МКДОУ Д/с № 7 комбинированного вида г. Россоши
Доклад на тему:
«Система работы по приобщению детей
к истокам народной культуры в рамках преемственности детский сад-школа»
Подготовили: Горбунова Ю.Н., воспитатель ДОУ
Кривоплясова Н.С., воспитатель I КК ДОУ
Россошь 2017
Региональная стратегия в области дошкольного образования опирается на Концепцию национальной образовательной политики РФ. Её реализация предполагает включение в образовательные программы ДОУ национально-регионального компонента, содержанием которого является историко-культурный потенциал региона, а целью – использование этого потенциала в решении образовательных задач.
Традиционно в течение веков народ сохранял и передавал из поколения в поколение культурно-исторические и национально-региональные ценности, которые способствуют воспитанию достойного и успешного члена современного человеческого сообщества.
В Законе об образовании РФ говорится о том, что основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности.
Именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения знаниями культурно-исторического материала в силу особой чуткости к историческим явлениям, интереса к осмыслению полученной информации, общению. Следовательно, развитие познавательного интереса к изучению народной культуры ребёнка в ДОУ и ученика в школе, преемственность в работе по данному направлению – актуальные задачи воспитательно-образовательного процесса в детском саду и школе.
Работа по изучению истоков народной культуры должна стать одним из направлений в сотрудничестве между дошкольным образованием и обучением в школе, т.к. материал для изучения детьми интересен, доступен, обширен и требует дальнейшего изучения в школьной программе.
Детский сад – первая ступень в системе образования ребёнка. Следующая ступень – начальная школа. Важно помнить о необходимости реализации принципа преемственности между детским садом и школой в целом, в том числе и в изучении народной культуры родного края. Такой принцип обозначен в программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Формируемая часть образовательной программы в ДОУ осуществляется через реализацию национально-регионального компонента.
В дошкольном учреждении осуществляется национально-региональный компонент.
Цель формируемой части образовательной программы мы определяем как: формирование личности ребёнка, способной активно познавать окружающий мир, ориентироваться в нём и на деятельностной основе осваивать ценности народной культуры.
Задачи:
1.Развитие способности освоения этнокультурного опыта региона, историко-культурных ценностей, на деятельностной основе.
2.Формирование гражданских чувств, воспитания любви к малой Родине, уважительного и бережного отношения к духовному и культурному наследию.
3.Создание этноразвивающей среды в ДОУ.
Реализация регионального компонента в ДОУ организованно по направлениям:
-физическое развитие
-социально-личностное развитие
-познавательно-речевое развитие
-художественно – эстетическое развитие
В работе с детьми педагогами используется культурно-исторический материал и ценности народной культуры.
Вопрос преемственности является важнейшей проблемой российского образования. Практические работники считают, что преемственность и непрерывность между звеньями образования на начальном этапе понимаются либо узко и формально, либо вообще на деле такая преемственность отсутствует.
Основная цель дошкольного образования – всестороннее общее развитие ребёнка, задаваемое государственным стандартом в полном объёме в соответствии с потенциальными возрастными возможностями и спецификой детской психологии, самого ценного периода в жизни человека, что обеспечивает общую и специальную готовность ребёнка к переходу к школьному обучению. В начальной школе цель – это продолжение всестороннего развития детей с учётом возросших возможностей, спецификой школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности. Все написано правильно. Почему тогда возникает проблема?
Какой должна быть целевая установка культуроведения в ДОУ, чтобы соблюдалась идея преемственности "детский сад-школа"? Над этим вопросом следует задуматься всем участникам образовательного процесса. Размышляя, необходимо определить степень важности изучения этой дисциплины в дошкольном возрасте, и возможности ее дальнейшего изучения в школьном курсе. Для ответа на этот вопрос необходимо определить, что является приоритетным в данном направлении. Следовательно, для изучения курса народной культуры в ДОУ необходимо соблюдать ряд требований, основываться на целеполагании данного курса в школе, стремясь поддержать интерес дошкольников к народной культуре.
Решать эти задачи необходимо в детском саду, организуя целенаправленную и тщательно продуманную работу с детьми и через активное привлечение к ней родителей - первых, и самых важных воспитателей ребёнка. В культуре, в частности педагогической, выработано многообразие средств, которые адекватно решают поставленные задачи. Это разные виды занятий с дошкольниками, игры, чтение литературы, экскурсии, совместная деятельность детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении, которые не потеряют своей актуальности в школьном программе. Но следует признать, что все они требуют уточнения применительно к конкретному возрасту и постоянного обновления содержания с учетом особенностей современных детей.
Преемственность между детским садом и школой остается двусторонним процессом, при котором дошкольное воспитание сохраняет свою самоценность, как основа формирования личностных качеств ребенка, а школа развивает выявленный в детском саду потенциал учащегося. Каждый элемент учебного материала должен быть логически связан с другими, ранее усвоенными, а каждая новая ступень обучения должна опираться на предыдущую и готовить к освоению нового, к переходу на более высокую ступень в развитии интеллектуальных и деятельных способностей. Тогда через механизм преемственности достигается целостность пожизненного образовательного процесса и его восходящий характер.
Пример преемственности по приобщению детей к истокам народной культуры в детском саду и школе можно увидеть на сопоставительном анализе основных задач изучения данной темы и результатов её усвоения.
№ | Детский сад | Школа |
ЗАДАЧИ: |
1 | Создание условий для приобщения детей к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд) | Создание условий для становления личности человека и гражданина, знающего, помнящего и любящего историю и культуру своего народа с раннего возраста |
2 | Создание развивающей среды, в которой будут предметы, вызывающие интерес, помогающие воспитать любознательность ребёнка. Эти предметы должны отражать быт русского народа и их необходимо постоянно обновлять и пополнять | Осуществление дифференцированного подхода через организацию новых игровых технологий на основе русского народного творчества, которые позволяют сформировать у детей общее представление о культуре своего народа, её богатстве и разнообразии. |
3 | Широкое использование на занятиях и в свободное время сказок и песен, хороводных игр, народных примет, традиций и обрядов. Предлагать детям использовать их элементы в самостоятельных видах детской деятельности. | Использование произведений народного творчества на уроках изобразительного искусства, трудового обучения. Изучение устного народного творчества песенного фольклора, фразеологических оборотов. |
4 | Знакомство детей с видами национального искусства, учить детей петь песенки-заклички; разучивать с детьми народные танцы | Знакомство с традициями русского народа, особенностями национальной одежды, с произведениями декоративного искусства. Организация кружков народного творчества. |
5 | Проведение народных праздников («Осенины», «Масленица») | Проведение вечеров, обрядово-календарных праздников; встречи с народными мастерами, экскурсии в музеи; ведение поисково-исследовательской работы. |
РЕЗУЛЬТАТЫ: |
| Выпускники детского сада: - знают содержание сказок, былин, примет, пословиц; - знают и умеют играть в народные игры, с народными игрушками; - умеют узнавать героев в произведениях изобразительного искусства; - узнают предметы русского народного прикладного искусства; - узнают русские народные инструменты; - имеют навыки исполнения народных танцев; - эмоционально и положительно откликаются на красоту природы. | Учащиеся: - используют фольклор в повседневной жизни (пословицы и поговорки, загадки); - самостоятельная организация игр-забав с помощью считалок; - детская познавательная активность - знают историю русского костюма; - проявление у детей эмоционально-эстетической отзывчивости на произведения народного художественного творчества; - понимание красоты и гармонии на основе восприятия родной природы, искусства, литературы |
Подобная работа способствует развитию личностной культуры ребёнка как основы его любви к родине. В современных условиях жизни, когда не только представление школьников, но и взрослых людей о русской культуре отрывочны и поверхностны, считаем проведение такой работы значимой и актуальной.