Районное методическое объединение
музыкальных руководителей
МБОУ Раздольненского района
Республики Крым
2023/2024 у.г.
Терещенко Е.А.
Рук. РМО,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
24.11.2023г
Доклад на тему:
Государственная политика в сфере
духовно-нравственного воспитания детей
Уважаемые коллеги!
Одной из сущностных педагогических установок русской культуры вообще и традиционной народной культуры в частности является осуществление духовно-нравственного развития и воспитания личности. Понятие «духовно- нравственное воспитание и развитие», которое давно и прочно укрепилось в педагогической литературе, нашло свое место в современных официальных документах (программах, законах, приказах).
Сегодня существует объективная потребность в поиске укорененных в традиции средств и методов духовно-нравственного развития ребенка. Одним из таких действенных инструментов воспитания является праздник как средство трансляции традиционных духовно-нравственных ценностей народа.
Принимая во внимание, что становление и развитие духовно-нравственной сферы личности происходит на протяжении всей человеческой жизни, мы не можем не учитывать семью, как место связи и соприсутствия всех поколений в единой устойчивой системе. Воспитательный потенциал праздника не может быть реализован только в образовательной организации или только в семье. Необходимы совместные усилия воспитывающих взрослых по созданию единого пространства праздника. Праздник как явление духовной жизни, как фактор семейной, дружеской, профессиональной, религиозной и социальной интеграции, как форма выражения национально-культурных традиций требует нового подхода при его возрождении в условиях семьи и образовательной организации.
Сложившуюся за последние десятилетия в дошкольных образовательных организациях традицию праздничного действа, понимаемого как концерт, шоу, отчетное мероприятие, необходимо менять. Праздник-шоу необходимо преобразовать в праздник-событие. Для этого нужна работа над ценностным и смысловым содержанием праздника, его воспитывающим потенциалом.
Работа со смысловым содержанием праздника – это новый и сложный опыт в деятельности педагога в области духовнонравственного воспитания детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день разработан алгоритм, помогающий педагогу насытить праздничную культуру дошкольных образовательных организаций воспитывающим содержанием.
Духовно-нравственное воспитание – приоритет современной образовательной политики Российского государства. Постепенное преодоление глубокого нравственного кризиса общества ставит вопросы духовно-нравственного развития и воспитания на уровень государственных задач. Это находит отражение в нормативных документах. Одной из основных целей отечественного образования, определенной в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, 2012), является духовно-нравственное воспитание ребенка (ст. 2. п. 1). Образование понимается как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Конституция Российской Федерации является основным источником изменений, которые происходят в последнее время во всех нормативных документах. Изменения, внесенные в Конституцию РФ, затрагивают вопросы сохранения и трансляции традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа. Они нашли свое отражение и в новой редакции Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Задача воспитания детей на основе традиционных духовно-нравственных ценностей стала стратегическим направлением государственной политики в области образования. Значимость этой работы подчеркивается еще одним важнейшим документом. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» впервые говорит о том, что именно традиционные духовно-нравственные ценности народа, их сохранение и трансляция обеспечивают суверенитет и национальную безопасность России. Поскольку понятие «традиционные духовно-нравственные ценности» нуждается в конкретизации был издан еще один нормативный документ, разъяснивший и раскрывший его. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей объяснил духовно-нравственные ценности как «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России». Следующим шагом в реализации государственной политики в области воспитания детей было создание единого образовательного пространства Российской Федерации.
Последовательно создаются новые федеральные документы – рабочая программа воспитания и, наконец, Федеральная образовательная программа (далее ФОП ДО), в которую вошла и программа воспитания.
Федеральная программа воспитания – обязательный для реализации документ, предполагающий широкую вариативность в способах и методах работы при сохранении единого образовательного минимума. Программа ставит целью «разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций». Программа конкретизирует ценности в соответствии с указанными нормативными документами.
«К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».
Работа по реализации указанных документов требует новых подходов, пересмотра устоявшихся методов и, главное, изменения мировоззренческих установок воспитывающих взрослых.
У каждого народа есть своя веками выработанная педагогическая система со своей совокупностью целей, ценностей, норм и образовательных подходов. Она основана на определённом идеальном образе, который является мерилом как в целом всей образовательной деятельности, так и отдельных ее процессов в частности. Это национальный воспитательный идеал. Он сформулирован в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» как преемственная связь воспитательных идеалов эпох российской истории: преемственность образа подражания Христу, образа гражданина, отдающего себя служению Отечеству, образа служения коммунистическому идеалу, образа свободной в самоопределении личности. Сформулирован и современный идеал – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Духовно-нравственное воспитание – это не отдельное направление воспитания, но его суть, это путь к воспитанию человеческого в человеке. Именно такое всеобщее понимание духовно-нравственного воспитания становится основой всякой образовательной практики, одушевляет процесс воспитания ребенка как гражданина своего Отечества.
Спасибо за внимание!