Доклад
- Добрый день, уважаемые участники педагогического форума! Вашему вниманию предоставляется доклад на тему «Эффективность реализации программы «Здоровье» в сельской школе» (слайд №1).
- Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из важнейших проблем современности. Её решение имеет высокую социальную значимость и входит в число главных задач государства, так как здоровье подрастающего поколения составляет фундаментальную основу для формирования репродуктивного, трудового потенциала страны и выступает одним из решающих факторов национальной безопасности (слайд № 2).
Наша школа в направлении здоровьесбережения работает с 2008 года. Педагогический коллектив определил основные противоречия, возникающие
- между возрастающей потребностью общества в физически здоровой, социально адаптированной личности, способной внести значимый вклад в будущее своей страны, и доминирующей унифицированной системой образования, провоцирующей снижение здоровья школьников;
- между необходимостью решения проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников с учётом исторически накопленного опыта и реальным использованием его в современном образовательном процессе;
- В нашем образовательном учреждении разработана единая система внутришкольного контроля с позиции здоровьесбережения, которая включает организацию урока, внеклассную работу, двигательную активность учащихся.
Организация урока включает:
- условие комфортности урока;
- составление расписания;
- здоровьесберегающие компоненты на уроке;
- рациональная организация учебного процесса.
Для того чтобы достичь результата, осуществляется работа с учителями предметниками, грамотно составляется расписание, организуется работа с родителями, создается соответствующая инфраструктура.
Организуя внеклассную работу проводим:
- воспитательные мероприятия, направленные на здоровьесбережение;
- спортивно-массовые мероприятия;
- просветительско– воспитательную работа с учащимися;
- реализуем программу «Здоровье».
Данное направление реализуется через работу с классными руководителями, родителями, учителем физкультуры.
Двигательная активность учащихся с позиции здоровьесбережения включает физминутки, динамическая пауза для 1-го класса, уроки физической культуры, подвижные перемены, что дополняет организацию урока и внеклассную работу (слайд № 3).
- Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Нами были выявлены следующие проблемы:
высокий уровень заболеваемости среди учащихся;
недостаточная материально-техническая база школы;
нехватка медицинского обслуживания;
необходимость повышения компетентности педагогов по вопросам здоровьесбережения (слайд № 4).
- В связи с этим разработали программу «Здоровье» на срок с 2010 до 2015 года, которая включает направления:
- формирование культуры здорового и безопасного поведения;
- условия, способствующие сохранению здоровья и успешной адаптации учащихся к школе;
- здоровье школьников (слайд № 5).
- На этапе формирования культуры здоровья у обучающихся проводим мероприятия на разных ступенях обучения. Выявляем готовность к здоровому образу жизни обучающихся, учим адекватно оценивать свое здоровье, понимать зависимость здоровья от образа жизни, определяем уровень знаний о сохранении и укреплении здоровья, в области питания, физической активности, досуга и отдыха (слайды № 6, 7)
- В школе есть необходимые условия для создания здоровьесберегающих условий в соответствии с санитарно-эпидемологическими правилами и нормативами.
Школа на заключительном этапе реализации программы имеет медицинский кабинет, но из-за малого количества детей нет кадрового обеспечения. Организацию профилактических осмотров (2 раза в год) осуществляет выездная бригада врачей ЦРБ, оказанием консультативной помощи, проведением летней оздоровительной компании занимается медицинский работник участковой больницы, расположенной на территории села.
- Мы стараемся создавать определенное рекреационное пространство для обучающихся. В 2013 году произведена реконструкция школьной столовой, запущен в эксплуатацию новый санузел, укомплектован тренажерный зал. Кроме этого, за период реализации программы в школе установлены пластиковые окна, с северной стороны здания софиты с южной - жалюзи (слайды 8, 9).
- Для повышения компетентности педагогов по вопросам здоровьесбережения проводим педагогические советы, семинары, проходим курсовую подготовку.
В период реализации программы организовали семинар для руководителей школ Куйбышевского района по теме «Создание здоровьесберегающих условий в общеобразовательном учреждении, как основа сохранения и укрепления здоровья школьников» (работе семинара была дана высокая оценка); приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «Здоровьесберегающие технологии в образовании», проходившей в городе Новосибирске. Кроме этого, заняли 2 место в районном конкурсе «Школа – территория здоровья», а в областном получили сертификат участника (слайд 10).
Анализ динамики состояния здоровья состоит из трех направлений:
- мониторинг медицинской статистики заболеваемости;
- мониторинг физической подготовленности;
- оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности школы (слайд № 11).
Мониторинг заболеваемости показывает динамику снижения заболеваний: кариеса, опорно-двигательной системы, желудочно-кишечного тракта, два последних года отсутствуют заболевания почечно-выделительной системы (слайд № 12)
С заболеванием кариес вопрос всегда стоял остро, как и в любой сельской отдаленной школе. В данном направлении ведется активная работа администрацией школы совместно с местной участковой больницей. Учащимся с 1 по 8 классы были выданы бесплатные сертификаты на лечение в детской стоматологической поликлинике г. Куйбышева. Большинство больных учащихся воспользовались данной услугой. Это потребовало огромной работы с родителями.
Присутствует динамика растущих заболеваний: заболевания глаз, сердечно-сосудистой системы, нервной системы. Данная тенденция обусловлена прибытием в школу детей инвалидов и осуществлением инклюзивного образования.
Прослеживается динамика роста числа относительно здоровых и динамика снижения числа детей с выявленными патологиями (слайд № 13)
- Наиболее важные характеристики, способные отразить эффективность здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, отражены в оценочной «Анкете», которая состоит из трех блоков (слайд № 14).
- «Режим дня учащихся» – наиболее интегральный показатель эффективности образовательного процесса с физиолого-гигиенической точки зрения. Средние по классу показатели режима дня – важнейший критерий эффективности здровьесберегающего учебного процесса.
- Второй блок позволяет рассчитать коэффициент острой заболеваемости. Данные берутся по пропускам учащихся за каждый месяц и учебный год в целом. Анализируются по классам и сводятся к единой бальной системе показывающей средний бал для школы.
- «Физическая подготовленность учащихся класса» отражает число учащихся, имеющих разный уровень физической подготовленности.
Проведенная диагностика позволила определить средний уровень здровьесберегающей деятельности школы – 29 баллов.
ВЫВОДЫ
Мониторинг образа жизни и здоровья обучающихся позволил выявить нерешенные вопросы здровьесберегающей деятельности, определить пути их решения.
Разработанная программа «Здоровье» способствовала более плотному сотрудничеству с родителями, учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры.
После внедрения программы снизилась заболеваемость кариеса на 24 %, опорно-двигательной системы – 5 %, желудочно-кишечного тракта - 12%, два последних года отсутствуют заболевания почечно-выделительной системы.
Улучшилась материально-техническая база школы: в помещении столовой произведена реконструкция, смонтированы цеха, убраны холодильные установки из зала в специально отведенные места; открыт новый санузел; в классах установили пластиковые окна, софиты и жалюзи; укомплектован тренажёрный зал, приобретен в необходимом количестве спортивный инвентарь.
Проведенные педсоветы и семинары способствовали повышению потребности компетентности педагогов по вопросам здоровьесбережения. Принято решение о повышении квалификации учителей школы.
Проведенная диагностика показала среднюю оценку эффективности здоровьесберегающей деятельности школы (29 баллов)
Программа школы в конкурсе «Школа-территория здоровья» заняла второе место (слайды 15,16)