СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Формирование экологического воспитания школьников».

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Формирование экологического воспитания школьников».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тагнинская основная общеобразовательная школа»








Доклад на тему


«Формирование экологического воспитания школьников»











Выполнила

Третьякова Юлия Васильевна

Учитель начальных классов





















Обострение взаимоотношений человека, общества и природы в 20-21 веке поставило много вопросов и проблем, которые требуют быстрого решения.

Экологические вопросы, проблемы охраны окружающей среды, определяются таким образом – «Быть или не быть человеку, обществу в целом».

Детское экологическое воспитание – это воспитание и образование нашим общим домом - Природой, еще лучше – в природе. Достаточно оглянуться вокруг и видно «как на ладони» - наше экологическое бескультурье, наша экологическая неграмотность. Дети должны учиться любви к природе через прямое общение, восприятие ее красоты и многообразия; учиться сопереживать ее бедам через восприятие отрицательной человеческой деятельности; и наконец, учиться грамотно защищать и бороться за ее сохранение через практическую общественную деятельность.

На базе нашей школы для детей ведется экологический кружок «Эколучик». Вот уже много лет экологическое воспитание детей формируют такие качества личности, интеллекта, такие знания, как основы правомерной деятельности, самостоятельность, мышление, духовные ценности, мировоззренческую и гражданскую позицию, гражданскую активность, экологическую этику.

Восхищение Природой, сохранение ее, сострадание к ней – вот основная концепция детского экологического воспитания и образования нашей школы.

Основной задачей работы школы, является формирование у детей умения решать экологические задачи, формирование установки на разумное решение больших и малых проблем, преодоление потребительского отношения к природе, формирование экологической культуры, как общей системы национального и общественного воспитания всех слоев населения.

Нужно чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки по их последствиям, то есть оценивать настоящее в свете будущего.

Формирование экологического сознания – лестница, соединяющая в единый союз землю, небо и человека.

«Не убей птичку, посади деревце, помоги слабому – все это воспитание доброты, тонкой душевной отзывчивости, без которой нет истинного сыновнего чувства, любви к Родине» Г.Мальцев.

Учитель должен помочь детям познать природу своего края, увидеть ее красоту, сформировать экологическую культуру, чувство ответственности за сбережение, приумножение, разумное использование природных ресурсов, на основе знаний о единстве живой и неживой природы. Сформировать «угрызение совести» в случае нанесения им вреда природе в процессе жизни и труда.

Поэтому работа по экологическому воспитанию и обучению подрастающего поколения нужно проводить постоянно и общими усилиями, на протяжении всей жизни человека- в детском саду, в школе, в семье.

Хотелось бы поделиться результатами работы школы в данном направлении и показать некоторые работы детей.

Рассказ- эссе

«Моя Тагна- самая лучшая».

Я живу в удивительном и красивейшем уголке нашей России деревне Тагна. Наша деревня находится в водоразделе двух рек Оки и Тагны, в 70-ти километрах от гор Восточные Саяны и в 60-ти километрах от железнодорожной станции посёлка Залари.

Село моё богато историческим прошлым. Годом основания Тагны считается 1750 год. Первыми поселенцами были буряты. Точное название не установлено, но часть названия «Таг» - означает горная. Старожилы утверждают, что Тагна по-бурятски переводится как – «яма», «котловина». Бурятские семьи, кочующие со своими стадами, жили за рекой у горы в юртах. Они занимались рыболовством и охотой. Первые поселенцы, увидев, что здесь много леса, лугов, воды стали строить себе дома на берегу реки. Первый дом построил Багров. Дома в селе раскинулись вольно, по-сибирски, на просторах тагнинской земли. Старые постройки 1905 года в хорошем состоянии (у Нитяжук М. Н., Попкович Е.Г., Главацкого и др.). Самая известная фамилия в селе это – Сухаревы. Множество строений из добротного материала. Единственным сохранившимся архитектурным памятником является больница. Это крупный больничный комплекс, сохранивший свою первоначальную композицию без значительных утрат и перестроек. Комплекс был построен во время русско-японской войны в 1910 году, когда в селе и близких заимках проживало 3.500 душ. Во время Великой Отечественной войны в госпиталь привозили раненых. Площадка комплекса ровная, открытая, в центре ее разрослась аллея из лиственниц, сосен, вдоль забора постройки посажены ели. Все постройки выполнены в едином стиле, характерном для переселенческих сел двадцатого века. В настоящее время в одном из зданий открыт музей «Военный госпиталь»

Над плавным зеркальным изгибом реки с диким именем Тагна раскинулось село. Река окружила селение, оберегая его с разных сторон от пришельцев. Там, где голубая лента реки, раскинулся плотной стеной изумительной красоты лес. От чистоты воздуха смотрится он живописно, четко светятся белоствольные березки, темно – зеленые могучие ели и пышные кроны сосен. Волнует он сердце маленького человечка и заставляет преклоняться перед его величием и красотой ни одного местного жителя, а и всякий приезжий это чувствует.

Величаво и гордо несут свои воды две сестры: строптивая Тагна и непредсказуемая Ока. В 2001 году реки показали свой норов, поднялись до четырёх метров и затопили село. Пострадали люди, животные, постройки. В прошлом столетии реки использовались для сплава леса. На берегах рек жизнь била ключом. В1890 году на карте Российской Империи обозначилась Тагнинская волость, центром которой объявлена была Тагна. Это бывший крупнейший центральный административный, торговый и промышленный пункт. Здесь были мельницы, маслозаводы, дуботолка, кожевенный завод, винополка, чайная, базар, тюрьма – каталажка, табачная изба (библиотека), пекарни, пожарная каланча с колокольней и конным двором, бондарка, церковь Пятницкая, церковно – приходская школа, магазины, колбасный завод, аптека, ветеринарная лечебница и другие объекты.

Тагну питают многочисленные родники и подземные воды. К сожалению, из-за активной и варварской вырубли лесов речки обмелели. Особую ценность представляют артезианские подземные воды. Раньше, по словам наших дедушек и бабушек, за больницей вода фонтанировала на 30 метров в высоту. Сейчас источник успокоился и медленно выпускает свою драгоценную живую водичку. Про этот источник рассказывает в книге «Как пройти сквозь стену» наша землячка - писательница Анна Васильевна Ершова: «…ручей этот не простой, священный. Вытекает из родника. Вода в нём целебная, живая ….вода лечит только возле родника, дальше она теряет целебную силу ,а для питья вкуснее нет…».

На правом берегу Тагны возвышаются две горы с простыми названиями «Скала» и «Тёплая». Выступ пород из песчаника, гранита, полуразрушенного от времени и выветривания, круто навис над рекой. Вид со Скалы на деревню впечатляющий! Ровные улицы с милыми и красивыми домиками, с правильными формами огородов и речка, изгибаясь, не торопясь несёт свои воды в Оку.

На другом конце деревни, на том же берегу, на середине излучины высится гора Тёплая. Почему тёплая? Существуют разные версии. Старожилы говорят, что внутри горы горит либо уголь, либо нефть, поэтому от внутреннего тепла здесь раньше тает снег и зеленеет трава. Интересно, что на этой горе лес почти не растёт, зато трава высотой до метра. И ещё имеется яма, откуда идёт запах бензина.

Я не была за границей и о своей России я знаю из учебников, телепередач, фильмов, но я знаю и восхищаюсь своей малой Родиной -это моей самой лучшей деревней на свете. Не умею красиво сказать и выразить свои чувства, но скажу словами из песни местной жительницы Сайфулиной Г.П.: «Тагна-как музыка звучит, Тагна – сердечко так стучит, Тагна – родные все места, Тагна – ты, Родина моя!».

Тагна живёт и покоряет гостей своей необыкновенной красотой восточносибирской природы и щедростью местных людей уже 267 лет. Пусть не кончается этот долгий путь сибирской деревни. Процветания ей, побед, много солнечных и удачных дней на её календаре в будущем.

Хочется закончить свой рассказ стихами местного краеведа и журналиста Анатолия Тимченко:

Такая, ты одна на белом свете,

Другой Тагны никто нигде не знает.

Растут, в большую жизнь уходят дети.

Дорогу к дому пусть не забывают.

Пусть помнят, только дом поддержит силы.

Где б не был, в ближней, в дальней стороне,

Пусть знают, вся Великая Россия

Уместится, и в сердце и в Тагне!

(автор Зезюля Лидия)



ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА «Экобумеранг»:

Покормите птиц зимой

Нынешняя зима была для птиц очень холодной. Чтобы предотвратить их массовую гибель, в школе была объявлена акция «Покормите птиц зимой». В акции приняли участие немногие учащиеся. У многих ребят уже имеются кормушки. Самыми активными участниками стали начальные классы. Первое место за оригинальную кормушку получила ученица 3 класса Варшавская Ульяна, 2 место – Яковлева Виктория. Хорошие кормушки получились у Богомазовой Полины и Великого Ярослава, ученика 4 класса. Выжившие пернатые принесут в наступающем летнем сезоне большую пользу в наших садах и огородах.

(автор: Мочернюк Михаил)


Наше путешествие

В зимние каникулы мы ходили на Тёплую гору. Путь наш был нелёгок !!! Сначала, по дороге на гору, мы решили сделать доброе дело. Прихватив дома лопаты, мы «со скоростью света» почистили придворовую территорию дяди Миши Сидорко. А после этого нам пришлось попотеть по полуметровому сугробу вверх. Но это было весело, хоть и тяжело.

Самыми первыми достигли вершины горы Миша и Диана. Вид с горы превосходный! Гора со всех сторон открыта ветру, и мы замерзли. Не долго думая, мы разожгли костёр, пожарили картошку и сало. Какой-то добрый человек соорудил на горе стол и скамейки. Расположились за столом, погрелись горяченькой и вкусной картошкой с салом. Хотели нарядить ёлочку в честь Рождества, но, к сожалению, на горе были могучие и величественные сосны и берёзы.

Поход наш закончился катанием с горки. Это было здорово! День прошёл великолепно!!!

(автор: Кривоногов Николай)


Школьники гордятся своим участием в настоящем деле. Главное в том, что дети учились познавать и применять знания неразрывного единства человека. Особенность знаний в том, что они анализируют, расширяют знания о полученной картине мира, анализируют конкретное отношение человека к окружающему миру, развивают навыки комплексной оценки результатов труда, умение прогнозировать экологические последствия в том числе в результате своего личного поведения или поведения товарищей.

Все навыки, знания, чувства, убеждения, которые формируются во время собственных дел, направлены на сохранение среды для жизни человека. Это единственное место, где дети выступают в роли воспитателей, пропагандируют экологические нормы и правила, в том числе и среди взрослых.

Одной из форм работ по экологическому воспитанию детей является организация экологических субботников. Важное значение которых заключается не только в выполнении определенной работы, но и пробуждении у школьников интереса к природе, желание принимать участие в ее охране.

Перед проведением экологического субботника провели ряд мероприятий. Ученики изготовили и развесили объявления в деревне о дате, месте и условиях проведения. Приглашены были все организации и жители Тагны на уборку деревни от мусора. Администрация Моисеевского сельского поселения выделила трактор в помощь волонтерам. В акции принимали участие все школьники и их родители, все организации Тагны. После проведения субботника дети были счастливы, они своими руками очищали места отдыха, восстанавливали красоту природы.

Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик Земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц растений.

Фундаментом для понимания проблем развития и охраны окружающей среды является базовое экологическое образование, так как мы живем в эпоху экологического кризиса.

Мы – частица планеты, ее судьба в наших руках. Спасти землю можем только мы!

Земля не рабыня наша, а мать

Солнце не отчим наш, а отец наш родной

Леса – наши братья, реки – сестры

Дожди, ветра, снега – должны быть добрыми гостями

А мы на своей планете, не временные жители, а мудрые хозяева.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!