СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Анализ типичных затруднений при выполнении ВПР и пути преодоления этих затруднений"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе проводится анализ типичных затруднений при выполнении ВПР, а также предлагаются рекомендации по преодолениюэтих затруднений

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Анализ типичных затруднений при выполнении ВПР и пути преодоления этих затруднений"»

















Доклад на тему:



Анализ типичных затруднений учащихся при выполнении ВПР и пути преодоления этих затруднений





Подготовила:

учитель математики

МБОУ Глодневская СОШ

Хведченя Светлана Васильевна





Локоть 2024 г.

Всероссийские проверочные работы призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ и поддержку реализации ФГОС за счет предоставления образовательным учреждениям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Основная цель ВПР – своевременная диагностика уровня достижения обучающимися образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения образовательных программ по ФГОС. ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Вместе с тем, такие проверочные работы выстроены на единой критериальной основе, что позволяет диагностировать уровень подготовки обучающихся не только в разрезе ОУ, но и района в целом.

Общий алгоритм подготовки обучающихся к ВПР

1. Выписать перечень планируемых результатов по предмету ВПР.

2. Включить в поверочные работы задания в формате ВПР для диагностики того, насколько усвоен материал (после прохождения каждого раздела программы).

3. Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.

4. Включить задания, вызвавшие затруднения у обучающихся, в дидактические материалы уроков.

5. Провести повторение по разделам учебной программы.

6. Обсудить с обучающимися особенности формулировки заданий ВПР. 7. Обсудить с обучающимися возможные стратегии выполнения работы. 8. Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы.

9. Сделать анализ полученных результатов (относительно запланированных в начале учебного года)

Рассмотрим, например, задания ВПР 4 класса, выясним и проанализируем, с какими затруднениями сталкиваются учащиеся, дадим некоторые рекомендации по их устранению.

В 4 задании ребёнку важно уловить, что из времени окончания занятий нужно вычесть их длительность. Многие будут складывать.

Плюс важно умение складывать и вычитать величины.

В 5 задании ребёнок может не обратить внимание на то, что дан масштаб (1 клетка - 1 см). Чтобы узнать, например, длину, нужно посчитать количество клеточек, а не изменять сторону по линейке.

С 6 и 7 заданиями большинство ребят справляется легко.

В 8 задании важно вспомнить, что 3 кг - 3000 г. Задача лёгкая, но её надо внимательно читать.

Внимательное чтение 9 задания - залог его успешного выполнения.

Если Татьяна приходит к 9 часам, то с 9-10 она может с кем-то поговорить. И это директор, так как в остальное время он занят. С 10 часов занят программист. Поэтому Татьяна идёт к бухгалтеру. Соответственно, в 11.30 она будет у программиста.

В 10 номере важно обратить внимание и на схему, которая даётся в начале задания. В верхнем ряду надо расположить бабушек и дедушек , в среднем - родителей, в нижнем - детей.

С 11 заданием многие справятся хорошо. Но есть один нюанс. Буква и отзеркалится. Мы не просто пишем имя в обратном порядке, но и букву и надо записать в обратную сторону.

12-е задание решается способом подбора.

При подготовке учащихся к написанию ВПР по математике, мы столкнулись с такими трудностями как: нехватка логических задач и задач на предположение в школьной программе, отсутствие задач на классификацию.

Анализ работ показал, что учащиеся достаточно легко справились с заданиями, где проверялось умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, умение вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий, умения выполнять письменно действия с многозначными числами, умение решать арифметическим способом (в одно, два действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью. Дети умеют читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними.

При решении текстовых задач в три, четыре действия, учащиеся испытывали затруднения.

При решении задания с зеркальным отражением некоторые учащиеся писали буквы в неверном направлении.

Большинство детей умеют исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, вычислять площадь прямоугольника и строить фигуру по заданным параметрам.

Многие учащиеся умеют работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами.

Особую сложность для учащихся вызвали задачи на предположение и классификацию.

Основные ошибки, которые допустили участники ВПР:

1. Вычислительные ошибки;

2. Геометрические представления при решении практических задач, геометрических построений.

3. Использование свойства чисел и правила действий с натуральными числами при выполнении вычислений / выполнять вычисления, обосновывать алгоритмы выполнения действий;

4. Решение логических задач методом рассуждений;

5. Выполнение простейшие построений и измерений на местности, необходимые в реальной жизни;

7. Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части.

Выводы:

Основной список тем, подлежащих контролю:

1. Свойства чисел и правила действий с натуральными числами.

2. Действия с обыкновенными дробями.

3. Решение задач на покупки.

4. Решение логических задачи методом рассуждений.

5.Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части.

6. Признаки делимости.

Основные затруднения при выполнении учащимися заданий ВПР

  1. Трудности предметного характера: ошибки в вычислениях, неготовность решать текстовые задачи, проблемы в работе с геометрическими объектами (фигурами, величинами).

  2. Трудности метапредметного характера: непонимание смысла задания, частичное выполнение задания, логические ошибки.

Предупреждение типичных ошибок

Не создавайте ситуацию сложных вычислений, чтобы решение текстовой задачи не оказалось для ребенка невозможным из-за сложности подсчета.

Дети зачастую с трудом различают фигуры, не видят равные стороны, прямой угол, испытывают трудности при работе с геометрическими величинами. Особенно, когда происходит переход от линейных величин к работе с площадью.

Еще бывает, что ребенок не понимает, что от него требуется в задаче: не может выделить суть, теряет числовые данные, зависимости.

Другая распространенная проблема: частичное выполнение задания. Невозможность довести решение до конца, неполное выполнение задания: когда в задаче есть несколько подпунктов, а ребенок справляется с первым и пропускает остальные.




Предложения по устранению недостатков.

1.Усилить внимание на формировании следующих умений обучающихся: использовать различные способы анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

2.В системе использовать задания, предусматривающие проведение несложных наблюдений в окружающей среде и проведение опытов, используя простейшее лабораторное оборудование, а также выполнение

заданий, побуждающих создавать и преобразовывать модели и схемы опытов для решения поставленных задач.

3.Четко спланировать в рабочих программах по учебным предметам формирование таких УУД как: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (социальных); осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

4.Предусмотреть: проектную коллективную деятельность, направленную на формирование таких УУД как: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, раскрывать роль семьи в жизни человека, указывать достопримечательности региона, животный и растительный мир региона.

5.Повторять знания о природных зонах, как самую сложную тему.

Общие рекомендации

1)Усилить работу по формированию навыка работы с текстом, поиска и выделения необходимой информации, способности анализировать и рассуждать. 2)Свести до минимума репродуктивную деятельность, в ходе которой теоретические сведения детям предлагаются в готовом виде. Шире использовать активные методы обучения. 3)Организовывать дополнительные занятия (например, во время внеурочной деятельности) по подготовке к ВПР.



Используемая литература и электронные ресурсы :

1) Тетради «Всероссийские проверочные работы» (под редакцией Л. Ю. Комиссаровой, Н. А. Сопруновой, Д. Э. Шноль, Е. М. Сорочан, А. В. Забелина, И. В. Ященко); Издательство: Просвещение, 2015 г. (для этих созданы Методические рекомендации к использованию пособий по ВПР);

2) Региональный центр развития образования. ГБУ ЦРО: http://www.orenedu.ru/

3) Современный учительский портал: http://easyen.ru/

4) Стандарты Образования: http://www.edustandart.ru/

5) СтатГрад: https://vpr.statgrad.org/