"Формирование метапредметных компетенций в условиях современного образования"(выступление на августовской конференции)
Подготовила учитель технологии Шуманской ООШ Биттова Людмила Ивановна.
Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципа метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, предметом оценки деятельности ученика, учителя и образовательного учреждения теперь являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты освоения основной образовательной программы.
Метапредметный подход в образовании – это вовлечение ученика в мыслительный процесс, направленный на самостоятельную постановку проблемы, поиск способов и методов её решения, применения этих методов на практике.
Метапредметные результаты включают освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных и познавательных, коммуникативных).
Регулятивные универсальные учебные действия организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль; коррекция; оценка, волевая саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие; выражать свои мысли.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Метапредметными результатами освоения «Технология» являются:
– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
– определение способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
– выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
– диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям и т.д.
Содержание методики обучения технологии, способствующей формированию метапредметных результатов обучающихся, основывается на системно-деятельностном подходе.
Суть деятельностного подхода заключается в том, что обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной образовательной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт практико-ориентированной деятельности и осваивают систему знаний по данному предмету. При этом главное – происходит освоение всего комплекса универсальных учебных действий (УУД), определенных стандартом, и умение, способность учиться в целом, готовность к постижению нового..
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии
. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Метапредметный урок - это урок, на котором...
- происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.
- обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания.
"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант).
Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.
- школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.
- ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт.
- ученик осваивает способы, даже не деятельности – ЖИЗНИ.
С помощью метапредметного урока и внеурочной деятельности:
- происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;
- обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;
- можно подготовить ребенка к реальной жизни;
- учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на уроке (или вообще деятельности) по восстановлению генезиса того или иного понятия, этот процесс можно сравнить с созданием алгоритма решения проблемы: провели доказательство какого-либо факта, затем составили алгоритм своей деятельности "для будущих поколений";
- вся сложность мира представляется через изучаемый предмет.
Основными признаками метапредметного урока и внеурочной деятельности являются:
- Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся
- Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.
- Активизация интереса и мотивации обучения учащихся.
Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям.
Целеполагание как обязательный элемент урока.
Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Блез Паскаль.
формирование целостности восприятия картины мира;
- проблемный и исследовательский подход, познание в сравнении;
- развитие монологической речи, коммуникативных навыков;
- "поучение" на примере, работа по алгоритму;
- моделирование;
умение черпать информацию из всего.
- взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики
-"присвоение" открытия в процессе познания
- мировоззренческая составляющая (знание "встраивается" в опыт)
Метапредметный подход обеспечивает переход от практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Метапредметные умения
- это надпредметные умения, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов,
– это обобщённый способ действий, который позволяет самостоятельно организовать образовательный процесс, включающий в себя элементы алгоритмизации и рефлексию действий.
"Жизнь на уроке должна стать подлинной… и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться
Использование образовательных технологий на уроках и внеурочной деятельности, развивающих метапредметные умения :
- Проектная деятельность
- Личностно–ориентированные технологии обучения.
- Интерактивная методика.
- Интегративная технология
- Технология организации групповой работы.
- Игровая технология.
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. Использование метода творческих проектов играет ключевую роль в достижении метапредметных результатов. Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
Что такое проект – это шесть «П»:
проблема;
проектирование;
поиск информации;
продукт;
презентация;
портфолио.
Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Для освоения универсальных учебных действий необходимо подготовить учеников к самостоятельной работе. Подготовку можно реализовать в рамках постоянного усложнения учебных проектов, а для этого нужно постепенно вводить умения и навыки, необходимые для организации самостоятельного добывания знаний.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов на уроках технологии является защита итогового индивидуального проекта.
Василий Александрович Сухомлинский говорил, что детство - это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися.