СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Деятельностный и дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Деятельностный и дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ"»

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»




Деятельностный и дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ

(Совещание при директоре)





Подготовила: Лисицкая Ольга Алексеевна

















Февраль, 2022 год


Деятельностный и дифференцированный подходы в обучении – основа методологии ФГОС НОО для детей с ОВЗ. ФГОС представляет собой систему требований к результатам начального общего образования, его содержанию в целом. Методологической основой стандарта для детей с ОВЗ является деятельностный и дифференцированный подходы.
Деятельностный и дифференцированный подход ориентирован на достижение основного результата – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Он предполагает смещение акцентов в построении образовательного процесса от модели «Чему учить?» к модели «Как учить?». Как отмечал Л.С.Выготский: «способности проявляются в деятельности и в ней же формируются». На сегодняшний день, учебный процесс должен быть «Деятельностным», дети должны получать не готовые знания, а добывать их в процессе своей деятельности. В процессе организации такого образовательного пространства, у детей формируются требуемые общеучебные умения и способности:

- умение ставить цель;
- делать выбор;

- принимать решения;
- доводить их до исполнения.
У детей формируются УУД!!!
В начальной школе получает большое распространение технология деятельностного метода (ТДМ), разработанная педагогическим коллективом под руководством Л.Г.Петерсон. ТДМ строится на основе структуры учебной деятельности и включает в себя все существенные компоненты этой деятельности.
Учебная деятельность – деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения
культурных ценностей.

Как человек учится?????
Что бы чему-то научиться, необходимо дать себе соответствующую
установку – поставить цель! Когда это может произойти? Когда человек
чего-то не знает или не умеет. Но это «знание о незнании» может возникнуть
тогда, когда человек что-то делал, пробовал. При этом в его действии возникло затруднение – иначе бы он доделал до конца. Но человек начинает что-то делать только тогда, когда у него возникает мотивация. Таким образом, мы получаем следующую последовательность шагов:
- мотивация;
- пробное действие;
- затруднение;
- цель.
Итак, у нас возникло определенное затруднение, как же действовать дальше?
Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:
- исследование – анализ, в каком месте возникло затруднение;
- критика – установить, по какой причине возникло затруднение;
-проект – поставить перед собой цель и построить проект, в который
включается составление плана, определение способа решения данного затруднения.
Завершается путь учения самооценкой и самоконтролем!!!
Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на 2 шага:
Первый шаг – до постановки цели – направлен на выяснение того, чему
нужно научиться. Только после этого цель не становится случайной.
Второй шаг – поставить цель и самому найти нужные знания и умения
для достижения.
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, при этом учитывать особые образовательные особенности детей с ОВЗ. Для этого образовательный процесс необходимо выстраивать на основе принципа индивидуального подхода.
Дифференцированный  подход к обучающимся состоит в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей ведут школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.

Дифференциация может осуществляться: по объему и содержанию работы по приемам и степени самостоятельности при закреплении при повторении при объяснении нового материала (в определенных случаях).

В любом случае перед обучающимися ставится единая познавательная задача, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и учебным возможностям.

В школе обучаются дети ОВЗ , для них характерна слабость интеллектуального развития.

Дифференцированная работа была разделена следующим образом:

  • Работа с учебником;

  • Работает с помощью учителя, одноклассников, опорных слов, схем;

  • Работа с картой.

Ответы на вопросы- отвечают с помощью плана или наводящих вопросов или работают с помощью учителя, опираются на незаконченные предложения или опорные слова.

Одной из распространенных форм внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или дальние связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить и за счет усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельности необходимой при выполнении задания.

При разработке и подборе упражнений использую следующие способы дифференциации:

  • Дифференциация материала по объему учебного материала.

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы обучающихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Сильные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания.

  • Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, пересказ текста, ответы на вопросы учителя, объяснение понятий и т. д.

  • Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп обучающихся. Все дети выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. Этап проверки проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности обучающихся различна. Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения, для внутренней дифференциации представляет дифференцированная самостоятельная работа. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что обучающимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, а также путём группировки обучающихся внутри класса по различным признакам.

  • Дифференциация работы по степени и характеру помощи учащимся.

Все обучающиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи являются:

- помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

- помощь в виде “подсказок (карточек-помощниц, карточек - консультаций, записей на доске и др.).

Используется стимулирующая, направляющая и обучающая помощь.

Рассмотрим особенности работы с карточками помощницами.

На карточках могут быть использованы различные виды помощи:

- образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;

- справочные материалы : теоретическая справка в виде правила, формулы;

- таблицы единиц длины, массы и т. п.;

- алгоритмы, памятки, планы, инструкции (например, алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное в виде памятки);

- наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.);

- дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задаче, указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);

- вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;

- план решения задачи;

- начало решения или частично выполненное решение.

Различные виды помощи при выполнении учеником одного задания часто сочетаются друг с другом.

Осуществлять дифференцированный подход необходимо на всех этапах урока. Например, при проведении опроса по домашнему заданию можно использовать приемы, которые не позволяют превращать эту проверку в нелюбимый для учащихся вид деятельности. Нужно организовать работу таким образом, чтобы детям хотелось поделиться своими знаниями с товарищами, с учителем. При проведении индивидуального опроса, который дает возможность проверить умение ученика связно, логично рассказывать, во-первых, спрашивать по желанию. Во-вторых, если текст небольшой по объему, его сначала пересказывает хорошо подготовленный ученик, а уже затем ученик, который, в силу разных обстоятельств, недостаточно хорошо подготовил пересказ дома, но внимательно прослушал рассказ своего товарища. Это стимулирует развитие такого важного для процесса обучения умения, как умение внимательно слушать.

Обучающимся, которым требуется время, чтобы вспомнить тот пересказ, который они готовили дома, вначале опроса предложить карточку типа: “Составь рассказ по плану”. Получив такую карточку, ученик имеет 5-7 минут времени, чтобы сосредоточиться над составлением пересказа. После чего учитель вызывает его для пересказа, причем карточку он может в это время держать перед глазами.

В заключении хочется отметить, что индивидуальный и дифференцированный подход на уроках дает возможность включиться в учебную деятельность всех без исключения обучающихся на уровне их потенциальных возможностей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что дифференцированный подход в изучении истории школьниками отвечает современным требованиям и является приоритетным при обучении детей с ОВЗ.