Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Задачи групповой работы
Активизация познавательной деятельности.
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
Развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе.
Задачи групповой работы решают проблему развития метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных)
Обучение групповой работе я начинаю уже в первом классе. Хорошим помощником для меня стал курс Галины Анатольевны Цукерман «Введение в школьную жизнь». Курсы АКИПКРО по теме « Игровая деятельность на уроке»
Занятия помогают с самых первых уроков создать у первоклассника позитивное отношение к школе, вводят детей в новую систему отношений со сверстниками. Дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга. Большое внимание в первом классе я уделяю работе в парах. Парная работа учит умению взаимодействовать: планировать совместную деятельность, договариваться о способах разделения обязанностей, соотносить свои действия с действиями партнёра.
Вводя форму групповой работы, необходимо дать ее образец. С одной из групп я показываю на примере весь ход работы, обращаю внимание на ошибки. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок. Разбирать надо не содержательную ошибку, а ход взаимодействия. (ваша группа работала терпеливо, доброжелательно)
Важный момент в групповой работе - разделение класса на группы.Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.В группе может быть от 4 до 6 человек. Мне кажется, наиболее продуктивные группы из 5 человек.
Существует несколько вариантов комплектования групп.
1.По желанию.
2.Случайным образом.
3.По определенному признаку.
4. Подбор группы под лидера.
Шаг 1.Выбираю 4 учащихся, которые будут лидерами.
Шаг 2. Предлагаю каждому лидеру выбрать одного из учеников в свою будущую группу.
Шаг 3. Два члена будущей группы приглашают кого-нибудь из оставшихся.
Шаг 5. Три члена решают, кого они пригласят из оставшихся. и т.д.
5. По выбору педагога.
На мой взгляд, самый удачный выбор - это выбор под лидера.
Для срабатывания групп нужно минимум 5-6 занятий. Потом группы можно переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнёрами.
Группы выбраны и должны взаимодействовать по определенным правилам. Лучше будет, если эти правила выработают вместе ученики, не просто предложит учитель.
Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест. Парты ставя так, чтобы никто не сидел спиной к доске, был в пределах досягаемости от членов группы. У нас приняты также знаковые сигналы, помогающие общению: - Сигнал «Внимание» - учитель поднимает вверх руку. - Сигнал «Вопрос от группы». Если у кого-то в группе есть вопрос, он сначала задает его всем членам группы. Если дети не могут помочь с ответом, то учитель видит всех участников группы с поднятыми руками. -Сигнал «готовы» - все участники группы берутся за руки.
Какие роли должны быть в группе? Здесь возможны разные варианты.
Например: Координатор - отвечает за работу группы в целом Спикер - выступает перед классом Секретарь - записывает высказанные идеи
Хранитель времени – следит за временем
А я хочу познакомить вас с алгоритмом действий при выполнения задания в группе.
На разных предметах можно использовать следующие приёмы групповой работы.
Приём "Мозговой штурм" Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма (далее УМШ). Это активная форма работы. Здесь учащиеся учатся кратко и лаконично выражать свои мысли. Участники УМШ учатся слушать и слышать друг друга. Выслушиваются масса идей, создаётся "Банк идей", обязательно все идеи фиксировать на доске или ватмане. Затем идеи анализируются.
Приём «Снежный ком»
Работа начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
Четверки объединяются в восьмёрки и снова выбирается лучшее решение.
Приём «Зигзаг». Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».Потом они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.
Приём "Ловушка" Учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений - неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор.
Приём "Пресс-конференция". Ребята, получив исследуемый текст, должны составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга
Какова же роль учителя во время групповой работы?
Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по -разному:1.Он может контролировать.
2.Организовывать.
3.Оценивать работу учеников.
4.Участвовать в работе группы.
5.Предлагать участникам разные варианты решений.
6.Выступать в роли наставника, исследователя или источника
информации.
Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы.
1.Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех
членов группы давала ощутимо лучший результат, чем
мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
Целесообразно использовать:
-Задания, которые требуют выполнения большого объёма работы;
-Задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей
совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально,
но владеет группа в целом;
-Задания на развитие творческого мышления, где требуется
генерировать максимальное количество оригинальных идей;
2. Содержание работы должно быть интересно детям.
3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное
познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного
использования имеющихся знаний.
Как же проверить эффективность групповой работы? Существуют следующие критерии:
Адекватность выбора групповой формы работы этапу и типу урока
Целеполагание (цель групповой работы):
Содержание групповой работы
Организация рефлексии групповой работы
В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:
-Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
-Групповая работа должна занимать не более 15 -20 минут в 1классе ,во 2 классе, не более 20-30 минут
- в 3-4 классах 30-40минут
-Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда
- Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума, о начале и конца работы (обыкновенный колокольчик);
-Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
-В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
-Оригинальное построение, новизна приёмов очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем.
В современный период проблема школьной дисциплины не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение учащихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызывают серьезную озабоченность учителей, которые понимают, что позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебно-воспитательном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности и воспитанности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьной дисциплины во взглядах прогрессивных педагогов прошлого, а именно В. Сиповского. Особенную роль в организации учебного процесса В Сиповский отводил школьной дисциплине. Он считал, что под школьной дисциплиной понимают исполнение со стороны учащихся требований школы относительно их поведения в школе. Дисциплинарные требования, не соответствующие детской натуре и силам, более всего и ведут к тому, что между наставниками и учениками образуется пропасть, и они обращаются как бы в два враждебных лагеря. Явление это, как известно, почти обычное в школе: обмануть учителя, проделать ему какую-либо неприятность, совершить дерзкую шалость за его спиной, нагрубить ему — все это ученику приносит только удовольствие и повышает его авторитет в глазах его товарищей. По мнению педагога: «Истинное воспитание никоим образом не может удовлетвориться одним лишь пассивным послушанием из-за страха наказания» [2]. Для истинного воспитателя, который должен наблюдать, изучать своих питомцев и направлять их к добру, прежде всего надо позаботиться о доверии их, откровенности, и поэтому он на дисциплину, основанную только на страхе должен смотреть как на врага, мешающего ему делать свое дело. Но тем не менее стремление к самостоятельности в начале обучения очень сильно в детях. Лишь постепенно влияние школы нивелирует, сглаживает и уничтожает всякое проявление индивидуальности, самодеятельности и собственной инициативы в ребенке. Первое время после поступления в школу детей трудно заставить сидеть в классе тихо: они часто вскакивают, тянутся ко всему новому, отвечают, когда их не спрашивают, просят разрешения рассказать интересные случаи или отвечать урок. Все знают, как трудно бороться с хоровыми ответами детей, с громкой подсказкой; нередко приходиться слышать обидные слова: «ее вы уже третий раз спрашиваете, меня совсем не спрашиваете». Это все обычно называется отсутствием дисциплины, и педагоги борются всеми силами против таких нарушений. Безусловно все упомянутые выше проявления детской живости в высшей степени вредят правильному ведению урока и утомляют преподавателя, но нельзя на них смотреть, как на шалости; это вполне законное и присущее всякому человеку стремление к активности, проявлению своей самодеятельности [2]. «Воспитания в настоящем смысле этого слова в наших школах нет, — дело же сводиться к тому, что даются определенные правила для воспитанников, и дело воспитателя заключается в наблюдении, чтобы правила эти соблюдались. Иногда руководства воспитателям даются некоторые инструкции. Средством к достижению дисциплины служит ряд наказаний. Дело сводится исключительно к строгой дисциплине» — писал педагог [1,c. 113]. «Внимание, прилежание и хорошее поведение, соблюдение школьных порядков и предписаний, — вот, что обыкновенно требует школьная дисциплина» — говорил педагог [1,c. 115]. Остановимся прежде всего на классной дисциплине. Учащиеся: 1) должны быть внимательны и прилежны на уроке; 2) должны сохранять тишину и спокойствие. Так обычно выражаются необходимые условия при классных занятиях. Второе условие выставляется вполне напрасно, так как оно неизбежно при наличии первого. Ученик, внимательно слушающий объяснения или прилежно работающий над решением задачи не может нарушать тишину и спокойствие в классе. Прилежание, т.е. усердный умственный труд при правильно поставленным учителем направлении, обусловливается прежде всего сосредоточенным вниманием; следовательно, внимание учащихся — вот основное условие прилежания и хорошего поведения учеников в классе. Возбудил учитель это внимание, значит ему не приходится думать ни о какой дисциплине; не сумел вызвать внимание, тогда приходится позаботиться о различных дисциплинарных мероприятиях [1, c.119–121]. Сказать: «Слушай внимательно, сиди смирно, не шали!» очень легко, наказать за неисполнение этих требований тоже не особенно трудно, но создать условия, при которых не потребуется никакого наказания, но даже и словесных напоминаний гораздо труднее. Педагог подчеркивал, что старая школа, стараясь наделить учащихся всевозможными знаниями, в своей сущности приводила лишь к тому, что ученики кое-как по учебникам и записям учителя заучивали, усваивали по памяти различные обрывки всевозможных знаний, не понимая их, как следует и не проникаясь ими. «Удивительно, как у нас мало ценится воспитание в школе, и как не понимают всей недостаточности и даже вреда одной лишь внешней дисциплины, основанной на страхе наказания» — отмечал педагог [1, c.127]. Вопрос о том, как ведется преподавание по отношению к воспитанию и дисциплине, важен не менее, чем вопрос о содержании урока. Приемы преподавания также важны, как и сущность его. Виртуоз-преподаватель, мастер по части приемов, может вызвать внимание учащихся к уроку крайне бедному и скучному по своему содержанию. Особенно важно придерживаться двух условий, от которых зависит интерес урока: 1) самодеятельность учеников; 2) разнообразие. Огромное значение, по мнения В. Сиповского, имеет сама личность учителя на класс в дисциплинарном отношении. «Дети обычно чутки к личному влиянию. Если они видят перед собою человека, который полон знаний, относящего серьезно и сердечно к своему предмету и неподдельно желающего передать свои знания ученикам, то к такому преподавателю они относятся с уважением и послушанием. Такой учитель, если он и не мастер по части методических приемов, может быть уверен, что его преподавание даст блестящие результаты и о классной дисциплине ему не придется думать. Но горе преподавателю с большими претензиями и с малыми знаниями, сухо относящемуся к ученикам, небрежно объясняющему уроку, — тут ученики превращаются в тиранов, и о дисциплине можно просто забыть» — писал ученый [1,c.125]. Педагог считал, что указав на главнейшие условия хорошей и дурной дисциплины в классе, которые состоят из урока, личности учителя, следует заметить, что помимо того могут быть обстоятельства, которые мешают правильному ходу обучения и вызывают на первый план дисциплину со всеми ее атрибутами, — обстоятельства, в которых виновата школа. К ним относятся: 1) заваливание учеников непосильным домашним заданием, с которым они могут возится до глубокой ночи и ученики приходят в школу без надлежащей умственной свежести и энергии; 2) неправильно составленное расписание уроков; 3) незначительные по времени перемены, которые не дают возможности отдохнуть умственно от урока и физически от часового сидения в душном классе; 4) запрет на шум во время переменяя, что само о себе является просто инстинктивной потребностью некоторых детей [1, c.129]. Из всего сказанного можно сделать вывод, что при соблюдении всех разумных требований заботы о дисциплине в классе, если не совсем, то почти упразднятся. Если содержание урока само по себе содержит внутренний интерес и соответствует силам учеников, если преподавaние ведется так, что вносится наглядность, разнообразие и вызывается самодеятельность учеников и, наконец, если учитель, владея своим предметом, относится к урокам с живым интересом, а к детям доброжелателен и справедлив, то не придется жаловаться на недостаток внимания и прилежания учеников, и не нужно будет заботиться о их поведении и применять к ним различные наказания. Все это необходимо учитывать прежде, чем думать о дисциплине и приступать к детям с дисциплинарными высказываниями, которые часто являются возмутительно несправедливыми, которые приносят только вред нравственности учеников. Литература 1. Сиповский В. Д. Избранные педагогические сочинения / В. Д. Сиповский, 1911. — 314 с. 2. Сиповский В. Д. О школьной дисциплине / В. Д. Сиповский // Вестник воспитания. — 1913. — № 2. — С. 121–135.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Заболотная И. А. Проблема школьной дисциплины в педагогическом наследии В.Сиповского [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 85-87. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3916/ (дата обращения: 20.09.2019).
Б. Шоу
Счастлив тот учитель, который находит свою отдушину в работе, который любит то, что преподает, и тех, кому преподает. Наша работа занимает львиную долю времени в жизни, поэтому особенно важно, чтобы она была любимая. Учитель- это звучит гордо! В профессиональной деятельности хранится источник нашего достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности и личный потенциал.
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является учитель», - писал в свои годы А. Дистервег.
В последние годы одной из актуальных проблем развития образования становится повышение профессиональной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС. Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление. Век живи - век учись. Это нужно взять за основу в нашей педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха. А успех, в свою очередь, зависит от степени развития профессиональных компетенций.
Что определяет степень профессионализма педагога? Только постоянно развиваясь, он может соответсвовать требованиям современного мира, профессии. Профессиональная компетентность современного учителя в образовательной среде ФГОС раскрывается через учебное сотрудничество учителя и ученика, цель которого научить ребенка способам деятельности, приобретению опыта самостоятельного решения проблем.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». (И.Г. Песталоцци)
Поэтому обучающиеся 11 класса нашей школы на вопрос анкеты «Для вас профессиональный учитель – это…» ответили так:
-который может дать нужные достойные знания, навыки и опыт, который пригодится в будущем;
-который относится ко всем наравных, понимает ученика, его личные проблемы и неудачи;
-способный создать атфосферу уюта на своём уроке, приподносит материал с интересом;
-который любит свой предмет, доступно объясняет;
-специалист в своём деле, в меру требовательный и понимающий, не боится учится вместе с учениками и признающий свои ошибки;
-у которого на уроках интересно, показывает презентации, готовит доклады с интересными фактами.
Согласитесь, что это собирательный портрет учителя-профессионала глазами выпускников полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и время.
«Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога». (Профессиональный стандарт педагога)
Что же такое профессиональная компетентность?
Слайд . Понятие профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Слайд . Под профессионализмом понимается особое свойство людей готовых систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС определяется деятельным подходом-обучением и воспитанием, где главное – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Педагогом должна руководить вера в силы и возможности ученика, интерес к внутреннему миру обучающихся, открытость к принятию других точек зрения, позитив и уверенность в себе, в своих силах. Это составляющие успеха современного учителя. Грамотно созданные ситуации успеха в учебной деятельности повышают мотивацию в обучении, раскрепощают учеников, стимулируют к творческому, проблемному, гибкому мышлению.
Владение педагогом различными методами оценивания, умение превращать учебную задачу в личностно значимую позволяет реализовывать основные аспекты ФГОС в условиях новой образовательной среды.
«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей». (Д. Пойа)
Учитель начальных классов как строитель, работа которого заключается в возведении надежного здания. Для здания необходим крепкий устойчивый фундамент - знания и опыт. Деятельный и креативный педагог начальных классов, гармонично действующий в условиях новой образовательной среды,-это и есть учитель новой формации, надежный фундамент обновления образования.
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» ,- гласит китайская народная мудрость, которая очень точно определяет профессиональную суть компетентного педагога современности.
Слайд . Наш великий педагог ХХ века В.А.Сухомлинский предупреждал:
"Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву”.
Современная школа требует от нас радикальных изменений, позволяющих адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в профессиональной деятельности.
Современный учитель начальных классов нашей школы стремится обладать высоким уровнем профессионально - педагогической компетентности, способностями глубокого аналитического, творческого и созидательно - конструктивного характера мышления, направленного на совершенствование и кардинальное изменение классической педагогической парадигмы.
12 учителей начальных классов нашей школы выступают как и педагоги – воспитатели, и детские психологи, который умело подбирают педагогические технологии, методику, позволяющую успешно реализовать главную цель - создание условий для позитивного развития личности младшего школьника.
“Учитель, с одной стороны, отдает, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, и это лучшее снова отдает детям”.
М.И. Калинин
Слайд . Направление деятельности МО учителей начальных классов на этот учебный год: “Развитие профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в процессе обучения и воспитания младшего школьника в рамках реализации ФГОС НОО»
Цель: создание условий для совершенствования педагогического мастерства и самообразовательной деятельности педагогов; для активации познавательной деятельности и повышения уровня качества знаний и умений путём повышения эффективности педагогического процесса.
Основные темы заседаний МО учителей начальных классов были направлены на обсуждение актуальных вопросов направленных на формирование разносторонне развитой, здоровой физически и нравственно личности, способной реализовать творческий потенциал, как в собственных интересах, так и в интересах общества, в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
Профессор А.А. Крылов пишет: «... мастер педагогического труда – это, прежде всего, высококомпетентный в психолого-педагогической и собственной предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки, умения».
На сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно . Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Какие механизмы нужны, чтобы можно было организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности учителя:
• диагностирования, тестирование;
• определение путей совершенствования профессиональной компетентности.
Оценка основных составляющих профессиональной компетенции учителя (от 1 до 5)
Профессиональные знания
Средний балл
Возрастная психология 3.7
Педагогическая психология 4.2
Теория обучения младших школьников 4.4
Теория и методика воспитания младших школьников 4.3
Современные педагогические технологии и методики обучения 3.7
Русский язык 4.2
Правовая компетенция
Средний балл
Конституция РФ 3.1
Закон РФ «Об образовании» 3.7
Конвенция о правах ребенка 4.1
Стандарты общего начального образования второго поколения 3.6
Должностная инструкция (по месту работы) 4.7
Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения 4.7
Информационная компетенция
Средний балл
Владение основами работы с текстовыми редакторами,электронными таблицами 4
Владение основами работы с мультимедийным оборудованием 3.6
Навыки применения существующих информационных технологий, в том числе цифровых образовательных ресурсов 3.5
Обоснованный (в соответствии с дидактическими целями и принципами) выбор программного учебно-методического обеспечения, включая цифровые образовательные ресурсы 3.5
Навыки оценивания эффективности и результатов обучения младших школьников по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, через использование компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц 4
Умения конструировать и использовать на уроке дидактические материалы с применением компьютерного программного обеспечения 4.1
Коммуникативная компетенция
Средний балл
Владение приемами установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе 4.3
Владение методиками диагностики причин конфликтных ситуаций 3.7
Владение навыками взаимодействия с другими специалистами при решении (педагогической) проблемы, реализации проекта 4.3
Умение организовать коммуникативную деятельность учеников, в том числе с развитием навыков речевого общения и этикета 4.3
5.Социальная компетенция Средний балл
Умение формировать позитивные межличностные отношения в детском коллективе 4.7 Умение формировать положительный микроклимат в рамках организационной культуры в образовательном учреждении 4.6
Умение эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами образовательного учреждения по вопросам воспитания и развития учеников 4.4
Построение своей деятельности в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами 4.4
Организационные умения
Средний балл
и информационно-образовательной) 4.5
Владение современными технологиями проектирования образовательной среды 4.1 Умение организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей 4.2
Умение организовывать работу по продвижению ребенка в рамках индивидуальной образовательной траектории 3.9
Умение учитывать внутренние и внешние условия выполнения своей деятельности и деятельности учащихся по достижению запланированных результатов 4.2
Умение выбирать из нескольких программ (средств) наиболее подходящую программу (средство) для достижения поставленной цели 4
Профессиональные знания 4.1
Правовая компетенция 3.9
Информационная компетенция 4.3
Коммуникативная компетенция 4.1
Социальная компетенция 4.5
Организационные умения 4.2
. 2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
• Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.
• Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады.
• Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
• Участие в различных конкурсах.
• Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.
• Обобщение и распространение опыта.
• Аттестация.
• Творческий отчет.
• Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.
• Самообразование.
Постоянное увеличение объема профессиональной информации, моральное устаревание психолого – педагогических знаний приводит к необходимости систематического пополнения учителем своего профессионального образования. Как и большинство специалистов, работающих в гуманитарной сфере, учитель начальных классов вынужден систематически повышать свою квалификацию.
Все учителя прошли курсы ФИРО по повышению квалификации, 3 учителей по преподаванию курса ОРКСЭ. 4 учителей в этом учебном году прошли дистационные курсы по преподаванию русского языка.
Абхаирова С.Э прошла дистанционные курсы по программе «Доступная среда»
Второй год школа работает по программе инклюзивного образования. На инклюзивном образовании находятся трое обучающихся, из них два ребёнка обучается в 3 и 4 классах с учётом программы ЗПР.
В рамках программы «Доступная среда» в школе осуществляется работа по созданию необходимых материально-технических условий для обучения детей с ОВЗ. Для проведения коррекционно-развивающих занятий оборудована сенсорная комната. Школа приняла активное участие в выставке передового опыта в рамках Всероссийского совещания руководителей инклюзивных образовательных организаций «Формирование и развитие универсальной безбарьерной среды в образовательных организациях субьектов РФ: достижения,проблемы, перспективы». Команде поддержки инклюзивного образования нашей школы, в которую входят 4 учителя начальных классов, была вынесена благодарность инклюзивного ресурсного центра.
Петрайтис Н.П. с директором школы Кожуховой Л.В. в январе 2015 г. прошли обучение в г. Москва на авторском семинаре профессора Ю.С. Мануйлова по теме «Урок как среда формирования УУД». Среди МО нашей школы прошёл обучающий семинар по данной проблеме. В марте профессор Ю.С. Мануйлов на базе нашей школы проводил семинар с учителями Симферопольского района, в котором приняли участие и учителя начальных классов нашей школы.
Начальные классы - это самый важный период человеческой жизни. Ведь от того, что было заложено в начальной школе, кто был рядом с ребенком эти четыре года, чему он научился и чему не научился, какими стали его душа и сердце, зависит, каким завтра окажется сегодняшний первоклассник.
Уже 34 года в нашей школе работает талантливый педагог Дунькина В.И. Её опыт был обобщён в 2006 г по теме «Использование элементов проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся». Её основа в педагогической практике « Век живи - век учись». Обучая детей, учитель развивается сам, её опыт становится богаче и таким образом становится на путь профессионального успеха. В 2014/2015 уч.году давала открытый урок в рамках проведения КРИППО республиканского семинара для руководителей образовательных учреждений нового типа «Системно-деятельностный подход в рамках внедрения ФГОС НОО».
В работе МО проведена большая работа по освоению современных образовательных технологий. Все учителя обладают высоким уровнем владения педагогическими технологиями и используют их в своей работе.
1. Технология проблемного обучения – 100%
2. Технология игрового обучения – 100%
3. Технология уровневой дифференциации - 100%
4. Технология индивидуализированного обучения – 100%
5. Технология коммуникативного обучения – 100%
6. Информационные технологии – 92%
7. Развитие исследовательских навыков – 98%
8. Деятельностный подход – 90 %
9. Метод проектов – 87%
10.Технология развития критического мышления -84%
Для вашей работы, уважаемые коллеги, мы предлагаем список информационных источников к актуальным педагогическим технологиям.
Руководитель МО учителей начальных классов, «Старший учитель», Шеина Н.Н. уже 34 года учить своих детей находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, постоянно работает над самообразованием.
Считает, что проектная деятельность позволяет приобрести умения и навыки, необходимые для решения жизненных задач.Поэтому в соей работе широко использует проектную деятельность, так как она основана прежде всего на развитии самостоятельности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных задач. В 2014/2015 уч.году давала открытый урок в рамках проведения КРИППО республиканского семинара для руководителей образовательных учреждений нового типа «Системно-деятельностный подход в рамках внедрения ФГОС НОО».
Специалист высшей категории, «Учитель – методист» Мамутова М.Р. разработала программу по крымскотатарскому языку и чтению для начальной школы, которая была принята 20 мая 2015 г.и публикуется в г.Москва в издательстве «Просвещение». Задача учителя - научить ребёнка самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд занимательным, продуктивным. Передовой педагогический опыт был обобщён
Ежегодно внутри МО учителей начальных классов проходят методические и предметные недели. Младшие школьники только осваивают умение учиться. Именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Ведь недаром бытует мнение: чему научили ребенка в начальной школе, с тем он и пойдет дальше, и от этого зависит его успешность в дальнейшем.
Наши учителя, как педагоги, не просто передают знания, но и умеют пробуждать в маленьком человеке жажду познания, заинтересовать. Распознать талант ребенка и указать ему самому на тот потенциал, который заложила в него природа - задача не из легких, но при удачном ее выполнении результат обещает быть потрясающим!
Ежегодно в начальных классах проходит школьная олимпиада «Всезнайка», где ребята с удовольствием принимают участие и показывают высокие результаты. В школьной конференции «Шаг в науку» наравне со старшеклассниками принимают участие дети 3-4 классов. Ученица Колосова Д. заняла призовое место.
Наши дети принимают активное участие в районных и республиканских конкурсах.
В Крымском республиканском конкурсе юных филологов «Диалог с классиками» приняли участие в 2014 г -3 чел., в 2015 г -4 чел.
В крымском республиканском конкурсе творческих работ «Мой голос»:
2014 г-7 чел., 2015 г.-5 чел.
В районном конкурсе чтецов «Магия слова» -2 чел.
В Международном конкурсе ЭССЕ и рецензии «По ту сторону экрана»:
2014 г-3 чел., 2015 г.-2 чел.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию
3 этап. Анализ деятельности учителя.
• Обобщение опыта.
• Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.
• Самоанализ деятельности.
Диагностическая карта успешности
Таким образом, профессиональный успех педагога, прежде всего, зависит от личных качеств учителя. Как он преподносит себя детям, так они и будут его воспринимать. Умение заинтересовывать ребёнка и излагать материал так, чтобы он был понятен и интересен - эти качества присущи не каждому, но нужно пытаться их развивать. Это залог успеха.
Более того, каждый учитель должен помнить, что каждый ученик это уникальная индивидуальность и одинаковый подход ко всем не даст положительных результатов.
Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой.
И главное – мотивация. Вот тот фундамент, на котором стоит успешная деятельность любого человека, учитель, в свою очередь, не является исключением! Если вы осознанно подходите к своей работе, отдаете себе отчет в том, что именно от вас зависит будущее многих ребят, вы знаете то, ради чего трудитесь на протяжении многих лет-то вы находитесь на пути к успеху. Взаимопонимание - вот то, чего должен добиться каждый педагог!
Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, насколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.
И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло с каждым, выбравшим профессию учителя, периодически должен вспомнить очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на них я, пожалуй, и закончу свое выступление:
«В деле обучения и воспитания. Во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор. Пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.