Доклад
на тему:
«Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках математики по ФГОС НОО.»
Подготовила:
учитель начальных классов
Коцур Г.Н.
2022г
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это - то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Я считаю, что главное - это профессиональная готовность к реализации ФГОС начального общего образования.
Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе.
Проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся побудили и меня искать более эффективные и рациональные пути добывания знаний учащимися.
В результате собственных исследований, наблюдений и исканий, можно утверждать, что внедрение инновационных педагогических технологий, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем, а творческий подход определяется научным выбором лучшего из возможного.
Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха и повышение интереса к обучению, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся.
Опыт работы в начальных классах показал, что повышению активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках значительно способствуют элементы проблемного обучения, новые подходы к использованию различных средств наглядности, исследовательская деятельность.
Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся.
Достигаю решения этих задач, в том числе и через использование компьютерных технологий, так как сегодня разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя.
Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждый урок с применением компьютера вызывает у детей эмоциональный подъем.
Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширяет спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. Кроме дисков я активно использую интернет и создаю свои презентации к урокам.
Надо отметить, что использование образовательной информации, размещенной на дисках и в презентациях, не является заменой учебникам или его новым вариантом. Оно создает основу для организации самостоятельной деятельности школьников по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Использование образовательной медиатеки позволяет мне представить обширный и самый разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, «извлечь» любой материал по предметам и использовать его в самостоятельных работах учеников, озвучить любой текст.
21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методами и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Бурное развитие информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или в ноутбуке, который находится в нашем классе.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Наши ученики имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и грамотно использовать на уроках. Необходимо отметить, что охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания.
Учитывая психологические особенности младшего школьника, работу с использованием ИКТ организую чётко продумано, дозировано, опираясь на Санитарно-гигиенические нормы.
Таким образом, применение ИКТ на моих уроках носит щадящий характер, разумное и адекватное сочетании компьютерной и здоровьесберегающей технологий, которые, в сочетании, несомненно, ведут к успешности в обучении.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, могу с уверенностью сказать, что грамотное использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения.
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объём выполняемой работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
используя данную современную технологию, я учу своих детей пользоваться различными электронными библиотеками и другими информационными ресурсами. Дети видят, что можно не только играть в компьютерные игры.
Итак, применение компьютерной техники в начальной школе развивает познавательные способности обучающихся: внимание, воображение, память, логическое мышление; улучшает восприятие мира, т.е. в полной мере активизирует познавательную деятельность младших школьников и адаптация школы к компьютерному веку необходима, поэтому мы стараемся идти в ногу со временем и включить в образовательный процесс информационные и коммуникационные технологии в качестве средства обучения, воспитания и развития. Таким образом, введение компьютера в ткань традиционного педагогического процесса начальной школы позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным.
Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. Задача учителя, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность.
Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
В данном докладе я предлагаю несколько приёмов развития познавательной активности учащихся, которые используются мною на уроках. Не все, представленное вашему вниманию, является моим «изобретением», многое есть результат перенятого опыта у коллег, а также из источников полезной информации.
Свою главную задачу я вижу в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. А вот вызвать и поддержать такое желание – это для меня задача трудная и интересная, тем более, что в каждом классе её приходится решать по-своему. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие способности мыслить свободно, без страха, творчески – очень важная педагогическая задача.
Активизация – должна обеспечить не только простое запоминание материала, но и дать учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания. Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроке, учителю надо оценивать их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать интерес к предмету.
Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создаёт, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий – ученик.
Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь восприятие – запоминание – сохранение – воспроизведение – интерпретация полученных знаний.
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.
Развитию познавательных интересов, способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, поэтому в своей практике использую активные методы обучения. Это система методов, которая направлена главным образом не на изложение готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Основными подходами к активизации познавательной деятельности я считаю следующие:
1. Для появления интереса к предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
2. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
3. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
4. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
5. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.
6. Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно.
В своей работе по активизации познавательной деятельности я использую следующие технологии:
- оргмомент (математическая зарядка), помогает быстро настроить детей на работу, сосредоточить их внимание.
- игровые технологии – это одна из форм активного обучения. Игра, создает дух соревнования, дух творчества помогает на уроке вызвать интерес, желание работать.
- карточка-консультант, помогает учащимся освоить ранее непонятный материал и воспринять новые темы.
- взаимообучение и взаимоконтроль (уроки общения), каждый ученик изучает новый материал с соседом по парте. Ученики читают учебник (тему), сами отвечают на вопросы, решают задачи, примеры, проверяя друг друга
- проблемное обучение, деятельность, которая носит исследовательский характер.
- разнообразные приемы устной работы (устный счет).
- использование различных форм ИКТ.
Большое значение имеет начало урока. Как быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости? Я часто провожу оргмомент в виде математической зарядки. Готовлю несколько карточек с простейшими примерами. Примеры даю с ответами. На одних ответы верные, на других - нет. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Я поочередно показываю классу карточки, а ученики в ответ делают определенное движение. Например, если ответ верный – руки вверх, неверный – руки вперед. Сначала дети не могут собраться, не попадают в ритм. Но постепенно сосредотачиваются, а темп зарядки убыстряется.
Игра – разновидность общественной практики. В ней моделируется жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, умения, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся, познают, работают самостоятельно, пополняют запас представлений. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.
Для привлечения внимание слабоуспевающих учащихся к поставленному заданию я применяю карточки-консультанты. Опыт показывает, что применение таких карточек в течение 3-4х недель помогает им освоить ранее непонятный материал и воспринять новые темы.
Карточка-консультант состоит из чередования трёх блоков:
1. Опорная формула, написанная цветными чернилами.
2. Решённые примеры.
3. Р.С. – Реши сам.
В своей работе для активизации познавательной деятельности учащихся я также использую и такую форму организации урока, как взаимообучение и взаимоконтроль (уроки общения). На таком уроке каждый ученик изучает новый материал с соседом по парте. Ребята читают учебник (тему), сами отвечают на вопросы, решают задачи, примеры, проверяя друг друга.
Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Важно сделать учащихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину, учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации.
Большое внимание на уроках уделяю устному счету, различным приемам устной работы. В ходе устного счета развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений. Для отработки навыков устного счета использую математику в стихах.
Применение в своей практике нетрадиционных уроков, такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладение знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к математике.
В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых.