СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на семинаре-практикуме "Использование экологических дидактических игр для ознакомления детей раннего возраста с природой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассматриваются вопросы использования дидактических игр для экологического воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на семинаре-практикуме "Использование экологических дидактических игр для ознакомления детей раннего возраста с природой"»





Выступление на семинаре:

« Использование дидактических игр для ознакомления детей раннего возраста с миром природы»

В. Сухомлинский сказал «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Очень важно начинать экологическое воспитание с раннего возраста. Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Экологическое воспитание детей— предполагает воспитание гуманного отношения к природе, к живым организмам, к природным материалам. Формирование экологической культуры ребёнка — непростой и длительный процесс. Ребёнок с самого рождения не отделяет себя от окружающего мира и жадно тянется ко всему живому, и мышление разрушителя экосистемы у него абсолютно отсутствует. Крайне необходимо не разрушить это хрупкое сознание единства с природой. Как более эффективно воспитать экологическую культуру детей? Научить правильным способам взаимодействия с растениями и животными? Малышам раннего возраста интересно все окружающее вокруг, они внимательно слушают, наблюдают, запоминают переданную информацию. А дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.
Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми работаем, лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, обучающей направленности - всё это привлекает наше внимание в данном типе игр для формирования знаний о природе.

Цель моей работы – использование дидактических игр для формирования экологических представлений.

Использование дидактических игр помогает решать следующие задачи:

  • Формирование экологических представлений о мире животных.

  • Формировать представление о диких и домашних животных и их детенышах.

  • Формирование экологических представлений о мире растений.

  • Формирование экологических представлений о среде обитания и произрастания.

  • Воспитание любви к природе, животным и желание заботиться о них.

Из практики педагогической работы считаю, что дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.
Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Экологические игры использую, как и в НОД, так и в повседневной жизни.

Хочу рассказать о некоторых играх, которые использую в своей работе.


Игра «Что где растет?»

Цель: упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания, закреплять знания детей об овощах, фруктах.


Игра «Кто где живет?»

Цель: формировать представления о диких и домашних животных. Учить объединять их в группы.


Игра «Накорми своих любимых животных»

Цель: Знакомить детей со способами питания домашних и диких животных. Развивать мышление, внимание, память. Воспитывать желание заботиться о животных.


Игра «Чьи детки? »
Цель: закреплять знания о домашних животных и их детёнышах, упражнять в правильном звукопроизношении, вырабатывать умение соотносить изображение детёнышей с изображением большого животного. 

Игра «Что изменилось? »
Цель: упражнять детей в правильном названии времени года, замечать и различать изменения в природе, воспитывать зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность и речь. 
Оборудование: Четыре картинки времени года, например, дерево весной – в цветах, летом – во фруктах, осенью – в желтых листьях, зимой – в снегу. 

Игра «Найди такой же листок»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинках в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений. Познакомить с деревьями, растущими на участке. Воспитывать внимание сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры. 

Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений о мире природы. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности – игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые представления о природе о объектах природы.

В заключении своего выступления хотелось бы сказать:

«Задача воспитателя в работе с детьми раннего возраста – заложить первые представления и ориентиры в окружающем мире через основную форму работы и ведущий вид деятельности – игру».