Формирование системы работы ОУ по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ
Итоговая государственная аттестация – первая серьёзная проверка освоения основной
образовательной программы основного общего среднего образования. В 9 и 11 классах
обучающимся необходимо успеть повторить пройденный материал по обязательным предметам,
определиться с предметами по выбору для успешной их сдачи. Обучающиеся должны проверить
себя на предмет подготовленности к экзамену, готовиться к экзаменам.
Государственная итоговая аттестация в форме ГИА и ЕГЭ даёт возможность педагогическому
коллективу в целом подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения
учащихся, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов, раскрыть достижения и недостатки учебно-воспитательного процесса школы.
Проанализировав работу по подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на базе нашей
школы, можно сделать вывод, что в организации подготовки учащихся к итоговой аттестации
принимает участие весь педагогический коллектив. Направлениям работы:
Организационные вопросы.
Работа с педагогическим коллективом.
Работа с родителями.
Работа с учащимися.
На протяжении многих лет наш коллектив слаженно работает по организации подготовки
учащихся к государственной итоговой аттестации. Выработаны основные направления
деятельности участников образовательного учреждения.
Администрации школы
Работа с педкадрами (проведение тематических педсоветов, методического совета, консультаций
по подготовке к итоговой аттестации, проведение заседания, курсовая подготовка учителей-
предметников, организация работы методических объединений, психологической службы школы).
Работа с родителями (проведение тематических родительских собраний, консультаций).
Работа с учащимися (проведение индивидуальных консультаций по вопросу подготовки к ОГЭ и
ЕГЭ, информация по структуре проведения аттестации, заполнению бланков, расписанию пробной
аттестации, расписание аттестации).
Информационно - аналитическая деятельность (подготовка тематического стенда, формирование
баз данных о выпускниках и условиях образовательного процесса, составление графика
консультаций по предметам, информирование родителей по процедуре прохождения аттестации
учащихся).
Заместителя директора по УВР.
Анализ результатов итоговой аттестации за прошедший учебный год.
Обсуждение плана подготовки к итоговой аттестации.
Информация об участии школы в ЕГЭ по предметам, о проведении пробного ЕГЭ.
Инструктивно-методическая работа с классными руководителями, учителями, выпускниками и их
родителями о формах, порядке, технологиях проведения государственной (итоговой) аттестации
обучающихся 9 и 11 классов.
Информирование родителей и учащихся, о формировании базы данных по ЕГЭ.
Допуск учащихся 11 классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Обучение учеников 9-х классов и 11-х классов заполнению бланков.
Сбор нормативно-правовых и инструктивно-методическая база по вопросам подготовки к
проведению ОГЭ и ЕГЭ.
Выпуск тематического стенда
Положение о проведении ЕГЭ, итоговой аттестации учащихся (основные моменты).
График проведения консультаций по предметам.
Сроки проведения пробного ЕГЭ.
Расписание ЕГЭ.
Адреса сайтов со справочной информацией.
Образцы бланков регистрации и ответов ЕГЭ.
Рекомендации для учащихся и родителей по подготовке к ЕГЭ .
Методического совета школы
Организация мероприятий по подготовке к ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.
Изучение и проработка документов, составляющих нормативно-правовую базу ЕГЭ и ОГЭ с
педагогами.
Анализ типичных ошибок, допущенных выпускниками в ходе ЕГЭ и ОГЭ по предметам.
Рекомендации по корректировке учебно-тематического планирования в соответствии с
результатами ОГЭ и ЕГЭ по предметам.
Разработка контрольно-измерительных материалов различных видов для осуществления
промежуточного итогового контроля за качеством знаний в 6-10 классах.
Анализ результатов выполнения КИМов за предыдущий год, в сравнении с областными.
Школьного методического объединения
Обучение учеников 9-х классов и 11-х классов по заполнению бланков по специфике
предмета.
Сбор нормативно-правовых документов и инструктивно-методической базы по вопросам
подготовки к проведению ОГЭ и ЕГЭ.
Отслеживание результатов мониторинга качества знаний на основе тестирования
обучающихся 9,11 классов, проходящих как по материалам администрации школы, так и в
рамках района. Рассмотрение вопросов по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.
Проведение заседаний ШМО с целью корректировки планов учителей предметников.
Включение в план работы школьного методического объединения следующих вопросов:
- проведение пробных ОГЭ и ЕГЭ,
- обсуждение результатов пробных ОГЭ и ЕГЭ;
- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки
учащихся к ОГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся).
Отчёты учителей - предметников о результатах проведения репетиционных диагностических
работ.
Учителей – предметников.
Оформление тематической папки по подготовке к итоговой
аттестации: план работы,
материал с демоверсиями по предмету, сертификация, кодификатор, шкала перевода баллов
в оценку за прошлый год, результаты диагностических работ, график консультаций, журнал
инструкций.
Оформление стенда «Подготовка к итоговой аттестации».
Изучение и анализ КИМов по предметам.
Подбор материалов для подготовки учащихся к итоговой аттестации.
Проведение консультаций и индивидуальных занятий.
Обучение учащихся заполнению бланков ответов ЕГЭ.
Работа с Интернет-ресурсами.
Классных руководителей
Подготовка документов для формирования базы данных выпускников.
Ознакомление учащихся и их родителей с нормативными документами.
Протоколы информированности выпускников об особенностях проведения государственной
(итоговой) аттестации в 2018 году,
Собрания учащихся и их родителей по темам связанным с ЕГЭ и ОГЭ.
Давать рекомендации родителям и детям при подготовке детей к ГИА и ЕГЭ.
Индивидуальные беседы с родителями по вопросам контроля и помощи детям в подготовке к
ГИА и ЕГЭ планирование работы,
Советы по психологической помощи по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ выпускников и их
родителей.
Рекомендации учителям, индивидуальные беседы с учителями – предметниками.
Контроль за посещаемостью учащимися учебных занятий и консультаций по подготовке к
итоговой аттестации.
Родителей
Контроль за качественным, регулярным выполнением учащимися домашних заданий
полностью лежит на родителях.
Организовать контроль за его самоподготовкой к ЕГЭ и ОГЭ. Здесь Ваша помощь просто
необходима.
Ознакомиться с “Рекомендациями ученику” и помогать ребенку их выполнять.
Контролировать его работу и посещаемость на уроках математики в школе (не реже 1 раза в
месяц встречаться с учителями – предметниками и старайтесь выполнять его рекомендации).
Определять, в какой помощи нуждается ребенок (например, выслушать выученные им темы
или помочь написать планы и конспекты).
Формировать у детей уверенность в своих способностях.
Контролировать выполнение режима дня: – заканчивать занятия не позже 22:00; перед сном -
около часа отдыха и переключения внимания.
Развивать умение распределять время детьми при выполнении домашнего задания.
Развивать умение концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст
ребенку спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
Организовать помощь репетиторов, если в этом есть необходимость.
Создать в семье благоприятную психологическую атмосферу.
Роль начальной школы в системе подготовки
Основная подготовка учеников к ГИА и ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи
следует начинать решать уже с начальных классов. Исключительно важным становится
планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации.
Как бы это парадоксально не звучало, но малыши, осваивающие программу первых классов, уже в
этот период закладывают у себя основу будущего успешного тестирования. И речь идет не только о
том, что «первый учитель» должен научить ребенка читать-писать, ведь без этого никак не
получится освоить более сложные научные материи. В связи с этим перед учителем стоит проблема:
как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном
стандарте? Кроме того, введение ЕГЭ и ОГЭ сегодня повышает требования к учителю.
Что и как может сделать учитель начальных классов для ЕГЭ?
В первую очередь уяснить для самого себя, что единый государственный экзамен и подготовка к
нему это не только проблема учителей-предметников, но и всех учителей, работающих в
образовательном учреждении. Только слаженная совместная
звена может дать положительные результаты.
При подготовке к ГИА и ЕГЭ необходима:
1.Отработка разных видов чтения:
•ознакомительного (для определения, о чем пойдет речь);
•просмотрового (для поиска необходимой информации);
•изучающего (для понимания деталей).
2 Отработка с обучающимися основных навыков работы с любым текстом:
•определение темы, главной мысли, структуры и содержания текста;
•составление плана;
•ответы на вопросы к тексту;
•составление вопросов к тексту.
3 Отработка навыков с таблицами, схемами.
4 Развитие навыков сравнительного анализа, нахождения соответствия, описания.
Основные этапы работы по подготовке в ЕГЭ и ОГЭ
1 Информационный этап:
а) Оформление информационного стенда сменного состава, в котором есть такие разделы:
памятка для выпускника - в ней содержатся различные психологические советы при подготовке к
экзаменам. Эти советы-рекомендации можно взять из книги Д. Карнеги;
советы по подбору дополнительной литературы для подготовки к выпускному экзамену;
постоянно должны меняться рекомендации, на какие разделы или темы школьникам нужно обратить
внимание при выполнении заданий;
образцы заполнения бланков ответов.
б) Подготовка родительского собрания по теме: «Положение о формах и порядке проведения
Государственной итоговой аттестации».
2 Теоретический этап:
Наличие методической базы по предмету.
Контрольно-измерительные материалы - сборники тестовых заданий необходимо приобрести.
Интернет-ресурсы.
3 Практический этап, который включает в себя:
уроки;
индивидуальные и групповые консультации, помогающие ликвидировать пробелы в знаниях
каждого ученика;
элективные курсы, где можно формировать умения выполнять часть С, как наиболее сложную для большинства учащихся;
самостоятельная работа учащихся;
постоянный мониторинг обученности.
Задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого на максимально
возможном для него уровне.
И самое главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. И чтобы повысить
эффективность урока и привить интерес учащихся к ним позволяет применение учителями
1.Различных видов технологий: информационно-коммуникационных технологий, тестовых
технологий ( важно во время тренировки по тестовым заданиям приучать ребенка
ориентироваться во времени и уметь его распределять, что приведет к умению концентрироваться на
протяжении всего экзамена, а значит, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность),
многоуровневое обучение (которое включает обучение, ориентированное на личность ученика и его потенциальные возможности),
модульное обучение ( максимально обеспечивает развитие творческого потенциала личности
каждого ученика, помогает в подготовке к экзамену),
дифференцированный и деятельностный подходов в обучении,
педагогики успеха, сотрудничества (где учитель выступает в роли организатора процесса).
2 Применение педагогических методов и приёмов стимулирования и мотивации учения.
2.Применение работы с компьютером (формирует у учащихся более высокий уровень
самообразовательных навыков и умений, что даёт высокий коэффициент эффективности по
подготовке к ЕГЭ).
3 Различных приёмов повторения.
4 Разнообразных форм работы (индивидуальная самостоятельная работа, работа в
парах; фронтальная работа, групповая и мелкогрупповая работа с урока должна перейти в систему
дополнительного образования, весь процесс обучения превращается в процесс самообучения под контролем, при консультации и оценке преподавателем каждого шага самообучения учащихся), контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, зачёты и смотры знаний по темам, тесты).
5 Организация самостоятельной работы. (Обязательной составляющей процесса обучения это
умение учащихся анализировать свои возможности, самостоятельно определять для себя
приоритетные вопросы при изучении нового материала или при ликвидации пробелов в знаниях, видеть динамику сформированности навыков своей учебной деятельности и оценивать результаты своего труда).
6 Проведение индивидуальных консультаций для слабых и сильных учащихся играют важную роль для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
7.Применение различных приемов работы по предупреждению и ликвидации пробелов в знаниях
8 Выявление общих и индивидуальных затруднений обучающихся.
9 Проведение систематической проверки домашнего задания у учащихся и контроль за качеством выполнения.
Основные направления в работе:
- совершенствование у учащихся навыка самостоятельного решения задач;
-развитие у учащихся логического мышления;
-выработка у учащихся умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена;
-формирование познавательного интереса, а также умение правильно излагать свои мысли;
-получение учащимися знаний в объёме, достаточном для успешного написания экзамена.
Предметная подготовка учащихся.
Одним из ключевых моментов является предметная подготовка учащихся, составляющими
которой являются:
Входной контроль по материалам КИМов;
Анализ результатов и проведение коррекционной работы с каждым выпускником;
Систематическое повторение материала на уроках и групповых занятиях;
Регулярное выполнение домашних заданий;
Учет индивидуальных учебных возможностей, дифференцированная работа с заданиями
разного уровня сложности;
На уроках обобщающего повторения по каждому блоку проводится контроль в форме
тестирования;
Проводятся пробные школьные экзамены по материалам и в соответствии с требованиями
итоговой аттестации;
Освоение компьютерных программ, работа с демоверсиями;
Текущий тематический контроль проводится по материалам КИМ.
Индивидуальное консультирование выпускников;
Изучение дополнительного материала для выполнения заданий повышенной сложности.