СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на школьном методическом объединении "Организация исследовательской деятельности учащихся "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Организация исследовательской деятельности "

Просмотр содержимого документа
«Доклад на школьном методическом объединении "Организация исследовательской деятельности учащихся "»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дашковская средняя общеобразовательная школа»











Доклад на школьном методическом объединении

учителя начальных классов Рудзис Галины Сергеевны




Организация исследовательской деятельности учащихся






















2012/2013 учебный год

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Под исследовательской деятельностью мы понимаем творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

В процессе разработки программы «Проектирование в начальной школе» можно определились три методических блока, значимых при создании системы исследовательской деятельности у младших школьников:

1 – педагогическое мастерство учителя, формирование исследовательских умений и навыков с учётом возрастных особенностей школьников;

2 – создание структурных подразделений для организации исследовательской работы ;

3 – регламентация исследовательской деятельности, структурирование взаимоотношений ученика и учителя (учебный, календарный, тематический планы).

Работа по организации исследовательской деятельности в должна быть направлена на разработку этих блоков, составляющих единое целое при решении главной задачи: рождение и воспитание молодого исследователя.

  Формирование исследовательских умений и навыков, повышение квалификации педагогов-экспериментаторов

Результатом работы в этом направлении явилось выявление исследовательских умений и навыков, грамотное и целесообразное сочетание их с общеучебными, сосредоточение их в процессе обучения по возрастным группам.

Следует отметить, что основной корпус формируемых теоретических знаний и практических умений исследовательской работы включает в себя такие теоретические знания, как: история развития науки; структура научного познания; научная гипотеза; понятие научной парадигмы; общая характеристика научной работы (цель, содержание, продукт, способы, средства); теоретические и эмпирические методы исследования. Исследовательская работа в то же время в основном направлена на такие практические умения, как: поставить и сформулировать проблему исследования; умение выдвинуть и теоретически обосновать гипотезу; наметить план работы; провести исследование; обработать и проинтерпретировать данные; написать научный доклад или статью; публично защитить основные тезисы исследования.Все это влияет на  повышение качества эффективности учебных занятий.

Серьёзной проблемой организации исследовательской деятельности учащихся в школе является отсутствие соответствующих навыков и умений у большинства педагогов. Поэтому нужно начинать с повышения квалификации учителей на курсах по теме «Метод проектных работ»

Первым практическим шагом в работе учителей начальной школы является определение основных исследовательских умений и навыков в строгом соответствии с порядком их формирования, что отражено в списке:

·  выявление (видение) проблемы;

·  постановка (формулирование) проблемы;

·  формулирование предмета как объекта исследования, постановка цели;

·  прояснение неясных вопросов;

·  формулирование гипотезы;

·  планирование и разработка учебных действий;

·  выбор методов исследования;

·  сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

·  проведение исследования;

·  анализ и синтез собранных данных;

·  сопоставление полученных данных и умозаключений;

·  обработка результатов;

·  проверка гипотез;

·  подготовка, написание работы;

·  структура текста;

·  публичная защита.

После выявления исследовательских умений и навыков необходимо определить уровень сложности умений и навыков с учётом возрастных особенностей школьников.

Важную роль здесь играет сотрудничество учителя и ученика: учитель владеет умениями и навыками, умеет научить, а школьник готов взять эти знания, так как заинтересован в грамотном выполнении своей исследовательской работы или проекта.

Проетно-исследовательская деятельность предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачас­тую на высоком уровне трудности. Педагог должен помнить, что по­нятие «высокий уровень трудности» имеет смысл тогда, когда он име­ет непосредственное отношение к конкретному ученику, а не к конк­ретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и непонятно, для другого — просто и доступно. Поэтому педагог, определяя тему исследования, проблему для изучения и анализа ее учеником, должен дать ему возможность само­стоятельно определить степень ее сложности, самостоятельно ее вы­брать, чтобы потом школьник не бросил заниматься ею, уделив уже достаточно времени работе над ней. Одним из важных принципов организации исследовательской дея­тельности является принцип естественности. Этот принцип заключает­ся в том, что тема исследования, за которую берется школьник, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть реальной и вы­полнимой, интересной и настоящей, а значит реально выполнимой. Ее естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать ее самостоятельно, без посторонней помощи, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребенок может сам ее потро­гать, ощутить возможности решения проблемы, стать первооткрыва­телем без подсказки и руководства учителя.

Для того чтобы знания, полученные в ходе исследования, стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осозна­ваться и осмысливаться, а вся деятельность его в ходе исследования должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы.

Это возможно только в том случае, если цель исследования, задачи, проблема, гипотеза исследования — не готовые выкладки, сформулиро­ванные взрослым, а плод раздумий, своеобразный инсайт ученика.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся , умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «ус­воения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогике; школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету.

Это способствует внедрению новых педагогических техноло­гий в учебно-воспитательный процесс нашей школы и  повышению качества эффективности учебных занятий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!