СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Актуальные проблемы преподавания физики в условиях перехода на обновленный ФГОС СОО, введения ФООП»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Актуальные проблемы преподавания физики в условиях перехода на обновленный ФГОС СОО, введения ФООП»»

Доклад

на тему: «Актуальные проблемы преподавания физики в условиях перехода на обновленный ФГОС СОО, введения ФООП»



Проблем преподавания физики в условиях перехода на обновлённый ФГОС ООО, введения ФООП очень много. Известно, что урок считается первоосновой учебно-воспитательного процесса в школе. Именно на уроке формируются основные умения и навыки. Дети в современном мире обладают широким спектром информации, мало читают, чрезмерно увлекаются гаджетами… А потому учителю приходится сегодня переосмысливать свой педагогический опыт.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А для этого не достаточно традиционных форм работы. Приходится использовать нетрадиционные формы работы. Такие, как уроки - исследования, уроки - соревнования, уроки - конференции. Больше всего учащимся нравится постановка задач в экспериментальной форме.

Для достижения конечного результата самым подходящим является системно-деятельностный подход, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

  • применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

  • создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Учитель учит детей добывать знания.

Урок физики занимает особое место в формировании личности, мировоззрения, его нравственности, творческих сил, то есть играет главную роль в становлении эмоциональной, эстетической, нравственной культуры ученика. Традиционный урок остаётся основным видом уроков физики, но всё большее значение приобретают необычные, творческие, нешаблонные уроки.

Подготовка и планирование урока требует целого комплекса действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи. Учителю необходимо учитывать особенности класса: отношение к предмету, подготовленность учащихся, уровень успеваемости, индивидуальные особенности, дисциплина.





Учитывает свои особенности: настроение, тип нервной деятельности, коммуникативность, эмоциональность, уверенность в своих знаниях, профессиональная компетентность, умение импровизировать, умение организовать, умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства.

Соблюдать правила, обеспечивающие успешное проведение урока:

  • определить место урока в теме, темы в годовом курсе;

  • выделить общую задачу урока;

  • посмотреть учебную программу, учебную литературу;

  • отобрать опорные знания;

  • выделить главную идею урока;

  • отобрать содержание урока, методы, способы изучения, закрепления материала;

  • следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование;

  • поддерживать темп, посильный для большинства.

У каждого учителя свои методические подходы, методические приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки.

Каждый урок должен быть целенаправлен. От того, какую цель он ставит перед собой, отбирая материал, приемы работы, технологию, зависит конечный результат урока.

Как правило, учитель старается выполнить технологическую карту в виде небольшой, но ёмкой таблицы. Оформляется она на компьютере и распечатывается при необходимости на каждый урок. Это новая форма методических материалов. «Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности». Приведу пример технологической карты.

Пример 1

Планирование урока по ФГОС не заканчивается созданием технологической карты или плана конспекта с определёнными этапами. Следующий шаг - наполнение конспекта или карты содержанием, реализующим системно-деятельностный подход. Как организовать тот или иной этап урока правильно? Для тех, что считает, что знает недостаточно, ответ-подсказку мы можем найти в документах, где прописаны рекомендации: на каком материале лучше строить занятия, чему отдавать предпочтение при организации взаимодействия с учащимися, как формировать требуемые УУД.

Особое внимание при формировании УУД предлагается уделять учебно-исследовательской деятельности во внеурочное время и на уроках, используя разные формы занятий:

  • урок-исследование

  • урок-лаборатория

  • урок творческий отчёт,

  • урок изобретательства

  • урок «Удивительное рядом»

  • урок - рассказ об учёных

  • урок - защита исследовательских проектов

  • уро-экспертиза

  • домашнее задание исследовательского характера, сочетающее в себе разнообразные виды и позволяющее провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Многие давно занимаются решением этой проблемы. Придумывают конструкторы заданий, собственные электронные библиотеки подборок задач и вопросов по темам, библиотеки тематических иллюстраций и видеофрагментов. Предлагаем обратить внимание на «Конструктор ситуационных задач», который полностью соответствует системе целей Б. Блума, а также вполне отвечает системно - деятельностному подходу обучения. Конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые можно предложить учащимся на разных этапах освоения определённой информации: ознакомления, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки. Работать с конструктором просто: выберите клише заготовок из ячеек к созданной на уроке ситуации. Например, изучается тема «Явление электромагнитной индукции». Пользуясь конструктором, можно составить задания для любого урока по теме или его этапа. Возьмем, например, третью строку: для первых уроков и этапов изучения нового материала подойдут задания на ознакомление с основными понятиями (3: составьте список понятий, связанных с темой), и на понимание основных терминов (10: покажите (изобразите) связи, которые, на ваш взгляд, существуют между физическими понятиями «изменение магнитного поля» и «электродвижущая сила индукционного тока») и на применение (17: сделайте эскиз рисунка/схемы, который показывает зависимость направления индукционного тока от изменения магнитного потока, его порождающего). Для уроков и этапов урока, связанных с закреплением, повторением и обобщением материала могут быть составлены задания на анализ (24: составьте перечень основных свойств электродвижущей силы индукции), на синтез (31: предложите способ, позволяющий увидеть действие индукционного тока, противодействующее изменению магнитного поля, его порождающего), а также на оценку (38: оцените значение открытия явления электромагнитной индукции для человечества). Мы видим, что с помощью конструктора задач, действительно, можно сформулировать задания, побуждающие учащихся к мыслительной деятельности на разном уровне усвоения содержания предмета. С помощью системы таких заданий можно целенаправленно формировать универсальные учебные действия.

Ознакомление

Понимание

Применение

1. Назовите основные части…

8. Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о … графически

2. Сгруппируйте вместе все…

9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16. Предложите способ, позволяющий…

3. Составьте список понятий, касающихся…

10. Покажите связи, которые на ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

4. Расположите в определенном порядке…

11. Постройте прогноз развития…

18. Сравните … и …, а затем обоснуйте

5. Изложите в форме текста…

12. Прокомментируйте положение о том, что…

19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

6. Вспомните и напишите…

13. Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

20. Проведите презентацию…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что (как, где)…

21. Рассчитайте на основании данных о…

Анализ

Синтез

Оценка

22. Раскройте особенности…

29. Предложите новый (иной) вариант…

36. Ранжируйте … и обоснуйте…

23. Проанализируйте структуру … с точки зрения…

30. Разработайте план, позволяющий/препятствующий…

37. Определите, какое из решений является\ оптимальным для…

24. Составьте перечень основных свойств … характеризующих … с точки зрения …

31. Найдите необычный способ, позволяющий…

38. Оцените значимость … для

25. Постройте классификацию … на основании

32. Придумайте игру, которая…

39. Определите возможные критерии оценивания …

26. Найдите в тексте (модели, схеме) то, что…

33. Предложите новую (свою) классификацию…

40. Выскажите критические суждения о …

27. Сравните точки зрения … и …

34. Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития…

41. Оцените возможности … для

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме … своё мнение (понимание)

42. Проведите экспертизу состояния …

Мы подошли к заключительной странице данного курса. За многие часы чтения материалов пред Вами разворачивались исторические факты, примеры, выдержки из документов и практические разработки учёных и педагогов-практиков. Хочется надеяться, что у слушателя сложилось представление логичной системы из новых терминов, понятий, основных положений, что стали понятны основные подходы к процессу обучения школьников, которые приходят в нашу жизнь вместе с ФГОС. И эти знания помогут слушателям в дальнейшем успешно овладеть технологиями развития мышления и воспитания, и применить их для формирования планируемых учебных действий. За рамками курса остались очень важные проблемы и вопросы реализации ФГОС, связанные с особенностями системы оценивания достижений школьников по-новому, организацией внеучебной деятельности, учётом результатов государственных итоговых аттестаций и другими важными составляющими образовательного процесса. Каждый из перечисленных аспектов ФГОС является темой отдельного разговора, а значит, отдельного курса в силу сложности и неоднозначности своих взаимосвязей со всеми составляющими компонентами процесса обучения. Будем надеяться, что все «кирпичики» этих новых знаний будут успешно укладываться в уже существующую систему его мировоззрения.





Список литературы

  1. Свободная энциклопедия «Википедия»

  2. Золотарёва С.А. Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х - середины 60-х годов.

  3. Портал «Сайт практикующего физика»

  4. Стулина Г.А. Типы уроков.

  5. Голева Н.Л. Подготовка к модульному уроку: рабочая карта урока.

  6. Ражева О.С. Педагогический проект, г. Тольятти.

  7. Жбанов А.С. Как поставить цели и задачи урока.

  8. Шелковникова Е.Н. Агрегатное состояние вещества учитель физики. Презентация к уроку, 8 кл.

  9. Положение по анализу учебного занятия на основе системно-деятельностного подхода. ГБОУ СОШ № 2055.

  10. Шишкина Т.В. Инновационный подход в проектировании учебного занятия как механизм реализации ФГОС нового поколения.

  11. Таксономия Блума.

  12. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС.

  13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С.Савинов. М.: Просвещение, 2011. С. 16.

  14. Фундаментальное ядро содержания общего образования / РАН, РАО; под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011, с. 68.

  15. Никулкина Н.Р. Технологическое планирование для 7-9 кл. УМК Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. http://fiz.1sept.ru/sprojects/200922.htm

  16. Хлямина С.Ж. Технологическая карта урока. Опубл. 11.01.2013.

  17. Радченко Т.И. План-конструктор. На примере комбинированного урока по теме «Плоское зеркало». 8 кл.

Проблема содержания курса естественных наук и, в частности физики, была актуальной всегда, а сегодня - особенно. Физика - не только совокупность конкретных научных результатов, приведших к изобилию наукоемкого продукта, но и развитие специфического взгляда на природу, мировоззрение, отношение к действительности, не имеющее аналогов в других сферах интеллектуальной деятельности. Обилие физического материала и глубина его описания на самом деле не нужны всем учащимся. Изучение физики не должно тонуть в формулах, оно необходимо для развития основ полноценного мировоззрения и интеллекта учащегося на школьном этапе его образования и воспитания. И мы глубоко уверены, что физике надо учить как следует. Но что же происходит на самом деле? Существующая структура физического образования предполагает изучение в 7 – 9 классах основной школы законченного курса физики, включающего все элементы знаний, предусмотренные Российским федеральным стандартом образования. Программа основной школы увеличена за счет включения электромагнитных явлений, атомной и ядерной физики. По старой структуре программ в первой ступени обучения была «Физика явлений», которая изучалась в 7-8 классах, где почти не рассматривались механические явления и ряд других вопросов, понимание которых, например закон преломления света, невозможно без знания ряда разделов математики (тригонометрические функции и др.). В 9 классе, начиналось изучение систематического курса «Механика». В соответствии с новой моделью обучения, подробное изучение этого курса перенесено в 10 класс. В 10 – 11 классах вводится новая концепция старшей школы, которая предполагает профильную подготовку учащихся. В ее рамках теперь должны изучаться все основные разделы основ курса физики от механических и тепловых явлений до атомной и ядерной физики. Объем учебного материала в старшей школе существенно увеличился, что вызывает ряд объективных трудностей. Преподавание физики приходится вести, имея различное число часов, в соответствии со спецификой профиля старшей школы. Помимо этого, кроме традиционных умений, в новых программах заметно расширены требования к уровню подготовки выпускников при объяснении фундаментальных физических экспериментов, интерпретации результатов измерений и научных наблюдений. Предполагаются такие умения школьников, как: - предсказывать дальнейший ход физических процессов и явлений; - перерабатывать и предъявлять полученную информацию на уровне владения современными информационными технологиями; - систематизировать полученные знания и др. При этом далеко не четко определен уровень, согласно которому необходимо приобретение физических знаний и умений для соответствующего профиля обучения.

Сложившаеся реальная ситуация в практике преподавания физики в школе

Сокращение числа часов (2 часа в неделю по 7 – 11 классам) на преподавание основ естественнонаучных дисциплин привело к тому, что оказалось практически невозможным на базовом уровне должным образом изложить ряд тем учебных программ курса физики. Особенно острая ситуация сложилась на стыке перехода от основной школы к старшей школе при изучении раздела механики в 9 - 10 классах. Следует обратить внимание еще на одно противоречие: это расхождение объемов учебного материала в учебниках с количеством часов, выделенным для изучения этого материала школьным базисным учебным планом. Если такая ситуация в практике преподавания будет продолжаться дальше, то о каком-либо приобретении необходимого уровня знаний учащимися в области естественнонаучных дисциплин, и физики особенно, говорить будет поздно. Несмотря на кажущееся обилие вариативных программ и учебников, преподавание должно быть ограничено не более чем 2 – 3 современными учебниками (точнее, УМК – учебно-методическими комплектами), ориентированными на определенный профиль обучения по физике. В конце концов должно быть четко определено: что ученики должны знать и уметь, чему мы должны их научить. Ряд школ, где сохранились учебники 80-90 годов, до сих пор продолжают частично или полностью использовать ранее опубликованные учебно-методические пособия. Вся изданная в то время учебная и методическая литература (книги для учителя, факультативные курсы и др.) имела гриф Министерства просвещения. Содержание многих из этих книг, а так же логика построения и изложения материала в них не плоха. В ряде случаев устарели рисунки и фотографический материал, не достаточно отражены достижения современной фундаментальной науки. Но это не значит, что учителю физики надо отказываться от использования данных учебных пособий в своей практической деятельности в современных условиях. С задачниками по физике дело обстоит лучше. Их содержание подходит практически для любого требуемого уровня.

Исходя из всего сказанного выше, на данном этапе реформирования целесообразно разумное сочетание учебной литературы нового и старого поколений (если последняя сохранилась в школе). При этом следует учитывать профиль и количество часов, отводимых на преподавание физики.

Некоторые итоги проведения ЕГЭ по физике

Накопленный опыт проведения ЕГЭ позволяет подвести некоторые итоги, обсудить возникшие проблемы:

 1) наличие одного - двух олимпиадных вопросов в категории С, уровень которых излишен для учащихся с хорошей пятеркой в общеобразовательной школе. Около 90% учащихся, изучавших физику добросовестно по школьной программе (2 ч в неделю), но не углубленно, зачастую не понимают даже подход к решению таких задач;

2) неоднозначность ответов на вопросы философского характера, поскольку даже специальные инструкции для эксперта, проверяющего работу, не помогают объективности выставления оценки.

Очевидно, требуется структурная и содержательная корректировка ЕГЭ:

  1. максимальный уровень требований в ЕГЭ должен соответствовать хорошей школьной пятерке. Именно на этот уровень ориентированы традиционные технические университеты. Соответственно, ЕГЭ не должен содержать слишком сложные вопросы олимпиадного уровня;

  2. необходимо отделить организационно две принципиально различные системы контроля: тестирование с выбором ответа (с помощью качественных и простых количественных вопросов) и умение решать традиционные физические задачи (с кратким условием, чертежом, расчетными формулами, подстановкой числовых данных, проверкой единиц).