СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: « Актуальные вопросы развития системы преподавания физики в школе»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: « Актуальные вопросы развития системы преподавания физики в школе»»









Доклад

на тему:

« Актуальные вопросы развития системы преподавания физики в школе»





Учителя физики

ГКОУ «СОШ №1 с. п. Кантышево»

Дзауровой А. В.









Тема: Актуальные вопросы развития системы преподавания физики в школе.

Уровень развития образования – одно из наиболее значимых условий социальной стабильности общества. Проблемы образования особенно актуальны для современной России, так как оно является главным достоянием нации. Право на образование, пожалуй, следует ставить сразу же после права на жизнь. Ничто так не гарантирует прочного положения в жизни, как образование. Его можно дать, но лишить его уже нельзя.

Проблема содержания курса естественных наук и, в частности физики, была актуальной всегда, а сегодня - особенно. Физика - не только совокупность конкретных научных результатов, приведших к изобилию наукоемкого продукта, но и развитие специфического взгляда на природу, мировоззрение, отношение к действительности, не имеющее аналогов в других сферах интеллектуальной деятельности. Обилие физического материала и глубина его описания на самом деле не нужны всем учащимся. Изучение физики не должно тонуть в формулах, оно необходимо для развития основ полноценного мировоззрения и интеллекта учащегося на школьном этапе его образования и воспитания. И мы глубоко уверены, что физике надо учить как следует. Но что же происходит на самом деле? Существующая структура физического образования предполагает изучение в 7 – 9 классах основной школы законченного курса физики, включающего все элементы знаний, предусмотренные Российским федеральным стандартом образования. Программа основной школы увеличена за счет включения электромагнитных явлений, атомной и ядерной физики. По старой структуре программ в первой ступени обучения была «Физика явлений», которая изучалась в 7-8 классах, где почти не рассматривались механические явления и ряд других вопросов, понимание которых, например закон преломления света, невозможно без знания ряда разделов математики (тригонометрические функции и др.). В 9 классе, начиналось изучение систематического курса «Механика». В соответствии с новой моделью обучения, подробное изучение этого курса перенесено в 10 класс. В 10 – 11 классах вводится новая концепция старшей школы, которая предполагает профильную подготовку учащихся. В ее рамках теперь должны изучаться все основные разделы основ курса физики от механических и тепловых явлений до атомной и ядерной физики. Объем учебного материала в старшей школе существенно увеличился, что вызывает ряд объективных трудностей. Преподавание физики приходится вести, имея различное число часов, в соответствии со спецификой профиля старшей школы. Помимо этого, кроме традиционных умений, в новых программах заметно расширены требования к уровню подготовки выпускников при объяснении фундаментальных физических экспериментов, интерпретации результатов измерений и научных наблюдений. Предполагаются такие умения школьников, как: - предсказывать дальнейший ход физических процессов и явлений; - перерабатывать и предъявлять полученную информацию на уровне владения современными информационными технологиями; - систематизировать полученные знания и др. При этом далеко не четко определен уровень, согласно которому необходимо приобретение физических знаний и умений для соответствующего профиля обучения.

Сложившаеся реальная ситуация в практике преподавания физики в школе

Сокращение числа часов (2 часа в неделю по 7 – 11 классам) на преподавание основ естественнонаучных дисциплин привело к тому, что оказалось практически невозможным на базовом уровне должным образом изложить ряд тем учебных программ курса физики. Особенно острая ситуация сложилась на стыке перехода от основной школы к старшей школе при изучении раздела механики в 9 - 10 классах. Следует обратить внимание еще на одно противоречие: это расхождение объемов учебного материала в учебниках с количеством часов, выделенным для изучения этого материала школьным базисным учебным планом. Если такая ситуация в практике преподавания будет продолжаться дальше, то о каком-либо приобретении необходимого уровня знаний учащимися в области естественнонаучных дисциплин, и физики особенно, говорить будет поздно. Несмотря на кажущееся обилие вариативных программ и учебников, преподавание должно быть ограничено не более чем 2 – 3 современными учебниками (точнее, УМК – учебно-методическими комплектами), ориентированными на определенный профиль обучения по физике. В конце концов должно быть четко определено: что ученики должны знать и уметь, чему мы должны их научить. Ряд школ, где сохранились учебники 80-90 годов, до сих пор продолжают частично или полностью использовать ранее опубликованные учебно-методические пособия. Вся изданная в то время учебная и методическая литература (книги для учителя, факультативные курсы и др.) имела гриф Министерства просвещения. Содержание многих из этих книг, а так же логика построения и изложения материала в них не плоха. В ряде случаев устарели рисунки и фотографический материал, не достаточно отражены достижения современной фундаментальной науки. Но это не значит, что учителю физики надо отказываться от использования данных учебных пособий в своей практической деятельности в современных условиях. С задачниками по физике дело обстоит лучше. Их содержание подходит практически для любого требуемого уровня.

Исходя из всего сказанного выше, на данном этапе реформирования целесообразно разумное сочетание учебной литературы нового и старого поколений (если последняя сохранилась в школе). При этом следует учитывать профиль и количество часов, отводимых на преподавание физики.

Некоторые итоги проведения ЕГЭ по физике

Накопленный опыт проведения ЕГЭ позволяет подвести некоторые итоги, обсудить возникшие проблемы:

 1) наличие одного - двух олимпиадных вопросов в категории С, уровень которых излишен для учащихся с хорошей пятеркой в общеобразовательной школе. Около 90% учащихся, изучавших физику добросовестно по школьной программе (2 ч в неделю), но не углубленно, зачастую не понимают даже подход к решению таких задач;

2) неоднозначность ответов на вопросы философского характера, поскольку даже специальные инструкции для эксперта, проверяющего работу, не помогают объективности выставления оценки.

Очевидно, требуется структурная и содержательная корректировка ЕГЭ:

  1. максимальный уровень требований в ЕГЭ должен соответствовать хорошей школьной пятерке. Именно на этот уровень ориентированы традиционные технические университеты. Соответственно, ЕГЭ не должен содержать слишком сложные вопросы олимпиадного уровня;

  2. необходимо отделить организационно две принципиально различные системы контроля: тестирование с выбором ответа (с помощью качественных и простых количественных вопросов) и умение решать традиционные физические задачи (с кратким условием, чертежом, расчетными формулами, подстановкой числовых данных, проверкой единиц).

5. Выводы и предложения

Общие выводы и предложения, по представленным материалам в плане перспектив развития направлений физического образования могут выглядеть следующим образом;

  1. Реформы образования и новые учебники не улучшили качество преподавания физики.

  2. В преподавании физики, как основы фундаментальных наук, необходимо добавить число часов или по возможности вернуться к сетке числа часов старых программ, что послужит средством развития интеллекта и мировоззрения учащихся.

  3. Количество учебников (учебно-методических комплектов) во всех классах должно быть сведено к минимуму для основной школы и каждого профиля старшей школы.

  4. Умение решать физические задачи должно быть главным приоритетным направлением в развитии практической части обучения по физике.

  5. Крайне нежелательным представляется сокращение количества лабораторных работ и физического практикума.

  6. Пользование тестовых технологий позитивно работает в основной школе, но не является исчерпывающей формой контроля в старшей школе.

  7. Преподавание физики на нынешнем переходном этапе должно сочетать использование учебно-методической литературы старого и нового поколений.