ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №1 г. Саратова»
ДОКЛАД
Формирование произносительной стороны речи
глухих учащихся на музыкально-ритмических занятиях.
Подготовила учитель Якушевич Н. И.
2021 – 2022 учебный год
Важный раздел обучения на музыкально-ритмических занятиях — совершенствование произносительной стороны устной речи учащихся. Учитель постоянно побуждает их к внятной выразительной речи, наиболее полной реализации своих произносительных возможностей. Кроме того, он осуществляет специальную работу над произношением при декламации песен, инсценировании музыкальных сказок, а также при проведении специальных упражнений, направленных на автоматизацию произносительных умений и навыков (с использованием фонетической ритмики).
В процессе обучения реализуется дифференцированный подход к учащимся, учитывающий состояние слуховой функции, уровень речевого развития, навыков восприятия и воспроизведения устной речи каждого ученика.
На музыкально-ритмических занятиях проводится целенаправленная работа по развитию у учеников речевого дыхания — длительного выдоха, умения правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно, на одном выдохе слова и короткие фразы, а также делить фразы на синтагмы. Дети учатся делать короткий вдох и длительный плавный выдох.
На занятиях закрепляются умения учеников правильно воспроизводить звуковую структуру речи при реализации концентрического метода обучения с применением сокращенной системы фонем. При этом отрабатываемый звук сначала находится в наиболее удобной для него позиции, а затем в различных позициях (в сочетании с разными гласными в начале, середине, конце слова, а также в стечениях согласных. На одном занятии целесообразно отрабатывать звук только в одной позиции.
Большое внимание уделяется работе над словом и фразой. У детей закрепляются умения произносить слова слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав (точно или приближенно, с использованием регламентированных замен), соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения. Работа над фразой включает развитие умений воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы), соблюдая ритмическую и, по возможности, мелодическую структуру.
Важное значение придается развитию у учащихся ритмико-интонационной структуры речи (слухового и слухо-зрительного восприятия и воспроизведения основных интонационных структур): слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного; модуляции голоса по силе (нормальный, более громкий, более тихий) и высоте (нормальный, более высокий и более низкий, базовые мелодические модуляции голоса — ровная интонация, повышение и понижение в пределах естественного голосового диапазона); словесное ударение; логическое и синтагматическое ударения во фразе, мелодическая структура фраз; темп речи (нормальный, быстрый, медленный).
Ведется целенаправленная работа по развитию у детей умений передавать повествовательную, побудительную, вопросительную интонацию, придавать речи определенную эмоциональную окраску, выражая чувства радости, испуга, боли, гнева и др. Отработка элементов интонации проводится на речевом материале (слова, словосочетания, фразы, небольшие тексты диалогического характера, стихотворные чистоговорки, а также слоги, слогосочетания), звуковой состав которого дети воспроизводят правильно или с заменами, соответствующими концентрическому методу. Важное значение придается использованию материала, включающего звуки, которые необходимо автоматизировать в речи учеников.
Совмещение работы по автоматизации звуков и их сочетаний в словах и фразах с одновременным усвоением речевых интонационных структур позволяет добиться более естественного звучания речи глухих. При отборе фраз учитывается необходимость использования разных интонационных конструкций. Применение диалогов содействует более осознанному восприятию и воспроизведению глухими детьми речевой интонации. Широко используют стихи, скороговорки и др.
Выразительность речи учеников достигается не только за счет специальной работы по формированию речевых средств, но и в процессе обучения естественной манере речи, умению пользоваться при передаче речевой информации соответствующими неречевыми средствами коммуникации: выражением лица, позой, пластикой, естественными жестами.
Ученики постоянно побуждаются к эмоционально окрашенной речи, упражняются в произношении одного и того же речевого материала (фраз, слов, слогосочетаний, слогов, а также небольших текстов, стихов) по-разному: например, грозно, как медведь; весело, как зайка; спокойно, плавно, как мама, убаюкивающая ребенка; легко и быстро, как птичка.
В процессе работы над ритмико-интонационной структурой речи детей применяют целенаправленное их вслушивание в речевую интонацию, обучение различению и опознаванию на слух ритмико-мелодических элементов речи, моделирование движениями отдельных элементов интонации и интонационной структуры фраз.
Широко используются речевые упражнения под музыку. Близость сенсорной основы музыкальной и речевой интонаций позволяет предположить, что развивающиеся у учеников возможности восприятия элементарных музыкальных структур содействуют повышению слухового внимания к речевой интонации, более осознанному вслушиванию в ее структуры.
Рассмотрим содержание работы по автоматизации произносительных навыков с использованием фонетической ритмики на музыкально-ритмических занятиях.
В подготовительном классе у детей развивают умения правильно пользоваться речевым дыханием, слитно произносить слогосочетания с постепенным их наращиванием до 4—5 слогов, слова и короткие фразы (из 4—5 слогов). Закрепляется воспроизведение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, сохраняя одинаковую высоту тона на разных гласных, а также согласных, произносимых с голосом (м,н,в,л,р); восприятие на слух и воспроизведение модуляций голоса по силе (нормальный—громкий—тихий), сохраняя нормальную высоту и тембр. Напомним, что работу над модуляциями голоса можно начинать только после того, как у ученика сформирован голос нормальной высоты, силы и тембра.
У первоклассников закрепляется слитное воспроизведение слогосочетаний (для сочетаний взрывного и гласного типа папа... до 8—10, для сочетаний фрикативного и гласного типа саса... до 4—6), слов и коротких фраз (состоящих из 6—8 слогов). Проводится работа по развитию голоса нормальной высоты, силы и тембра, умений изменять голос по силе (нормальный—громкий—тихий—шепот) и по высоте (нормальный—более высокий—более низкий в пределах естественного диапазона), сохраняя нормальный тембр. Дети воспринимают на слух и воспроизводят элементы ритмико-интонационной структуры речи (слитно и раздельно слогосочетания, синтагматическое членение фразы, кратко и долго гласные звуки, выделение ударного гласного в ряду слогов, ударения в двух-, трехсложных словах, логического и синтагматического ударений во фразе; передача в речи повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации). Закрепляется правильное воспроизведение в речевом материале усвоенных звуков и их сочетаний.
Общие требования к речи учеников включают произнесение речевого материала достаточно внятно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в темпе, приближающемся к нормальному, передачу радости, растерянности и др. (по подражанию учителю и самостоятельно), использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации — соответствующего выражения лица, позы, пластики (по подражанию учителю и самостоятельно); произнесение слов слитно, с ударением (по подражанию учителю, графическому знаку и самостоятельно), реализуя возможности соблюдения их звукового состава (точно или приближенно, с использованием регламентированных замен), соблюдая орфоэпические правила (по подражанию учителю, надстрочному знаку и самостоятельно); произнесение коротких фраз слитно, деление фраз на синтагмы, выделение логического и синтагматического ударения (по подражанию учителю и самостоятельно).
Во втором классе ведется работа над слитным воспроизведением слогосочетаний с постепенным их наращиванием до 8—10, а также слов и коротких фраз (состоящих из 8—10 слогов), делением более длинных фраз паузами на синтагмы. Важное значение придают развитию голоса нормальной высоты, силы и тембра, восприятию на слух и воспроизведению модуляций голоса по силе (постепенное усиление: тихо—громче—громко, ослабление голоса: громко—тише—тихо) и высоте (базовые мелодические модуляции голоса в пределах его естественного диапазона: ровная интонация, повышение от среднего уровня, понижение от высокого и среднего уровней). Дети овладевают восприятием на слух и воспроизведением элементов ритмик интонационной структуры речи: синтагматическое членение фразы, ударение в двух-, трех-, четырехсложный словах и фразовое ударение, изменение темпа речи (нормальный—медленный—быстрый), изменение силы голоса (нормальный—громкий—тихий—шепот) в зависимости от требований учителя, расстояния до собеседника, размера помещения, необходимости соблюдать тишину; передают в речи повествовательную, восклицательную и вопроси' тельную интонации (самостоятельно по графическому знаку — точка, восклицательный знак, вопросительный знак). У учащихся закрепляются сформированные умения воспроизведения звуковой структуры речи.
Ученики третьего класса должны говорить достаточно внятно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, по возможности в нормальном темпе, передавать в речи повествовательную, восклицательную и вопросительную интонации (самостоятельно по графическому знаку — точка, восклицательный знак, вопросительный знак), различные эмоциональные оттенки высказывания, самостоятельно использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, пластики). У них закрепляются умения произносить слова: слитно, с ударением (по графическому знаку и самостоятельно), реализуя возможности соблюдения звукового состава, соблюдая орфоэпические правила (по надстрочному знаку и самостоятельно). Фразы, включающие до 8—10 слогов, дети говорят слитно, более длинные фразы делят на синтагмы (по подражанию учителю и самостоятельно), выделяют логическое и синтагматическое ударения (по подражанию учителю и самостоятельно), по возможности соблюдают мелодический контур фраз (по подражанию учителю и самостоятельно).
Работа по автоматизации произносительных навыков учащихся четвертых и пятых классов включает закрепление слитного воспроизведения слогосочетаний с постепенным их наращиванием до 10—12, слов и фраз (до 10—12 слогов), голоса нормальной высоты, силы и тембра. У детей развивается восприятие на слух и, по возможности, воспроизведение базовых мелодических (высотных) модуляций голоса в пределах его естественного диапазона при сохранении нормальной силы и тембра (ровная интонация, повышение и понижение от высокого и среднего уровней). Закрепление у учеников умений восприятия на слух и воспроизведения элементов ритмико-интонационной структуры речи включает работу над изменением темпа речи (постепенное замедление и убыстрение); ударением и двух-, трех-, четырех- и пятисложных словах; синтагматическим членением фразы, логическим и синтагматическим ударением, по возможности, мелодической структурой фразы. Дети передают в речи повествовательную, восклицательную и вопросительную интонации. Закрепляется правильное воспроизведение в речевом материале звуков и их сочетаний, проводится работа по предупреждению возможных отклонений от нормального произнесения родственных по артикуляции звуков в слогах, словах, фразах.
Общие требования к речи учеников 4-—5 классов включают произнесение речевого материала внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, передачу в речи повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации, различных эмоциональных оттенков высказывания — радости, огорчения, растерянности, испуга, а также значений предельно высокой степени признака, действия, состояния, самостоятельный выбор адекватных неречевых средств коммуникации (выразительной мимики, позы, пластики, естественных жестов, сопровождающих речь (в рамках речевого этикета); произнесение слов слитно, с ударением, реализуя умения воспроизведения их звукового состава, соблюдая орфоэпические правила; правильное произнесение новых слов, руководствуясь надстрочными знаками; произнесение фраз слитно (до 10—12 слогов), деление фраз на синтагмы, выделение логического и синтагматического ударения, по возможности, соблюдение мелодического контура фраз.
В работе над произношением необходимо соблюдать преемственность между музыкально-ритмическими и индивидуальными занятиями, уроками по общеобразовательным предметам и внеклассными занятиями. Поэтому для музыкально-ритмических занятий отбирается прежде всего тот материал, который необходимо закрепить в речи учеников: они произносят его обычно правильно, но иногда ошибаются. Например, у детей наряду с правильным воспроизведением звука ф в словах и фразах отмечается иногда озвончение — вместо звука ф звучит в (т.е. слова кофе, форма произносятся правильно, а конфета, туфли как «конвета», «тувли»). В этом случае надо закрепить правильное произношение звука ф изолированно, в звукосочетаниях, словах и фразах, а также провести работу по дифференциации звуков ф и в. В текущую работу включается только тот речевой материал, при воспроизведении которого у детей не отмечается устойчивой ошибочной артикуляции.
В занятия также входят упражнения, направленные на предупреждение распада нестойких навыков. Например, известно, что правильное воспроизведение свистящих, шипящих звуков в речи глухих детей неустойчиво. Поэтому, если даже ученики правильно воспроизводят эти звуки в словах, целесообразно периодически проводить упражнения, включающие речевой материал с ними.
При планировании работы над произносительной стороной речи учитываются состояние произношения учащихся класса, программные требования, необходимость обеспечения преемственности в работе разных организационных форм обучения устной речи.
Речевой материал подбирается с учетом необходимости и употребительности в устном общении на уроках и во внеурочной деятельности детей, уровня развития речи учащихся, а также фонетических задач занятия; включает слова, словосочетания, фразы, а также слоги, слогосочетания, звуки. На занятиях используются небольшие диалоги, представляющие типичные ситуации общения школьников, стихи, чистоговорки.
Приведем примеры диалогов, используемых в первом классе при работе над звуком м.
- Дай бумагу.
- Возьми бумагу.
- Где альбом?
- Альбом?
- Да, альбом.
- Там.
А вот примеры русских народных потешек, чистоговорок, фрагментов стихотворений, включающих слова со звуком ш.
Петушок, петушок!
Выгляни в окошко!
Дам тебе горошка!
Тише, мыши,
Тише, мыши,
Кот сидит на нашей крыше!
Мышка, мышка, берегись!
И коту не попадись!
На занятиях широко используются рифмованные упражнения, отработка которых содействует правильному воспроизведению фраз, включенных в диалог. Например, при работе над диалогом
- Мама дома?
- Да, мама дома.
- Папа дома?
- Да, дома.
Рифмованные упражнения желательно отрабатывать не только с использованием фонетической ритмики, но и под музыкальное сопровождение, передавая в импровизированной мелодии повышение и понижение голоса, соответствующее интонационной структуре каждой фразы (мелодия исполняется в I октаве в таком диапазоне, который соответствует голосам большинства учеников класса).
В процесс работы над произношением на музыкально- ритмических занятиях реализуют аналитико-синтетический концентрический полисенсорный метод обучения произношению.
Важное значение придают образцу речи учителя, которая должна быть естественной, выразительной, эмоциональной. Учитель говорит голосом разговорной громкости, в нормальном темпе, соблюдая все требования к произношению. Утрированная артикуляция исключается.
В процессе работы над произношением на музыкально- ритмических занятиях используются прежде всего приемы подражания речи учителя, воспринимаемой учениками слухо-зрительно и только на слух, целенаправленное развитие у учащихся слухового восприятия отрабатываемых речевых структур.
Широко используется фонетическая ритмика. В упражнениях с использованием приемов фонетической ритмики движения корпуса тела, головы, рук и ног сочетаются с произнесением определенного речевого материала.
Важно, чтобы дети хорошо видели учителя. Ученики стоят, сидят или двигаются в основном по кругу. Они многократно проговаривают речевой материал, сопровождая его соответствующими движениями.
Для того чтобы дети точно воспроизводили движения, их надо потренировать в этом, а затем уже соединять движения с речью.
Характер движений (напряженность, сила, длительность, плавность или отрывистость и др.) должен соответствовать произносимому речевому материалу.
Важно использовать разные движения, содействующие правильному воспроизведению определенного элемента речи. Например, произнесение звука а сопровождается различными движениями рук, ног (сидя на полу), моделирующими то, что звук открытый, но обязательно свободными, плавными, продолжительными по времени, ненапряженными.
Ученики произносят речевой материал сопряженно с учителем, отраженно и самостоятельно, с движениями и без движений.
Ученики воспринимают речь учителя слухо-зрительно. При этом отрабатывается восприятие фраз, слов, звуков и их сочетаний, элементов интонации только на слух. Например, учитель говорит: «Послушайте. Я говорю громко: «па-па-па-па-па». Дети слушают, затем повторяют упражнение сопряженно с ним, с соответствующими движениями. Далее учитель сообщает школьникам: «Послушайте. Я говорю тихо: «па-па-па-па-па». Ученики слушают, потом повторяют сопряженно с ним, с соответствующими движениями. И наконец учитель предлагает: «А теперь узнайте сами, как я говорю: громко или тихо?» Закрыв лицо экраном, он произносит слогосочетание с разной силой голоса (например, громко—тихо—тихо—громко—тихо). Дети, прослушав, каждый раз определяют силу голоса и самостоятельно повторяют ее с движениями и без движений.
Другой пример: при работе над логическим ударением учитель предлагает детям послушать фразу и определить главное слово. Ученики воспринимают фразу на слух, определяют место логического ударения, а затем воспроизводят его во фразе.
Гласные звуки
Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, плавные и достаточно продолжительные.
А: и.п. — руки перед грудью. Произнося звук а, широко развести руки в стороны. По динамике слабо.
О: и.п. — руки внизу. Произнося звук о, руки через стороны поднять вверх и соединить над головой. По динамике слабо.
У: и.п. — кисти рук у плеч. Произнося звук у, руки вытянуть вперед. По динамике напряженно.
Э: и.п. — руки вперед и в стороны. Произнося звук э, руки поднять к плечам. По динамике слабо.
И: и.п. — кисти рук у плеч. Произнося звук и, тянуть руки вверх, приподнимаясь на носки. По динамике очень напряженно.
Согласные звуки
Взрывные глухие согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, быстрые, резкие, по динамике напряженные.
П: произнося слоги па-па-па-па..., резко, но легко опускать руки со сжатыми кулаками вниз.
Т: произнося слоги ma-ma-ma-ma..., резко раскрывать сжатые кулаки.
К: произнося слог ка, резко откинуть голову назад и отвести назад руки, согнутые в локтях.
Взрывные звонкие согласные. Движения быстрые, но расслабленные.
Смычно-проходные гласные. Движения медленные, плавные, несколько напряженные.
М: и.п. — руки согнуты в локтях на уровне груди. Произнося слог ма, на м руки вытянуть вперед, как бы преодолевая сопротивление воздуха, на а руки свободно развести в стороны. Одно движение плавно переходит в другое.
Н: и.п. — руки перед грудью ладонями к себе. Произнося слог на, на н руки вытянуть вперед, а на а руки свободно развести в стороны. Одно движение плавно переходит в другое.
Л: и.п. — руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч. Произнося ля-ля-ля-ля..., делать вращательные движения кистями рук.
Фрикативные глухие согласные. Движения плавные, продолжительные, очень напряженные.
Ф: и.п. — руки на уровне шеи, ладонями от себя, локти вниз. Произнося звук ф, развести руки в стороны.
X: и.п. — руки согнуты в локтях, ладонями от себя, локти вниз. Произнося звук х, руки вытянуть вперед.
С: и.п. — руки перед грудью. Произнося звук с, руки опустить вниз или развести в стороны.
Ш: и.п. — руки перед грудью. Произнося звук ш, делать волнообразные движения вниз.
Фрикативные звонкие согласные. Движения менее напряженные, дрожащие.
В: и.п. — руки в стороны. Произнося звук в, покачивать прямыми руками и туловищем.
3: и.п. — руки перед грудью. Произнося звук з, воспроизводить вибрирующие движения кистями рук перед грудью.
Ж: и.п. — руки перед грудью. Произнося звук ж, опустить руки вниз волнообразным движением.
Вибрант. Произнося звук р, согнутые перед грудью руки вращать одну вокруг другой. По динамике напряженно.
Движения, используемые в упражнениях по развитию речевого дыхания, слитного произнесения слогосочетаний, слов и фраз, подчеркивают прежде всего плавность, слитность речи (плавное поднимание и опускание рук, движение руками вправо — влево, наклоны туловища, дирижирование).
При моделировании движениями ритмических структур краткость гласного звука подчеркивается быстрыми хлопками, притопами, шлепками, ударами по полу и т.п.; продолжительное звучание гласного — более долгими движениями рук, ног, туловища. При изменении силы голоса можно использовать следующие движения: громкий голос — интенсивный размах движений вверх, вниз, в стороны; тихий — амплитуда и сила движений небольшая. Высота моделируется соответствующим высотным положением рук: средний тон — посередине, повышение — руки поднимаются вверх, понижение — вниз.
Работая над ритмической структурой слова, целесообразно несколько раз воспроизвести ритм слова легкими для произношения слогами, сопровождая их соответствующими движениями (хлопками, притопами), а затем произнести данное слово в сопровождении одного плавного движения, подчеркивающего ударение (например, папака, папака — собака; пами, пами — возьми и т.п.). Утрированное подчеркивание каждого слога при дирижировании не допускается. Это может привести к послоговой речи.
При работе над интонационной структурой фразы используются движения рук, одновременно моделирующие слитность речи и паузы, темп, логическое ударение и мелодический ее контур. Например, повествовательную фразу Мама дома следует сопровождать плавным, непрерывным движением руки по горизонтали на уровне пояса в темпе, соответствующем нормальному темпу речи. Слог до сопровождается чуть более интенсивным и продолжительным движением руки вниз, что подчеркивает логическое ударение. На слог ма движение руки спокойно продолжается. А произнесение этой фразы с вопросительной интонацией (Мама дома?) сопровождается плавным, непрерывным движением руки снизу вверх. Высотный пик движения приходится на слог (до), что обусловлено мелодической структурой фразы. Затем рука свободно опускается; этот же слог (до) одновременно подчеркивается более интенсивным и длительным движением, что обусловлено логическим ударением.
Развитие у учеников голоса, ритмико-интонационной структуры речи проходит также при использовании речевых упражнений под музыку. Например, упражняясь в произнесении слогосочетаний, первоклассники громко и тихо говорят под музыкальное сопровождение учителя, исполняющего нисходящий звукоряд в до-мажоре от пятой ступени громко и тихо. При этом рекомендуется самостоятельное определение школьниками на слух динамики звучания музыкальных звукорядов.
Целью упражнений служит отработка различения на слух и воспроизведения слитного и раздельного произнесения слогов (до 6); воспроизведения ударения на первом слоге в двухсложной ритмической структуре, произнесения звука ф в сочетании с согласными (на материале слов, фраз, слогов, слогосочетаний); работа над диалогом, включающим конструкции повествовательного и вопросительного предложений. Сначала учитель обыгрывает диалог фигурками. Кукла ищет туфли и кофту, разговаривая сама с собой: «Где кофта? Там? Нет! Там? Нет. Где туфли? Там? Нет! Там? Нет». Потом зовет маму: «Мама, мама!» и обращается к ней с вопросами: «Где туфли? Где кофта?» Мама с укоризной отвечает: «Ай, ай, ай! Вот кофта! Вот туфли! Ай, ай, ай! Какая неаккуратная!»
Первоклассники воспринимают диалог слухо-зрительно. После разыгрывания диалога учитель спрашивает: «Что потеряла девочка?» Они отвечают: «Кофту, туфли» (произносят слова вместе с учителем). Затем дети упражняются в правильном воспроизведении звука ф в сочетании с согласными, произнося слоги фта, фто, фту, фти, фла, фло, флу, фли, используя описанные выше движения. Потом школьники произносят слитно слогосочетания с постепенным наращиванием (фтафта, фтафтафта, фтафтафтафтафта и т.д.). Слитность речи моделируется плавным движением рук вправо-влево. Ученики различают на слух слитность и раздельность слогов и воспроизводят услышанное. Затем они отрабатывают эти слоги без музыки (исполнение учителем нисходящего звукоряда в до-мажоре от пятой ступени при повторении первой), а затем произносят слогосочетания без музыки. На этом же речевом материале дети учатся выделять один слог из двух более длительным первым гласным звуком. Ритм ученики моделируют хлопками и притопами. После этого они упражняются в правильном произношении слов кофта, туфли (с движениями и без них). Затем первоклассники продолжают работу над диалогом: отрабатывают его коллективно (моделируя движениями ритмико-мелодическую структуру фраз) и парами (используя только естественные жесты).
Музыкально-ритмические занятия предусматривают разнообразную деятельность учащихся. Успех обучения во многом определяется правильной организацией работы.
На музыкально-ритмических занятиях необходимо использовать все виды деятельности, связанные с музыкой, а также осуществлять специальную работу над произношением.