МКОУ « Комсомольская СОШ» имени Гаджиева Н.О.
Кизилюртовского района РД
Выполнила: учитель русского языка
и литературы МКОУ «КСОШ»
Гимбатова Суилат Сайгидгусейновна
с. Комсомольское 201
I.Введение.
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.
II.Основная часть.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка
Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.
Под ―духовно-нравственным воспитанием‖ понимается процесс содействия духовно- нравственному становлению человека, формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста.
При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.
Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность. На доске записана пословица: Кто один раз солжѐт, тому в другой раз не повезѐт.
Вопросы и задания:
1. Как вы понимаете смысл пословицы?
2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)
3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)
Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.
На уроках можно предложить учащимся объяснить пословицы, которые воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества.
Безгранична мудрость дагестанского народа, отраженная в его многочисленных пословицах , поговорках, изречениях, сказаниях…
Я назову некоторые пословицы , связанные с нравственными качествами человека.
1. Любовь к родному очагу, народу, родной земле («Человек без родины, что соловей без песни», «В родной долине лучше прахом быть, чем на чужбине падишахом быть», «Родина -- мать, а чужбина — мачеха»;
2. Справедливость и честность: "Лжец на почетном месте однажды только может сесть, пока еще не всем известно, кто он на самом деле есть", «Вранье — штука куцехвостая, воровство — криволицое, а обман — коротконогий», «Чужого не бери — вдруг кто-то охраняет, чтобы ни было — не ври, вдруг кто-то правду знает», «Сидеть можно и криво, но говори только прямо);
3. Доброта, великодушие, милосердие («Добро добром оплатишь — молодец, на зло добром ответишь — ты мудрец" , «Злому ослу — тяжелая ноша", "Спесь губит достоинство").
4.Честь и собственное достоинство («Чем без чести жить— корпеть, лучше с честью умереть», «Кто себя не уважает, тот не уважает и других»);
5. Скромность («Кто нос задирает, обязательно споткнется», «Не задирай голову, расшибешься о скалу»);
6. Рассудительность («Сначала подумай, затем выскажись», «Была бы голова, а папаха найдется»);
7. Дружба и коллективизм («Джамаат захочет —войлочный кол в землю войдет», «Колос к колосу — сноп получается», «Топнет народ — земля затрясется», «Коль есть друзья , так сбереги, не сбережешь, они враги»);
8.Уважение к людям («Коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет», «Кто советуется, тот не ошибается», «Кто людей уважает, тот вовек не погибает»);
9. Трудолюбие («Дерево ценится плодами, человек — трудами», «Друг сделал -~ телу легче, сам сделал — душе легче», «Начало работы терпкое, конец же сладок», «Труд и терпение превращаются в золото»);
10.Бережливость («Кто не ценит копейку, тому и рубль нипочем», «Кто не ценит малого, тому и большого не оценить»).
После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение- миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии». Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.
Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.
Творчество Расула Гамзатова, вобравшее талант, мудрость народов Дагестана, является важным средством духовно-нравственного воспитания детей.
Гамзатов в книге «Мой Дагестан» писал: «Времена меняются и жизнь тоже. Изменились не только головные уборы, но и мысли под шапками у молодых людей. Но каждый человек смолоду должен понимать, что он пришел на землю, чтобы стать представителем своего народа. Человеку дают имя, папаху, человека с колыбели учат родным песням. В какие бы края не забросила судьба, я везде чувствую себя представителем той земли, тех гор, того аула, где я научился седлать коня»
Сущность понятия «человек» в горской среде лаконично и удачно раскрыта в «Моих уроках» Гамзата Цадаса и «Моем Дагестане» Р. Гамзатова. Горец клянется: «Человеком родился - человеком умру!» - Хвала горца: «Таких людей больше нет. Он был человеком». Проклятие горцев: «Пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня!». Осуждение горцев: «Не тратьте на него слова. Он не человек!». Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека».
Моральная ценность человека не мыслится без взаимного уважения друг друга, горцы ревностно хранили благородство, мудрость и уважение в отношениях между собой.
На уроках использую тексты на темы: «Патриотизм», «Родная земля», «Честь», «Совесть». Ученики делятся тем, что значит для них Родина, гражданский долг, любить свое отечество.
При повторении темы «Типы и стили речи» можно использовать тексты, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Приведу пример.
Учитель. Послушайте старую аварскую сказку:
«Ж..ла очень д..вно мать, р..стила сыновей, и, повзр..слев, отправились они в мир. Кажд..му она дала с..вет, как верного выбрать т..варища. Одному сказала: « Наро..но отстан.. в пути, а спутнику крикни: подпруга, мол, у коня ослабла, п..езжай догоню. Уедет, не предл..жит помочь - не т..варищ он тебе». Другому сказала: «Прог..лодаеш..ся, достань лепёшку, пр..тяни спутнику, чтобы делил. Возьмёт он себе большую часть, а мен..шую отдаст – жаден, не иди с ним».
1. Определите тему и основную мысль текста.(Тема.О чертах настоящего человека.
Основная мысль : как верно выбрать товарища.)
2.Определите тип речи. К какому стилю речи относится данный текст? (Художественный стиль).
3. Уже в этой давнишней сказке намечены черты настоящего человека. Какие они?
Назовите эти качества.
(верность, преданность, чуткость, справедливость, совестливость, честность).
Учитель : Очень интересны кодексы (кодекс – совокупность правил поведения, привычек, убеждений ) народов России (несколько пунктов записаны на карточках, учащимся предлагается вытянуть любую и зачитать вслух):
• Аварец завещает сыну не деньги, мебель, дом, а дело, мысли, мечту.
Завещает быть мужчиной. (смелость, мужественность)
• У народов севера уже при рождении мальчика вручали ему топорик и
какой-нибудь инструмент, чтобы мастерить учился. Когда девочка
появлялась на свет, ей дарили маленькую прялку. Приобщали к труду.(трудолюбие)
• А вот чукчи: Заповедь гласит:
С младенчества усвой: будь добр с природой, так и говорили: «Земля кормит оленей, олени кормят нас». Цветок ... если нужен сорви, если нет -просто полюбуйся и уйди.
(любовь к природе, бережность)
• У нанайцев есть такая заповедь:
Человека не заставить стать сильным. Надо, чтобы он этого захотел. (целеустремленность)
• Сибиряки считали, что настоящий человек состоит из силы души,
верности и справедливости.
Учитель. Больше всего в людях ценятся у всех народов такие качества, как смелость, трудолюбие, доброта, любовь к природе).
Далее проводим комплексную работу по этому тексту.
Духовные ценности и нравственные нормы у всех народов имеют в целом единое содержание.
Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.
2.Русская литература – основа воспитания.
Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.
Например, сказки, где всегда добро побеждает зло. Они учат нас тому, что хороший человек всегда на уровень выше злодея.
Былины воспитывают в детях чувство патриотизма.
И, конечно, при воспитании настоящего человека с большой буквы нельзя не обойтись без русской классики. Она бесценна, в ней нет ничего лишнего. И сколько бы времени не прошло, русская классическая литература останется бесценным достоянием русского народа. Например, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает настоящая русская девушка Татьяна Ларина –хранительница русских традиций. «Но я другому отдана и буду век ему верна» - это пример того как высоко Татьяна ценит такие понятия как честь, совесть, верность. Она готова пожертвовать своим чувством к Онегину, но не сможет причинить боль своему мужу.
У М. Ю. Лермонтова в произведении «Песня про купца Калашникова» главный герой защищает честь своей семьи, жены. Ради этого Калашников готов пожертвовать своей жизнью.
На примере этих произведений ученики знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь семьи, достоинство и моральный облик русского человека.
Литература – это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций.
В 6 классе изучаем рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», главный герой, обманувший бабушку, был не прав, что так поступать нельзя, даже если очень хочется что-то получить.
А в 8 классе проходим рассказ Л.Н.Толстого «После бала, которое условно можно разделить на две части: «На балу», где главный герой, полковник, очень вежлив, учтив, благороден со всеми, вызывает симпатию не только у рассказчика, но и у читателей, и «После бала», где описывается наказание татарина прохождением сквозь строй солдат, которым руководит тот же полковник. Я стараюсь подвести учеников к адекватному восприятию текста, т.е. к правильному пониманию авторской позиции, к тому, что полковник на самом деле жестокий человек, а в первой части на нем была лишь маска великодушия.
Литература – это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций.
3.Культура речи в современном мире
На уроках русского языка и литературы учителя-словесники обращают внимание на культуру речи, проводят внеклассные мероприятия на эту тему, занимательные беседы, учат любить русский язык, раскрывают его красоту, призывают беречь его. А после занятий дети общаются друг с другом СМСками , искажая слова, а то и просто смайликами, забыв, что сами говорили о необходимости сохранять культуру речи. И мы понимаем, что остановить это не можем, это – технический прогресс. Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь, заменяет живое общение.
В наше время дети часто самостоятельно черпает свои знания и пополняет жизненный опыт через сеть Интернет. Поэтому, насмотревшись различных роликов из сети, подростки хотят быть похожими на героев этих сюжетов. А это не всегда положительные персонажи. Отсюда берутся жестокость, грубость, равнодушие, ненависть к окружающим. Мы не можем закрыть этот негативный поток. Но в наших силах скорректировать, направить детей в нужное русло. Конечно, это тяжелейший труд для преподавателя.
Л.Н. Толстой говорил: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Писатель высоко оценивал нравственное воспитание. Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Как воспитывать таких детей? Чтобы учить не только словом, но и делом, необходимо учителю и самому следовать духовно-нравственным принципам, быть примером для подражания ученикам.
Любовь к детям является отличительной чертой учителя, являясь той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает школу в хорошую семью. Если учитель проникнут истинной любовью (бескорыстной, самоотверженной, верной, терпеливой, снисходительной, серьезной, ласковой), его влияние будет сильным и плодотворным. Плодами такой любви станут взаимная любовь, привязанность, доверие, свободное, без принуждения, послушание учащихся.
III.Заключение.
Уроки русского языка и литературы — это всегда уроки добра, нравственности и красоты. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Чтобы было все интересно и познавательно, учитель должен знать все азы воспитания в целом и вызвать нравственность в сердцах учеников.
Литература
1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
3. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
4. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12