СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему : "Формирование метапредметных компетенций в условиях современного образования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад   подготовлен для  выступления  на  августовской конференции   педагогических работников   на секции  учителей  технологии  и искусства

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему : "Формирование метапредметных компетенций в условиях современного образования"»

"Формирование метапредметных компетенций в условиях современного образования"(выступление на августовской конференции)

Подготовила учитель технологии Шуманской ООШ Биттова Людмила Ивановна.

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципа метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, предметом оценки деятельности ученика, учителя и образовательного учреждения теперь являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты освоения основной образовательной программы.

Метапредметный подход в образовании – это вовлечение ученика в мыслительный процесс, направленный на самостоятельную постановку проблемы, поиск способов и методов её решения, применения этих методов на практике.

Метапредметные результаты включают освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных и познавательных, коммуникативных).

Регулятивные универсальные учебные действия организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль; коррекция; оценка, волевая саморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие; выражать свои мысли.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Метапредметными результатами освоения «Технология» являются:

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

– определение способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

– выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

– диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям и т.д.

Содержание методики обучения технологии, способствующей формированию метапредметных результатов обучающихся, основывается на системно-деятельностном подходе.

Суть деятельностного подхода заключается в том, что обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной образовательной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт практико-ориентированной деятельности и осваивают систему знаний по данному предмету. При этом главное – происходит освоение всего комплекса универсальных учебных действий (УУД), определенных стандартом, и умение, способность учиться в целом, готовность к постижению нового..

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии

. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Метапредметный урок -  это урок, на котором...

происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.

- обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно,  деятельностных единиц содержания.

"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант).

Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.

- школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.

- ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт.

- ученик осваивает способы, даже не деятельности – ЖИЗНИ.

С помощью метапредметного урока и внеурочной деятельности:

происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;

- обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;

- можно подготовить ребенка к реальной жизни; 

- учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на уроке (или вообще деятельности)  по восстановлению генезиса того или иного понятия, этот процесс можно сравнить с созданием алгоритма решения проблемы: провели доказательство какого-либо факта, затем составили алгоритм своей деятельности "для будущих поколений"; 

- вся сложность мира представляется через изучаемый предмет.

Основными признаками метапредметного урока и внеурочной деятельности являются:

Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся

- Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.

- Активизация интереса и мотивации обучения учащихся.

Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям.

Целеполагание как обязательный элемент урока.

Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Блез Паскаль.

формирование целостности восприятия картины мира;

- проблемный и исследовательский подход, познание в сравнении;

- развитие монологической речи, коммуникативных навыков;

- "поучение" на примере, работа по алгоритму;

- моделирование;

умение черпать информацию из всего.

- взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики

-"присвоение" открытия в процессе познания

- мировоззренческая составляющая (знание "встраивается" в опыт)

Метапредметный подход обеспечивает переход от практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Метапредметные умения

- это надпредметные умения, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов,

это обобщённый способ действий, который позволяет самостоятельно организовать образовательный процесс, включающий в себя элементы алгоритмизации и рефлексию действий.

"Жизнь на уроке должна стать подлинной… и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться

Использование образовательных технологий на уроках и внеурочной деятельности, развивающих метапредметные умения :

- Проектная деятельность

- Личностно–ориентированные технологии обучения.

- Интерактивная методика.

- Интегративная технология   

- Технология организации групповой работы.

- Игровая технология.

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. Использование метода творческих проектов играет ключевую роль в достижении метапредметных результатов. Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

Что такое проект – это шесть «П»:

  • проблема;

  • проектирование;

  • поиск информации;

  • продукт;

  • презентация;

  • портфолио.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Для освоения универсальных учебных действий необходимо подготовить учеников к самостоятельной работе. Подготовку можно реализовать в рамках постоянного усложнения учебных проектов, а для этого нужно постепенно вводить умения и навыки, необходимые для организации самостоятельного добывания знаний.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов на уроках технологии является защита итогового индивидуального проекта.

Василий Александрович Сухомлинский говорил, что детство - это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися.