Доклад на семинаре
для руководителей учреждений дополнительного образования г. Владивостока
Тема:
Реализация программы развития Заслуженного коллектива Приморского края образцового ансамбля танца «Звёздочки».
План
Доклад руководителя (сведения о коллективе).
Мастер-класс «элементы русского народного танца».
Народный видеоблок.
Доклад руководителя (сведения о коллективе)
Основной целью работы Дома детства и юношества им. Крыгина является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, особенно к народному творчеству, приобщение к возрождению, сохранению и развитию традиционной культуры своего народа.
Задача – привлечь детей в учреждение, обучить, дать навыки и знания предпрофильного обучения и социализировать, создать условия для проведения свободного времени вне школы.
Более подробно остановимся на реализации программы развития на примере Заслуженного коллектива Приморского края образцового ансамбля танца «Звёздочки».
Руководители: педагог дополнительного образования высшей категории Кошкина Вера Васильевна, педагог дополнительного образования высшей категории Кошкина Кристина Владимировна.
Коллективу 13 лет, год основания – 1999.
Количественный состав: 115 детей в возрасте от 6-и до 17-и лет. Из них мальчиков – 13 человек в возрасте от 8-и до 17-и лет, которые занимаются в 2-х возрастных группах (8-9 лет и 13-17 лет) совместно с девочками.
Комплектование детей по группам производится с учетом поэтапного обучения и возрастных особенностей детей.
Обучающий процесс разделён на 4 этапа:
Подготовительный этап. Дети 6-7 лет, обучаются 1год.
Этап начальной подготовки. Дети 8-10 лет, обучаются 2-3 года.
Развивающий этап. Дети 10-13 лет, обучаются 3-4 года.
Этап совершенствования. Дети 14-17 лет, обучаются 3-4 года.
Переход с этапа на этап осуществляется на условиях:
Усвоения программы.
Сдачи зачётов.
Анализа педагогом таблицы диагностики.
Занятия с детьми проводятся по группам, но при подготовке к концертам и фестивалям используется метод индивидуальных занятий.
В объединении дети осваивают танцы различных направлений: эстрадные, танцы народов мира, сюжетные детские танцы, хореографические композиции патриотического содержания, но главная задача – привить детям любовь к русской культуре и народному творчеству. В связи с этим основная часть программы ансамбля состоит из номеров в русском характере.
В процессе обучения детям преподаются такие дисциплины как:
- общая физическая подготовка,
- гимнастика,
- классический экзерсис,
- элементы современной хореографии,
- народный танец.
В процессе обучения у детей формируются такие качества характера, необходимые для формирования личности, как: трудолюбие, умение преодолевать трудности, коммуникабельность. Также детям прививается чувство патриотизма и любовь к русской народной культуре и культурам других народов.
В плане популяризации народного танца руководители постоянно ведут пропагандистскую работу на примере выступлений других коллективов на конкурсах, просмотре видеозаписей профессиональных коллективов. По возможности члены ансамбля посещают концерты таких известных коллективов как: государственный Ансамбль народного танца «Берёзка», государственный Ансамбль народного танца им. И. Моисеева, государственный Русский народный хор им. Пятницкого и др.
Начиная с двух человек, постепенно количество мальчиков в ансамбле достигло 7-и. Наряду с общими репетициями совместно с девочками, проводятся репетиции специально для мальчиков (приглашается педагог-мужчина). На таких занятиях разучиваются специфические «мужские» движения, педагог показывает, как эти движения нужно делать «по-мужски». Отрабатывается «мужская» манера танца. Возникла необходимость представить мальчиков отдельным номером. В результате появился танец «Ухажёры», в котором участвует 7 мальчиков и одна девочка.
На примере этого номера можно проследить развитие взаимоотношений между полами (мальчик – девочка). Мальчики по очереди ухаживают, девочка выбирает. В танце показано всё многообразие взаимоотношений между мальчиками и девочками в юмористической форме: «петухи» - мальчики и «капризуля» -девочка.
В программе ансамбля есть номера, отражающие партнерские отношения между мальчиками и девочками (мальчики и девочки танцуют в парах), это такие танцы как: лирический «Душевный разговор», «Казачий пляс», «Чарующие колокольчики». В таких хореографических постановках воспитывается уважение к девочке, бережное отношение к ней. У мальчиков вырабатывается чувство собственного достоинства, защитника «слабого пола».
На примере хореографической композиции «Воспоминание» можно проследить, как у мальчиков воспитывается патриотизм, чувство защитника своей Родины. Здесь мальчики находятся в «ситуации военных действий», в «бою» защищают то, что им дорого.
В номере «Северные напевы» мальчики особо выделены как охотники, добытчики. Они показывают смелость, отвагу, находчивость в сцене «охоты на медведя». Девочки при этом великодушно принимают их заботу и защиту.
Немаловажным является то, что дети учатся взаимоотношениям между полами под чутким и бережным руководством опытных педагогов, которые при надобности и подсказать могут, и совет дать, и конфликтную ситуацию помогут разрешить. Особенно в подростковом возрасте важно найти правильную тактику поведения, при которой ученики и руководитель составляют единое целое. Очень большую роль играет благоприятный, доброжелательный психологический климат в коллективе. Тогда «научение» полоролевым отношениям происходит относительно спокойно.
В работе с детьми руководитель применяет новые технологии (информационно-компьютерную, проектную, технологию коллективной творческой деятельности) как при подготовке к уроку так и при создании новых номеров, используя мультимедийную систему. В коллективе создан банк медиаресурсов (аудио, видео диски) с записями концертов лучших народных коллективов страны.
Немаловажным фактором успешной работы коллектива является активное участие родителей в жизни ансамбля. Все костюмы, в которых танцуют дети, сшиты «золотыми» руками наших мам.
Коллектив образцового ансамбля танца «Звёздочки» постоянно принимает участие в городских, краевых и региональных фестивалях и конкурсах, таких как «Танцевальный мир без границ», «Танцевальный прибой», «Солнцеворот», «Жемчужина Приморья» г. Владивосток; «Танцевальный бриз» г. Фокино; «Приморские топотухи», « Звезда рыбака» г. Большой Камень; «Ритмы планеты» г. Хабаровск и др.
Члены жюри по достоинству оценивают работу коллектива: за последние три года в копилке ансамбля дипломы Лауреатов I и II степени а также Гран-При конкурсов (всего четыре). Эти дипломы завоёвывают дети различных возрастных категорий. Особенно радуют успехи детей средней возрастной категории (9 – 13 лет), поскольку возраст не предполагает ещё высокой технической подготовки. В 2012 году дети средней возрастной категории, участвуя в краевом конкурсе «Первые шаги», завоевали Гран –При конкурса, что является показателем высокого профессионализма хореографа.
Важным показателем уровня, достигнутого коллективом, является присвоение образцовому ансамблю танца «Звёздочки» звания «Заслуженный коллектив Приморского края».
В наших планах на ближайшее будущее организация Студии образцового ансамбля танца «Звездочки». На следующем этапе предполагаем ввести дополнительные дисциплины:
- актерское мастерство,
- музыкальная грамота.
Хочется сказать, что мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В планах ансамбля создание новых концертных номеров в разнообразных направлениях, участие в новых конкурсах, поездки на конкурсы в другие города нашей страны, поездки за границы нашей Родины.
с3