СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на родительском собрании "Мат и другая ненормативная лексика в речи детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос о том, что в речи детей часто встречается ненормативная лексика даже в школе, очень актуален. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на родительском собрании "Мат и другая ненормативная лексика в речи детей"»

МКОУ Новлянская ООШ

Выступление на родительском собрании.

(Спиридонова Маргарита Александровна- учитель начальных классов»

Мат и другая ненормативная лексика в речи детей.

Мат (обсценная лексика) – это нецензурная (недопустимая) лексика, использующаяся для оскорбления людей или для выражения негативных эмоций, которую окружающие воспринимают как отталкивающую, непристойную.

Можно ли ругаться матом в общественных местах?

Ответ на этот вопрос очевиден — конечно нет!

Во-первых, с точки зрения морали, использование в речи нецензурной брани вряд ли будет характеризовать индивида с положительной стороны.

Во-вторых, за это деяние предусмотрена ответственность.

Публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена статьей 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Признак публичности означает произнесение нецензурной брани при непосредственном присутствии людей, в общественном месте, например, на улице, потому что именно в такой обстановке нарушитель в большей мере демонстрирует свое неуважение к обществу

В середине XX века нейроэндокринологи выяснили, что при частом использовании ругательств в организме человека начинают активнее вырабатываться мужские половые гормоны (андрогены). У регулярно матерящихся детей нарушается гормональный баланс в организме, что плохо сказывается на их здоровье. Особенно плохо это для девочек и девушек.

Если в родительской семье принято использовать обсценную лексику, и ребенок ее регулярно слышит, вопрос времени, когда он начнет использовать ее в своей речи.

Копирование поведения – инструмент социального научения, заложенный природой, возможность выжить и приспособиться, обитая в определенном социуме. Если все вокруг матерятся, особенно значимые взрослые, ребенок тоже будет это делать.

Если родители не хотят, чтобы ребенок использовал ненормативную лексику, им придется самим перестать ее употреблять в своей речи.

При посещении детского сада или школы ребенок может услышать бранные слова от других детей, а сильные эмоции, которые способствовали использованию мата, особенно запомнятся. Если дома не принято использовать обсценную лексику, ребенок, скорей всего, и не будет использовать ее при родителях или других взрослых, но в кругу своих сверстников будут «работать» свои правила и свой лексикон. Чтобы не быть белой вороной, ребенок будет подражать поведению других в референтной группе.

Родителям нельзя запрещать своему ребенку общаться с матерящимися детьми, но они могут предложить альтернативу в виде другого круга общения – можно сменить школу, можно отдать ребенка в спортивную секцию или как-то иначе организовать его досуг, чтобы у него не было возможности общаться с теми, кто использует бранные слова, зато дать ему возможность обзавестись новыми знакомыми.



Причины использования мата детьми

Дети используют обсценную лексику по тем же причинам, что и взрослые:

  • копирование поведения значимых людей (родителей, ровесников-авторитетов);

  • сильные эмоции (гнев, страх, удивление, шок), но только в том случае, если ребенок не знает общепринятых синонимичных выражений, имеющих столь же сильную экспрессивную окраску;

  • произвольное использование мата в ситуации конфликта, чтобы оскорбить, спровоцировать на активные действия;

  • сильный стресс — ругань помогает снять стресс, при ней начинают вырабатываться андрогены, которые являются антагонистами кортикостероида, гормона стресса;

  • совсем маленькие дети могут произносить матерные слова, если ранее этим же способом удалось добиться внимания взрослых (например, в детских домах для детей внимание не имеет полюса. Им неважно, будут тебя ругать или хвалить, поэтому, если за бранью последует сильная эмоциональная реакция взрослых, они будут использовать мат целенаправленно).





  • Как рассказать о мате детям?



  • Разговаривать с детьми о мате можно со старшего дошкольного возраста. Ранее это не имеет смысла, поскольку ребенок воспроизводит слова неосознанно. Ребенку необходимо объяснить, что исторически ругательства являлись определенными маркерами для людей, как правило, его использовали социально неблагополучные слои населения, рабочие без квалификации (строители, грузчики), заключенные в тюрьмах и колониях. При этом нельзя ребенку запретить использовать мат, а стоит рассказать, зачем нужна ненормативная лексика.



  • Родители должны объяснить своему ребенку, что с помощью мата человек может проявлять агрессию, провоцировать конфликт или пытаться запугать собеседника, т.е. ругань является промежуточной стадией между разговором и нападением. Ругательства также помогают снять эмоциональное напряжение, снизить стресс, но такой эффект достигается только при редком употреблении мата.



  • После этого необходимо вместе с ребенком найти другие слова или действия, помогающие достигнуть того же эффекта. У детей хорошо развито воображение, поэтому они легко включаются в такую игру.



  • Что делать родителям, если ребенок матерится?

  • Если ребенок матерится при родителях впервые, то можно сделать вид, что вы не заметили этого, а тем временем понаблюдать за реакцией ребенка. Необходимо выяснить, это автоматическое повторение за кем-то или он намеренно вас провоцирует. В ситуации, когда ребенок не понимает смысла сказанного, нужно прежде всего исключить использование ругани при ребенке – сделать замечание всем родственникам и следить за собственной речью. Когда мат используется ребенком для провокации родителя, отсутствие реакции не дает закрепиться этой модели поведения.



  • Если дети употребляют мат и просят взрослых объяснить значение слова, то нельзя отмахиваться и просто говорить «это плохое слово, его не употребляют». Максимально корректно донесите до ребенка его смысл, сферу употребления, а также тот образ, который складывается о человеке, произносящем подобное.





  • Необходимо проявлять максимум терпения, не кричать на ребенка и не стыдить его на людях. Это все только вызывает конфронтацию и непонимание, почему другим можно так разговаривать, а ему нет.



  • Категорически запрещается изолировать детей от общения со сверстниками, которые используют в своей речи бранные слова, поскольку этап использования ненормативной лексики в группе сверстников проходят все, а если нарушить социализацию, то ребенок останется не матерящимся изгоем, что гораздо сильнее травмирует психику.



Борьба с ненормативной лексикой в речи детей



  • Когда матерные слова уже вошли в обиход, бороться с этим необходимо посредством ввода определенных правил. Важно, чтобы запреты относительно каких-то выражений касались всех членов семьи: если принимается правило не употреблять матерные слова дома, то этого должны придерживаться и родители.



  • Естественно, любой может ошибиться, поэтому, когда неприличное слово все же было произнесено, то необходимо извиниться, объяснить, почему сейчас было так сказано, и найти культурный синоним.



  • Обсуждайте значение матерных слов, ищите им замену. Замечайте ситуации, когда ваш ребенок красиво и точно формулирует свои мысли, хвалите его за это.

Поощряйте развитие словарного запаса и учите, как можно поставить неприятного человека на место, используя литературные обороты речи.



3