СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на семинаре на тему: "Система работы по приобщению детей к истокам народной культуры в рамках преемственности детский сад-школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детский сад – первая ступень в системе образования ребёнка. Следующая ступень – начальная школа. Важно помнить о необходимости реализации принципа преемственности между детским садом и школой в целом, в том числе и в изучении народной культуры родного края. Такой принцип обозначен в программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на семинаре на тему: "Система работы по приобщению детей к истокам народной культуры в рамках преемственности детский сад-школа"»

МКДОУ Д/с № 7 комбинированного вида г. Россоши









Доклад на тему:

«Система работы по приобщению детей

к истокам народной культуры в рамках преемственности детский сад-школа»











Подготовили: Горбунова Ю.Н., воспитатель ДОУ

Кривоплясова Н.С., воспитатель I КК ДОУ





Россошь 2017

Региональная стратегия в области дошкольного образования опирается на Концепцию национальной образовательной политики РФ. Её реализация предполагает включение в образовательные программы ДОУ национально-регионального компонента, содержанием которого является историко-культурный потенциал региона, а целью – использование этого потенциала в решении образовательных задач.

Традиционно в течение веков народ сохранял и передавал из поколения в поколение культурно-исторические и национально-региональные ценности, которые способствуют воспитанию достойного и успешного члена современного человеческого сообщества.

В Законе об образовании РФ говорится о том, что основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности.

Именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения знаниями культурно-исторического материала в силу особой чуткости к историческим явлениям, интереса к осмыслению полученной информации, общению. Следовательно, развитие познавательного интереса к изучению народной культуры ребёнка в ДОУ и ученика в школе, преемственность в работе по данному направлению – актуальные задачи воспитательно-образовательного процесса в детском саду и школе.

Работа по изучению истоков народной культуры должна стать одним из направлений в сотрудничестве между дошкольным образованием и обучением в школе, т.к. материал для изучения детьми интересен, доступен, обширен и требует дальнейшего изучения в школьной программе.

Детский сад – первая ступень в системе образования ребёнка. Следующая ступень – начальная школа. Важно помнить о необходимости реализации принципа преемственности между детским садом и школой в целом, в том числе и в изучении народной культуры родного края. Такой принцип обозначен в программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.



Формируемая часть образовательной программы в ДОУ осуществляется через реализацию национально-регионального компонента.

В дошкольном учреждении осуществляется национально-региональный компонент.

Цель формируемой части образовательной программы мы определяем как: формирование личности ребёнка, способной активно познавать окружающий мир, ориентироваться в нём и на деятельностной основе осваивать ценности народной культуры.

Задачи:

1.Развитие способности освоения этнокультурного опыта региона, историко-культурных ценностей, на деятельностной основе.

2.Формирование гражданских чувств, воспитания любви к малой Родине, уважительного и бережного отношения к духовному и культурному наследию.

3.Создание этноразвивающей среды в ДОУ.

Реализация регионального компонента в ДОУ организованно по направлениям:

-физическое развитие

-социально-личностное развитие

-познавательно-речевое развитие

-художественно – эстетическое развитие

В работе с детьми педагогами используется культурно-исторический материал и ценности народной культуры.

Вопрос преемственности является важнейшей проблемой российского образования. Практические работники считают, что преемственность и непрерывность между звеньями образования на начальном этапе понимаются либо узко и формально, либо вообще на деле такая преемственность отсутствует.

Основная цель дошкольного образования – всестороннее общее развитие ребёнка, задаваемое государственным стандартом в полном объёме в соответствии с потенциальными возрастными возможностями и спецификой детской психологии, самого ценного периода в жизни человека, что обеспечивает общую и специальную готовность ребёнка к переходу к школьному обучению. В начальной школе цель – это продолжение всестороннего развития детей с учётом возросших возможностей, спецификой школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности. Все написано правильно. Почему тогда возникает проблема?

Какой должна быть целевая установка культуроведения в ДОУ, чтобы соблюдалась идея преемственности "детский сад-школа"? Над этим вопросом следует задуматься всем участникам образовательного процесса. Размышляя, необходимо определить степень важности изучения этой дисциплины в дошкольном возрасте, и возможности ее дальнейшего изучения в школьном курсе. Для ответа на этот вопрос необходимо определить, что является приоритетным в данном направлении. Следовательно, для изучения курса народной культуры в ДОУ необходимо соблюдать ряд требований, основываться на целеполагании данного курса в школе, стремясь поддержать интерес дошкольников к народной культуре.

Решать эти задачи необходимо в детском саду, организуя целенаправленную и тщательно продуманную работу с детьми и через активное привлечение к ней родителей - первых, и самых важных воспитателей ребёнка. В культуре, в частности педагогической, выработано многообразие средств, которые адекватно решают поставленные задачи. Это разные виды занятий с дошкольниками, игры, чтение литературы, экскурсии, совместная деятельность детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении, которые не потеряют своей актуальности в школьном программе. Но следует признать, что все они требуют уточнения применительно к конкретному возрасту и постоянного обновления содержания с учетом особенностей современных детей.





Преемственность между детским садом и школой остается двусторонним процессом, при котором дошкольное воспитание сохраняет свою самоценность, как основа формирования личностных качеств ребенка, а школа развивает выявленный в детском саду потенциал учащегося. Каждый элемент учебного материала должен быть логически связан с другими, ранее усвоенными, а каждая новая ступень обучения должна опираться на предыдущую и готовить к освоению нового, к переходу на более высокую ступень в развитии интеллектуальных и деятельных способностей. Тогда через механизм преемственности достигается целостность пожизненного образовательного процесса и его восходящий характер.

Пример преемственности по приобщению детей к истокам народной культуры в детском саду и школе можно увидеть на сопоставительном анализе основных задач изучения данной темы и результатов её усвоения.



Детский сад

Школа


ЗАДАЧИ:

1

Создание условий для приобщения детей к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд)

Создание условий для становления личности человека и гражданина, знающего, помнящего и любящего историю и культуру своего народа с раннего возраста

2

Создание развивающей среды, в которой будут предметы, вызывающие интерес, помогающие воспитать любознательность ребёнка. Эти предметы должны отражать быт русского народа и их необходимо постоянно обновлять и пополнять

Осуществление дифференцированного подхода через организацию новых игровых технологий на основе русского народного творчества, которые позволяют сформировать у детей общее представление о культуре своего народа, её богатстве и разнообразии.

3

Широкое использование на занятиях и в свободное время сказок и песен, хороводных игр, народных примет, традиций и обрядов. Предлагать детям использовать их элементы в самостоятельных видах детской деятельности.

Использование произведений народного творчества на уроках изобразительного искусства, трудового обучения.

Изучение устного народного творчества песенного фольклора, фразеологических оборотов.

4

Знакомство детей с видами национального искусства, учить детей петь песенки-заклички; разучивать с детьми народные танцы

Знакомство с традициями русского народа, особенностями национальной одежды, с произведениями декоративного искусства. Организация кружков народного творчества.

5

Проведение народных праздников («Осенины», «Масленица»)

Проведение вечеров, обрядово-календарных праздников; встречи с народными мастерами, экскурсии в музеи; ведение поисково-исследовательской работы.

РЕЗУЛЬТАТЫ:


Выпускники детского сада:

- знают содержание сказок, былин, примет, пословиц;


- знают и умеют играть в народные игры, с народными игрушками;

- умеют узнавать героев в произведениях изобразительного искусства;

- узнают предметы русского народного прикладного искусства;

- узнают русские народные инструменты;

- имеют навыки исполнения народных танцев;

- эмоционально и положительно откликаются на красоту природы.

Учащиеся:

- используют фольклор в повседневной жизни (пословицы и поговорки, загадки);

- самостоятельная организация игр-забав с помощью считалок;


- детская познавательная активность



- знают историю русского костюма;


- проявление у детей эмоционально-эстетической отзывчивости на произведения народного художественного творчества;

- понимание красоты и гармонии на основе восприятия родной природы, искусства, литературы





Подобная работа способствует развитию личностной культуры ребёнка как основы его любви к родине. В современных условиях жизни, когда не только представление школьников, но и взрослых людей о русской культуре отрывочны и поверхностны, считаем проведение такой работы значимой и актуальной.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!