знание норм нравственности, этики взаимоотношений и общения; существует внутренняя потребность следовать нравственным нормам и привычкам, выполнение их в повседневной жизни, характерные черты поведения -доброжелательность, вежливость, деликатность; умение оценить свое поведение, принести извинения за бестактность, некорректное отношение с собеседником, умение сдерживать себя.
КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ: Доброжелательные отношения со взрослыми
умение добросовестно и качественно исполнять решения коллективных органов, Правила внутреннего распорядка школы, учителей, родителей. способность выполнять трудные, но посильные задания, как и любые другие своевременно. Умение сочетать исполнительность с самостоятельностью и инициативой
КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ: Отношение к труду
умение немедленно включаться в работу, способность рационально использовать рабочее время, наличие необходимых учебных принадлежностей для данного урока, пунктуальность, собранность, умение владеть своим вниманием, умение планировать свой день, основные дела на неделю, месяц, способность выделить главное в своей деятельности и жизни, ставить цели и достигать их, стремление ежедневно реализовывать не только свои цели, но и сочетать их с выполнением целей коллектива, осознание обязанностей, отраженных в Уставе школы, умение сознательно выполнять правила и требования, добросовестное отношение к выполнению общественно-полезного труда, всякого рода поручений и просьб, помощь окружающим по личной инициативе.
КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ: Отношение к учебе:
осознанная потребность в знаниях, добросовестное отношение к учебным обязанностям, повышение культуры умственного труда в процессе самообразования.
Ответственность, оперативное включение по принятию решений в вопросах организации школьной жизни, проявление выдумки, изобретательности и творческой активности в разноплановых делах школьного и классного коллективов, активное участие в общественной жизни класса и школы, а также за пределами школьной жизни.
Необходимо охарактеризовать такое качество, как
активность - Как особенность личности человека активность
проявляется в энергичной, интенсивной деятельности,
в труде, учении, общественной жизни, различных видах творчества, в спорте, играх Активная жизненная позиция неразрывно связана с чувством ответственности за все, что происходит вокруг, чувством гражданской честности и гражданского мужества.
КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ: Доброжелательность:
верен своему слову, правдив со всеми, добровольно признается в своих поступках, прост и скромен, одобряет эти качества у других, добрый, заботливый, охотно помогает другим, побуждает на добрые дела товарищей.
КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ: Конфликтность
Уклоняется от общественных поручений, безответственен. При наличии требований со стороны педагогов и товарищей нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия. Необщительный, эгоистичный Недоброжелателен, груб с товарищами Часто неискренен, обманывает учителей, старших. Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам.
В значительной степени ВОСПИТАННОСТЬ ЗАВИСИТ ОТ ТЕХ УСЛОВИЙ,КОТОРЫЕ СУЩЕСТВУЮТ В СЕМЬЕ.
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ: необходимость экономического, а порой и физического выживания; разрыв возрастных, а также интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций; дефицит мужского влияния в воспитании детей и в то же время высокая занятость женщин на производстве; дестабилизирующее влияние пьянства, цинизма, жестокости и других проявлений бездуховности на устойчивость семейно-брачных отношений; резкое сокращение межличностных внутрисемейных и межсемейных отношений; обедненный, чрезмерно низкий уровень организации и совместного проведения семьёй свободного времени; психолого-педагогическая неграмотность родителей.
Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность
Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.
Пороки, деморализующие людей: праздность и отвращение к занятиям и труду, а потому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие
Еще большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно- технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщение учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания все более и более пробивают себе дорогу в школах большинства стран мира, становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
К сожалению, нередко, подростки оказываются полностью предоставленными самим себе. При этом наблюдается ситуация,что контроль за поведением и жизнью подростка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом. Подросток чувствует, что старшим не до него, что они несут в отношении его лишь тяжкие для них обязанности, что на деле они бы рады от них освободиться. Это нередко сочетается с скрытым эмоциональным отвержением. Обычно подросток научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью.
Бывает и иное явление в отношении к ребёнку: речь идет о том, что ребенок и подросток становятся «кумиром семьи». Здесь дело не столько в постоянном контроле /сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. Такие дети растут в атмосфере похвал, восторгов и обожания, ими любуются и восхищаются. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные интереса к своей персоне взгляды, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда. Подобное явление мешает выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя.
Для подростка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, пользоваться их вниманием, вызывать у них восхищение, а с другой стороны — полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе, руководить другими.
Поэтому , говоря о системном воспитании, необходимо прежде всего добиваться выработки следующих качеств, которые являются важнейшими во взрослой жизни.
ДОБРОСОВЕСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ
к труду — добросовестное учение, своевременное выполнение любой нужной работы, высокое качество результатов труда, систематическая помощь по дому, глубокий интерес к определенной сфере трудовой деятельности.
ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ
Мобилизация сил и воли, стремление преодолевать трудности, возникающие на пути выполнения своих обязанностей, данного обещания способствуют формированию такого качества, как обязательность.
Обязательный человек — это человек, верный своему слову, обещанию, точный и надежный.
Единство слова и дела должно стать повседневной нормой поведения каждого человека. Разрыв между словом и делом возникает, если тот или иной нравственный принцип, нравственная норма глубоко не осознаны, не превратились в убеждение школьника.
Дорожить репутацией честного человека нужно с детства. Недаром народ сложил поговорки: «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят», «Раз солгал — навек лгуном стал», «В ком правды нет, в том добра мало», «Лучше свое отдать, нежели чужое взять».
Жизнь ежечасно вовлекает нас в сложную цепь человеческих отношений, проверяя нашу нравственную стойкость и гражданскую зрелость, в которых проявляется внутренняя честность.
ЧЕСТНОСТЬ человека проверяется его отношением к труду. От года к году школьной жизни делается все заметнее, какие отношения формируются в личности того или иного из нас. Честность — правдивость, единство слова и дела, прямота, привычка не брать без разрешения чужие вещи, добровольное признание своих ошибок, проступков.
Дети, конечно, все разные.
Одни отличаются старательностью, настойчивостью, добросовестностью, честностью в выполнении любого порученного дела, учебных заданий. У других проявляется излишняя изворотливость, желание воспользоваться чужим трудом, что само по себе уже нечестно, выполнить задание с легкостью, небрежностью, недобросовестно.
Очень важно самому быть честным, правдивым, обязательным человеком. Но этого недостаточно. Нужно быть готовым постоять за правду, защитить ее, бороться за утверждение ее в жизни коллектива, класса, школы, семьи.
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»
Необходимо уметь заставить себя , принимать волевые решения. «Не хочется» — это опасный враг человеческой жизни. С «не хочется», если оно вышло победителем над «надо», «должен», «требуется», начинается никчемность и безволие. Тот, кто не сумел вступить в единоборство с «не хочется», становится рабом лени.
Важно — заставлять себя, повелевать собой, быть хозяином своих желаний, уметь сосредоточиться.
Важно приучать ребёнка к самоотчету. Каждый вечер анализировать проведённый день (что из намеченного выполнено, а что нет). В самоотчет должна входить и самооценка (насколько добросовестно выполнены принятые решения)
«Самое страшное для человека — это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить свободно мимо зла и неправды».
Необходимо культивировать такие качества, как ответственность, самостоятельность, требовательность при выполнении любого вида работ будь то уроки, домашнее задание или помощь по дому.