Тема: “Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания на современном этапе”.
Проблема, вынесенная нами сегодня на общее обсуждение актуальна и своевременна, она является стержневой в развитии и становлении личности, определяет гуманистическую направленность всего воспитательного процесса. «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» — призывает Н. А. Назарбаев нас, казахстанцев. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. В настоящее время действительно налицо утрата духовной ориентации в обществе. И от этого страдает в первую очередь молодое поколение, дети. В этих обстоятельствах особенно ясной становится роль колледжа, как гаранта мира и общественной нравственности. Развитие и процветание любого государства, в том числе и Казахстана, может быть успешным лишь при активном участии в этом процессе подрастающего поколения. Закон Республики Казахстан «Об образовании» требует активного формирования у молодежи высоких нравственных качеств: чувства национальной гордости, патриотизма, гуманного отношения к людям, уважения к своей культуре, самобытности народа, нравственного поведения. Время поставило педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, а в чём – то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со студентами, в связи с обострением духовно – нравственной атмосферы в обществе. Сегодня на первое место встаёт вопрос и в гуманизации воспитательного процесса. Конечной целью гуманистического воспитания является сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию. Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать следующими качествами: это свободная, гуманная, духовная, творческая и практическая личность.
Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы, идеи гуманистического воспитания:
Личностный подход – признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Гуманизация межличностных отношений предполагает отношение к ребёнку, терпимое отношение к его мнению, доброту и понимание. Авторитарность, грубость, насилие над ребёнком губят воспитательный процесс и ребёнка как личность. Страх, чувство вины, чувство незаслуженного стыда – всё это тормозит развитие ребёнка.
Деятельный подход в воспитании: ребёнок не готовится в колледже к будущей жизни – он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его способностям и особенностям деятельность: здоровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.
Средовый подход – колледж не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. В этом смысле семья займёт особое место и требует особого внимания.
Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Комплексный подход предполагает воспитание и развитие, каких – либо качеств ребёнка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.
Перечисленные выше принципы составляют основу воспитательной системы. Необходимо сказать о роли психолога и социального педагога в данном направлении работы. Колледж может успешно выполнять свои воспитательные функции лишь при условии систематического изучения каждого студента. В связи с этим психология должна стать одной из важнейших областей педагогических знаний. Именно психолог и социальный педагог – это первые помощники кураторов в решении многих вопросов, в возможности разработки индивидуальных вариантов воспитания и развития студента. Только в такой совместной деятельности произойдёт реальная гуманизация воспитательного процесса.
С чего мы должны начинать? Прежде всего, важно сформировать у студента идею Родины, помочь ему понять, что есть в его жизни нечто священное, ни с чем не сопоставимое – Родина. Причём знание о Родине – это не просто сведения, которые надо запомнить, но истины, которые должны затрагивать личную жизнь студента. Формирование политической культуры студентов рассматривается как стержень всей идейной общей культуры личности. Ведется работа по разъяснению, выполнению основных задач и направлений деятельности, обозначенных в ежегодном Послании Президента Республики Казахстан по системе равный – равному через лекторскую пропагандистскую группу. В библиотеке колледжа организовываются тематические выставки. Команда колледжа ежегодно принимает участие в областных турнирах в рамках областного фестиваля учащихся колледжей «Студенческая весна». Большое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию молодежи. Военно-патриотическое воспитание – неотъемлемая составная часть воспитания молодежи, активный процесс планомерного и целеустремленного формирования у подрастающего поколения высокой сознательности, преданности своей Родине. Показателем уровня патриотического воспитания является желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений. Каждый год студенты являются участниками митингов, посвященных памяти жертв политических репрессий, возлагают цветы к памятникам павших героев в Великой Отечественной войне.
Ежегодно организовываются и проводятся цикл мероприятий, посвященные общественно-политическим событиям РК это круглые столы, конкурсы, торжественные праздничные мероприятия ко Дню Независимости РК, Дню первого Президента РК, Дню Победы, Дню Конституции, Наурыз.
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка студентами активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Составной частью гражданского воспитания является формирование правовой культуры, а именно знаний о правовой системе, основ юридических норм, стремление соблюдать правовые нормы, быть законопослушным гражданином Отечества. С каждым годом укрепляются связи колледжа с социумом города, колледж имеет тесную связь с сотрудниками РОВД Бурлинского района. В этом году состоялись встречи с представителями ИДН Муртазиным А.У.. студенты были ознакомлены со статьями Уголовного Кодекса РК, «Уголовная ответственность несовершеннолетних», где разъясняются криминогенная ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила безопасного поведения учащихся в общественных местах. Функционируют Советы по профилактике. Ежедневно осуществляется консультирование учащихся по различным вопросам, контролируются посещения занятий учащимися состоящих на учете в РОВД, состоящих на ВКУ. В период праздничных и выходных дней осуществляется контроль занятости студентов кураторами.
Важные аспекты работы куратора в вопросах духовно-нравственного воспитания:
1. Вся многообразная внеурочная работа, её содержание и формы должны иметь четкую нравственную направленность. Какое бы воспитательное мероприятие ни проводилось в группе, куратору необходимо всегда продумывать его нравственно-формирующее значение и акцентировать внимание на тех сторонах, которые побуждают детей к анализу собственного поведения.
2. Существенным и едва и не самым важным компонентом нравственного воспитания является, прежде всего, воспитание гражданственности и патриотизма, который совершенно вытеснен в современном обществе.
3. Перед кураторами стоит важнейшая задача формирования у своих воспитанников активной жизненной позиции.
В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого студента в практическую общественную, трудовую и культурно-массовую деятельность. В целях развития спортивных и культурных наклонностей студентов и обеспечение их занятости во внеурочное время в колледже с 4.01.16 работают 2 военно-спортивных секций, организованы 3 кружка связанных с их будущей специальностью.
4. Процесс нравственного воспитания характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на студентов. Каждый студент находится под постоянным влиянием различных преподавателей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией куратора является обеспечение единых требований к студентам со стороны колледжа и семьи.
Взаимодействие куратора и семьи – очень важный аспект в решении воспитательных задач, ведь что бы мы ни говорили в группе, не будет восприниматься студентом, если у нас не будет поддержки со стороны родителей.
Итак, первостепенное значение в духовно-нравственном воспитании имеет:
духовная атмосфера колледжа, группы
укрепление взаимодействия семьи и колледжа через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний;
знания о правилах поведения, о культуре дать не трудно. Важно доверие и взаимопонимание, разумное использование мер поощрения и осуждения;
сохранение духовных и нравственных ценностей прошлого, возрождение культурных, традиций;
личность учителя (Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников).
Содержание нравственного воспитания проявляется, прежде всего, в практической деятельности студентов, учебе, труде, общественной работе, в характере их отношений, способах взаимодействия, в усвоенных нормах поведения. Нравственное развитие личности происходит в течение всей жизни человека под влиянием контактов с окружающими его людьми и проявляется в его оценках и отношении к действительности, обществу, взаимоотношениях с другими людьми, в его действиях и поступках. Нравственный облик человека, включающий как его внутренний мир, т.е. понимание им того, как и почему следует поступать так, а не иначе, так и внешнюю сторону его проявления, выражающуюся в суждениях, поступках и поведении, формируется в течение всей жизни.
Список литературы
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. концепция духовно-нравственного развития и воспитания граждан России, 2009.
Концепция воспитания и развития студентов www.spb-nmt.ru/ konc.htm147 KБ
Синенко В. Я. Сотрудничество в нравственном воспитании детей и молодежи. Новосибирск. 2008
Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России» - педагогика. – 2008. - №9.-с. 4(статья)
Киселев А.Ф. «Педагогика».-2008.- №9.-с.22-23(статья)
Колесников И.А. «Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен» - Педагогика -2008-№9-с.25(статья)