Оглавление
Философия Шеллинга 1
Творческий путь ф. Шеллинга 2
Философия природы Шеллинга 3
Основной принцип натурфилософии Шеллинга 4
Влияние натурфилософии Шеллинга на естествознание в XIX веке 5
Философия тождества 7
Позитивная и негативная философия Шеллинга 9
Значение философии Шеллинга 11
Философия Шеллинга
Философия Шеллинга не представляет собой вполне объединённого и законченного целого, а скорее несколько систем, последовательно развитых им в течение жизни. Не следует, однако, думать, чтобы эти системы вовсе не были связаны между собой. Напротив, мировоззрение Шеллинга развивалось органически, как бы порождая новые отпрыски из одного главного ствола. Переходя от исследования одной области к другой, Шеллинг обыкновенно заботился о приведении этих различных отделов в гармоническое, освобожденное от противоречий единство. Тем не менее различные основные принципы, получившие преобладающее значение в отдельные периоды его творчества, а также те новые проблемы и области, разработке которых он отдавался, полагали между этими периодами весьма заметные грани.
Первый период в развитии философии Шеллинга состоит в исследовании гносеологической проблемы об основном принципе познания и возможности познания с точки зрения видоизмененного Фихте критицизма. Здесь Шеллинг не отклоняется в общем от пути, намеченного Фихте.
Главной задачей второго периода является конструирование природы, как саморазвивающегося духовного организма.
Система тождества, характеризующая третий период, состоит в раскрытии идеи абсолютного, как тождества основных противоположностей реального и идеального, конечного и бесконечного.
В четвёртом периоде Шеллинг излагает свою философию религии — теорию отпадения мира от Бога и возвращения к Богу при посредстве христианства. К этому же периоду примыкает, в качестве дополнения, «положительная» философия, известная только по читанным Шеллингом лекциям. В ней философия религии излагается не как предмет рационального познания, а как интуитивно открываемая истина. С этой точки зрения положительная философия, является в то же время философией мифологии и откровения.
Творческий путь ф. Шеллинга
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг - представитель классического немецкого идеализма, известный в истории как 23-летний профессор, который в начале своего творческого пути обратился к изучению природы. Учителями Шеллинга по философии были Кант и Фихте.
Шеллинг родился 27 января 1775 года в вюртембергском городке Леонберг. В студенческие годы он сдружился с Гегелем и поэтом Гёльдерлином. Их сближение началось на основе политического вольнодумства. В 1793 г. он встретился с Фихте, попал под влияние его идей и опубликовал несколько работ, выдержанных в фихтеанском ключе. Уже в них заметен ряд тенденций, из которых впоследствии выросла оригинальная философия Шеллинга. Он обнаружил интерес к Спинозе, и позже Шеллинг говорил, что видит свою заслугу в соединении «реалистического» учения о природе Спинозы с динамическим идеализмом Фихте. Процесс создания Шеллингом собственной системы продолжился в 1797 г., когда вышли в свет «Идеи к философии природы», а затем и другие натурфилософские работы. Одновременно Шеллинг работал над уточненным вариантом фихтевского наукоучения — «трансцендентальной философией».
В 1795 году Шеллинг окончил университет. Ему предстояло разделить судьбу всех классиков немецкого идеализма - сыграть роль домашнего учителя в период между академической подготовкой и академическим обучением. Став в 1798 г. по рекомендации Фихте, Шиллера и Гете профессором Йенского университета, он читает курсы по трансцендентальной философии, а в 1800 г. публикует знаменитую «Систему трансцендентального идеализма». В этот период Шеллинг входит в кружок Йенских романтиков.
В феврале 1853 года Шеллинга мучили недуги старости, его силы резко пошли на убыль. Он решает подвести итоги, составить духовное, философское завещание. Это список рукописей и указаний относительно их судьбы. Он обрел вечный покой 20 августа 1854 года в швейцарском курортном городке Рагац. Он был похоронен там. Ему установлен памятник с надписью: Первый мыслитель Германии.
Философия природы Шеллинга
В своих гипотезах Шеллинг очень часто запутывался в противоречиях. Он разворачивает панораму существовавших тогда точек зрения на то, что такое природа. Философ выдвигает новое понимание природы как шага, предшествующего духу, как целостности, которая организует себя и организована не из принципов, внесенных извне (из интеллекта или из моральной воли), но из принципов, содержащихся в ней. сам. Природа духовна, у нее есть душа.
Шеллинг закладывает в основу своей философии не бесконечную деятельность нравственного сознания, а абсолютное тождество субъекта-объекта, прямое единство идеального и реального, бессознательно существующего в природе и доходящего до сознания в сознании.
Шеллинг часто называл свою философскую систему исторической или генетической философией, призванной раскрыть генезис природных процессов и сознания. Взяв за отправную точку исходное тождество субъекта и объекта, Шеллинг вводит идею прогрессивного развития как в натурфилософии, так и в доктрине сознания. Дух Шеллинга проходит через ряд состояний от своего бессознательного существования в природе до реализации своего воплощения в уме. Дух раскрывается в природе, и природа воплощает его в себе. Самосознание - главный фактор развития научных, теоретических и философских знаний. Развитие производительных возможностей природы неразрывно связано с развитием форм самосознания духа. Восхождение природы по ступеням организации дополняется в философии Шеллинга восхождением духа к самому себе.
Основной принцип натурфилософии Шеллинга
Основным принципом натурфилософии Шеллинга является единство. С точки зрения этого принципа вся природа представляет как бы один бесконечно разветвляющийся организм. Внутренние силы, обуславливающие развитие различных частей этого организма, всюду одни и те же. Только путем взаимного осложнения и комбинаций они дают столь разнообразные внешние проявления природы. Между неорганической и органической природой нет резких границ. Шеллинг решительно отвергает точку зрения витализма, предполагающую, для объяснения жизненных процессов, особые жизненные силы. Неорганическая природа сама производит из себя органическую. В основе как той, так и другой лежит единый жизненный процесс. Источником этого процесса является мировая душа, оживляющая всю природу. Сущность жизни состоит во взаимодействии сил. Но взаимодействие существует лишь там, где встречаются противоположные силы.
Поэтому эту противоположность или двойственность следует признать и в том, что составляет основу жизни, то есть в мировой душе. Но эту двойственность не следует понимать как абсолютное начало; напротив, она коренится в единстве мировой души и вечно стремится к синтезу или примирению, что и осуществляется в полярности.
Двойственность и полярность являются универсальными принципами природы и всякого развития. Всякое действие возникает от столкновения противоположностей, всякий продукт природы обусловливается противоположно направленными деятельностями, относящимися одна к другой, как положительное к отрицательному.
Материя есть результат отталкивательных и притягательных сил; магнетизм выражается в противоположности полюсов; такую же противоположность положительного и отрицательного обнаруживает электричество; химическое сродство наиболее резко обнаруживается в противоположности кислот и щелочей; вся органическая жизнь, по теории Броуна, состоит в соотношении противоположных сил раздражимости и раздражения; наконец, само сознание обусловлено противоположностью объективного и субъективного.
Натурфилософское исследование, по Шеллингу, коренным образом отличается от эмпирического. Натуралист исследует природу с её внешней стороны, как готовый внешний предмет; при таком исследовании сама сущность её остается скрытой и неисследованной. Натурфилософ представляет природу не как нечто данное, но как изнутри образующийся объект. Он заглядывает в самую глубину этого творческого процесса и открывает во внешнем объекте внутренний субъект, то есть духовное начало. «Настало время, - говорит по этому поводу Шеллинг, -- когда может быть восстановлена философия Лейбница». Поскольку натурфилософия постигает сущность этого внутреннего начала природы, она может конструировать развитие природы a priori. Конечно, в этом построении ей приходится проверять себя данными внешнего опыта. Но опыт сам по себе выражает только случайное, а не внутренне необходимое.
Влияние натурфилософии Шеллинга на естествознание в XIX веке
Натурфилософия Шеллинга, благодаря своему генетическому подходу к природе, естественным формам и процессам, оказала большое влияние на естественные науки девятнадцатого века. Так, химик К.Ф. Шейнбейн, открывший озон и разработавший учение об аллотропии и изомерии, связал его с идеей Шеллинга о действительном и потенциальном состояниях. Известно, что И.Я. Берцелиус, хотя и отрицательно относился к динамической натурфилософии Шеллинга, тем не менее, признавал в ней предчувствие новых открытий:
На натурфилософию Шеллинга наибольшее влияние оказали биологи. Их впечатлило, что жизнь здесь интерпретируется как фундаментальное свойство всей природы, и что жизнь достигает своего духовного уровня вместе с формированием человеческого тела. Их, биологи, организменные установки были восприняты в натурфилософии и спроецированы на всю природу. Земля - целостный организм, наполненный неугомонной энергией преобразований, материя - отпечаток и осаждение духа, в нее бьет пульс полярных сил.
Для Л. Окена, одного из самых известных последователей Шеллинга, природа - невидимый дух, а дух - невидимая природа. Согласно Окену, все органы природы в целом содержатся в человеке, и поэтому он (человек) находится во всем. Окен стремится к единству природы на пути понимания единства человеческого тела, считая человека завершением развития природы и совершенным выражением ее организации. Пантеизм ведет Окена не только к одухотворению всей природы, но и к превращению ее в воплощение идей Бога. Идея организации природы означала, что ни хаос в природе, ни существование случайных процессов недопустимы. Для Окена Бог - это свет, данный человеку физически через эфир.
По мнению И.-Ф. Блюменбах, у природы есть влечение к формированию форм, которое находит свое выражение в биологическом росте, но также и в формировании формы, в развитии морфологических форм организмов и их внутренней структуры.
Величайший физик XIX века. Эрстед был известным натурфилософом. В своей книге Дух в природе (1849-1850) он развил понимание природы Шеллингом.
В русском естествознании защитником динамического атомизма Шеллинга был М.Г. Павлов, видевший в натурфилософии основы физики (так называемый основной его труд).
Натурфилософия Шеллинга была одним из истоков исторической геологии. Х. Стеффенс, норвежский геолог, связал с натурфилософией исторический подход как к геологическому развитию Земли, так и к развитию форм органической жизни, что привело к возникновению индивидуальности, воплощенной в человеке.
Со временем в развитии школы Шеллинга критика научного знания все больше нарастает, растет тяга к мистической, иррациональной интерпретации натурфилософии. Наиболее ярко эта линия представлена в творчестве Дж. Герреса, К. Эшенмайера, Ф. Баадера. Таким образом, Ж. Геррес видит в индивидуальном организме самообъективацию космического целого. Для него натурфилософия превращается в органомию, т. е. в описание форм органической жизни, построенной не с помощью рационального знания, а с помощью мифологических прототипов (свет и тьма, огонь и вода, мужское и женское начало). Согласно Эшенмайеру и Баадеру, от рационализма в натурфилософии следует перейти к вере в сверхъестественное, что для одного представлено в теологии, для другого - в теософии. Последователи шеллингианской натурфилософии укрепляют мистицизм и иррационализм, символизм в понимании как природы, так и душевной жизни человека, в частности сновидений и бессознательного, трактуя даже историю как органический процесс, рассматривая ее с точки зрения складывания целостности. общественно-политических норм, их совокупность.
Философия тождества
Философия тождества есть средоточие мировоззрения Шеллинга, предуказанное уже на предыдущих стадиях его философского развития и обусловливающее собой его мистическое завершение. Вместе с тем это самый туманный и малопонятный отдел его философии. Попытка связать и объединить основные идеи величайших философов в одно целое могла быть осуществлена лишь под покровом чрезвычайной абстракции и при помощи блуждающих понятий «субъект-объекта», «идеально-реального» и т. п.
Абсолютное тождество является у Шеллинга принципом, примиряющим два основных и вместе с тем противоположных воззрения: догматизм и критицизм. В первом природа признается независимой от познания; во втором она всецело понимается как продукт познания и вместе с тем теряет свою объективную реальность. И то, и другое воззрения заключают в себе истину.
В основе природы действительно лежит познание, но не относительное, человеческое, а абсолютное познание или, точнее, самопознание. В нём вполне уничтожается различие объективного и субъективного, идеального и реального, а потому это познание есть вместе с тем абсолютное тождество. Шелинг называет его также Разумом и Всеединством (All-Eine). Оно есть вместе с тем вполне законченное, вечное и бесконечное целое. Весь мир конечных вещей имеет свой источник в этом абсолютном тождестве, из недр которого он развивается в непрерывном самотворческом процессе.
Развитие мира идет по степеням дифференцирования объективного и субъективного. Объективное и субъективное присуще всем конечным вещам, как необходимые факторы. Они относятся друг к другу как взаимно отрицательные величины, а потому увеличение одного связано с уменьшением другого. Сущность каждой конечной вещи всецело определяется преобладанием того или другого фактора. Все конечные вещи образуют различные формы или виды обнаружения абсолютного тождества, содержащие определенные степени субъективного и объективного. Эти виды Шеллинга называет потенциями.
Мир есть градация потенций. Каждая потенция представляет в мире необходимое звено. Шеллинг различает два основных ряда потенций: один, с преобладанием субъективного, имеет идеальный характер, другой, с преобладанием объективного, -- реальный. Оба ряда в своей абсолютной величине совершенно одинаковы, но противоположны по возрастанию факторов идеального и реального. Шеллинг схематизирует эти ряды в виде двух противоположно направленных линий, исходящих из пункта безразличия; на концах этих линий помещаются полюсы объективного и субъективного обнаружения. В этом построении легко открыть излюбленную Шеллинг схему магнита. Каждая потенция есть обнаружение вечных идей абсолютного.
Идеи, как вечные единства в недрах абсолютного, Шеллинг уподобляет монадам. Такое же уподобление понятия монады платоновским идеям сделано было некогда самим Лейбницем. В понятиях идеи-монады-потенции, объединённых высшим принципом абсолютного тождества, Шеллинг пытается совместить философию Платона, Лейбница и Спинозы со своей натурфилософией. Весьма естественно, что философия тождества, представляя синтез идей трёх названных философов, являлась в то же время возобновлением мировоззрения Бруно, бывшего исторической ступенью от Платона к Спинозе и Лейбницу.
В честь его Шеллингом написан диалог «Бруно», представляющий видоизменение системы тождества. В «Бруно» принцип тождества характеризуется с несколько иных точек зрения. Совпадение идеального и реального в абсолютном приравнивается единству понятия и созерцания. Это высшее единство есть идея или мыслящее созерцание; в нём совмещаются общее и частное, род и индивидуум. Тождество созерцания и понятия есть вместе с тем тождество красоты и правды, конечного и бесконечного. Бесконечное или, что то же, абсолютное тождество представляет у Шеллинга идейное целое, лишенное какой бы то ни было дифференциации, но вместе с тем являющееся источником всего дифференцированного. Это та пучина бытия, в которой теряются всякие очертания и к которой относится насмешливое замечание Гегеля, что в ней все кошки серы.
Позитивная и негативная философия Шеллинга
Позитивная философия Шеллинга представляет, завершение его предыдущей негативной философии. Точка зрения, развитая Шеллингом, не имела специального литературного выражения и получила обнародование путем читанных в берлинском университете лекций, и кроме того -- в посмертном издании сочинений Шеллинга по оставленным им бумагам. Негативную философию Шеллинг определяет как рационалистическое мировоззрение, постигающее мир в понятиях разума.
Такой философией была его собственная система, а также идеализм Гегеля, представляющий, по его словам, лишь детальное развитие высказанных им идей. В противоположность ей положительная философия есть постижение мира не в его рациональной сущности, но в самом его реальном существовании.
Это постижение основывается уже не на рассудочной деятельности, а на процессах интуитивного характера, составляющих содержание религии. Поэтому-то положительная философия направляет свое внимание на те области человеческого сознания, в которых истина получается иррациональным путем, а именно на религиозно-художественное созерцание и откровение.
Соответственно этим двум источникам положительной истины, положительная философия состоит в философии мифологии и философии откровения.
Предметом её является, во-первых, теогонический процесс, и во-вторых, история самообнаружения Бога в человеческом сознании. Здесь Шеллинг в несколько видоизмененной и более туманной форме повторяет высказанную ранее теорию трёх основных моментов или потенций в бытии Бога.
Этим трем потенциям соответствуют три Лица божественной природы:
Из всех конечных существ один лишь человек находится в непосредственном взаимодействии с Богом. Взаимодействие это выражается в религии. Шеллинг отличает в религии подготовительную стадию, или мифологию язычества, и религию откровения, то есть христианство. Мифология есть природная религия, в которой религиозная истина раскрывается в естественном процессе развития, подобно тому как в естественном развитии природы постепенно обнаруживается её идейный смысл.
В мифологии Шеллинг различает три стадии, по степени преодолении периферической множественности многобожии центральным единством монотеизма. В религии откровения, главным лицом которой является сам Христос, Шеллинг также видит три стадии:
-
предсуществование
-
вочеловечение
-
примирение
Такую же тройственность устанавливает Шеллинг по отношению к историческому развитию христианства, образующего три эпохи по именам главных апостолов.
-
Первая эпоха, Петра, знаменует собой внешнее и насильственное единство церкви.
-
Эпоха Павла разрывает это единство и вносит в христианство дух свободы.
-
Будущая эпоха Иоанна восстановит потерянное единство на почве свободы и внутреннего просветления.
Пётр — по преимуществу представитель Бога Отца, Павел — Сына, Иоанн — Духа. Положительная философия Шеллинга представляет, в сущности, не что иное, как философию религии. Её отличие от непосредственно предшествовавших ей исследований об отношении мира к Богу состояло лишь в том, что в них религиозные вопросы решались главным образом на почве чисто философской спекуляции, тогда как в положительной философии философское исследование включает в себя содержание исторических религий и дает этому содержанию рациональное истолкование и форму.
Значение философии Шеллинга
Значение философии Шеллинга состоит в проведении той мысли, что в основе мира лежит живой идейный процесс, имеющий свое правдивое отражение в человеческом познании. Мысль эта является отчасти видоизменением основного положения рационализма XVII и XVIII вв. о тождестве логических и реальных отношений. Однако обоснование и развитие её имеет у Шеллинга весьма существенные отличия. Разум и внешняя действительность, хотя и находятся у рационалистов во взаимном соответствии, но реально чужды друг другу и являются согласованными лишь через посредство Бога. У Шеллинга разумность (или идейность) и реальность взаимно проникают друг друга, вследствие чего акт познания является естественным обнаружением этого природного тождества. При этом понятие свободы имеет у Шеллинга гораздо более широкое применение, чем у рационалистов.
Идеализм Шеллинга не может также считаться упраздненным через идеализм Гегеля, от которого он отличается большей жизненностью. Если в детализации понятий, в более строгом и отчетливом их обосновании абсолютный идеализм, несомненно представляет шаг вперед по сравнению с несколько туманным идеализмом Шеллинга, то последний остался зато совершенно свободным от коренной ошибки Гегеля, состоящей в сведении реального без остатка на идеальное. Реальное у Шеллинга только содержит в себе идеальное, как свой высший смысл, но обладает, кроме того, иррациональной конкретностью и жизненной полнотой. Отсюда у Шеллинга является вполне понятным уклонение существ от абсолютных норм разумности и добра. Вообще теория происхождения зла и его отношения к Богу является одним из наиболее ценных и глубоко продуманных отделов системы Шеллинга, имеющим непреходящее значение для философии религии.