СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Экологические игры в познавательном развитии дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями.Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности, в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Экологические игры в познавательном развитии дошкольников»»

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 49 «ЗАГАДКА»



















Доклад на тему:

«Экологические игры в познавательном

развитии дошкольников»

















Подготовил:

воспитатель

Дроженко Т.А.











Майкоп, 2022 г.

Экологические игры в познавательном развитии дошкольников

«Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский.

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями.

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности, в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании.

Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.

На современном этапе наиболее актуальными становятся проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразовываюшим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. Экологическому образованию в нашей стране, как и во всем мире, уделяется большое внимание.

Природный мир, окружающий ребенка, вызывает у него постоянную потребность в новых впечатлениях. Экологическое воспитание – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Обогащается память ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения, то есть экологическое воспитание является хорошим средством познавательного развития ребенка.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она обогащает и развивает личность, поэтому я игру так же широко использую в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Экологическая игра доставляет радость детям, поэтому познание природы, общение с ней более эффективно и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.

Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, он упражняется в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, заданную взрослым. Экологические игры помогают неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к ее явлениям, изменениям и многообразию.

Обучающие игры природоведческого и экологического содержания помогают знакомить ребенка с окружающим вокруг миром, сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.

Играя, ребенок знакомится с многообразием природы, узнает, что все на Земле взаимосвязано. Оберегая самое маленькое существо в животном мире, человек способствует сохранению природы Земли (игры «Рыбы, птицы, звери», «Кто спрятался?», «Птицы у кормушки»)

С помощью обучающих экологических игр дети учатся не только заботливому и бережному отношению к природе, но и правильно оценивать поступки людей, у них формируется гуманно-ценностное отношение к природе (игра «Помоги лесным жителям»)

Через игру ребенок узнает правила взаимодействия с природой, учится предупреждать неправильные поступки, с помощью взрослого поправлять последствия своих ошибочных действий по отношению к объектам природы (игры «На лесной полянке», «Как себя вести в лесу»)

Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки явлений или предметов (игра «Времена года», сравнивать, группировать, классифицировать по определенным чертам и признакам (игра «Кто где живет?»).

Так же в процессе экологических игр у детей развивается связная речь и обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности (игра «Угадай, что за растение?»).

Отмечу, что экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (игра «Собери шишки в корзину», сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»).

В процессе наблюдения за объектами природы у ребенка развивается наблюдательность (игра «Найди одинаковые камушки»).

Экологические игры способствуют так же физическому развитию, у детей совершенствуются такие качества, как ловкость, быстрота, координация движений. Большую группу игр с правилами составляют подвижно-дидактические игры. Они удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания, связанные с игрой - все это благотворно влияет на его самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего развития ребенка. Например, обращая внимание на стайки воробьев, подчеркивала, птички пугливы, близко не подпускают. А потом в игре «Воробушки и автомобиль» дети сами воспроизводили осторожное поведение птиц.

Детям нравятся игры-импровизации. Дети изображают лесных зверей, насекомых, растительность (дерево, цветок).

В работе с детьми также используются экологические игры с правилами. Это дидактические словесные игры, дидактические игры с природными материалами (песком, снегом, каштанами, шишками, листьями и др.). Предметные игры - это игры как с игрушками, так и с реальными предметами, например, различными природными материалами (листьями, семенами, шишками, веточками, ракушками). Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом, одновременно прикасаются к природе, учатся беречь ее.

В игру можно включать и дидактические игрушки, разнообразный природный материал, использовать готовые настольно – печатные игры, различные лото, разрезные картинки. Целесообразно использовать и подвижные игры, сочетающие с решением умственных задач.

Учитывая возрастные особенности детей нашей группы, экологическое воспитание я также строю на игровой основе, с включением разных видов игр о природе, включаю экологические игры в некоторые режимные моменты, насыщая игрой всю жизнедеятельность детей в группе.

В своей работе я активно использую следующие экологические игры:

1. «Что где растет?»

Цель: Учить детей группировать растения по месту произрастания (сад, лес, грядка), воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

2. «Накорми животное»

Цель: Закреплять знание названий животных, представления о их питании, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним, развивать мелкую моторику рук.

3. «Когда это бывает?»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

4. «Третий лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов, развивать логическое мышление, речь.

5. «Когда это бывает?»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

6. «Угадай по описанию»

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

7. «Мамы и детки»

Цель: Закреплять знание названий домашних животных и их детенышей, воспитывать заботливое отношение к ним, развивать речь.

8. «Рассели животных по домам»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ, развивать речь.

9. «Соберем урожай»

Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

10. «Чудесный мешочек»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

11. «Отгадайте на вкус»

Цель: Учить детей различать по вкусу яблоко, грушу, сливы, виноград, морковь, капусту, помидор, огурец, определять - овощ это или фрукт; развивать речь, внимание.

12. «Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.

13. «Детки на ветке»

Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

14. «Найди, что покажу»

Цель: Найти предмет (овощи, фрукты) по сходству. И т.д.

Игр экологической направленности существует очень много. Главное в нашей работе всегда помнить, что экологические игры – это основной метод ознакомления дошкольников с природой. Поэтому необходимо активно использовать дидактические игры как на занятиях, так и в повседневной жизни, на прогулке.

Таким образом, экологическая игра является эффективным средством познавательного развития детей дошкольного возраста, потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи экологического воспитания и использовать дидактическую игру в любом из направлений образовательной работы с детьми. Подводя итог вышеизложенному, можно с уверенностью сказать, что игры экологической направленности помогают решить многие задачи воспитания и развития, оказывают неоценимую помощь в формировании личностных качеств дошкольников.