СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Януш Корчак выдающийся польский педагог. Философские размышления".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Януш Корчак выдающийся польский педагог, погиб со своими воспитаниками в газовой камере во время второй мировой войны.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Януш Корчак выдающийся польский педагог. Философские размышления".»

Федеральная Служба Исполнения Наказаний

Федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение № 171













Доклад

на методической комиссии коллектива

в Федеральном казенном профессиональном

образовательном учреждении № 171

на тему:

«Януш Корчак выдающийся польский педагог.

Философские размышления»
















Докладчик: мастер производственного обучения, преподаватель Перминов Олег

Федорович





Соликамск, 2020.

1.Предисловие.


Уважаемые коллеги!


Сегодня я расскажу Вам об выдающимся польском педагоге Януше Корчаке и его учении, выраженного в немного философских изречения.

Когда 200 его воспитанников фашисты отправили в лагерь смерти, в Треблинку, ему предложили остаться, но он пошел со своими детьми и погиб

вместе с ними в газовой камере.



2. Основная часть


2.1.Я. Корчак: Что значит быть «добрым»?


«Я часто думал о том, что значит “быть добрым”? Мне кажется, добрый человек — это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует. Если кто-нибудь мучает лягушку или муху, такой сразу скажет:

- А если тебе так сделать?».

«Я убедился, что добра больше, в десять раз больше, чем зла… Не только человек, каждое живое существо предпочитает мир войне».



2.2.Мысленно ставить себя на место других


Человек должен уметь мысленно ставить себя на место других и таким образом корректировать свое поведение. Это непростая процедура. Очень часто люди вредят другим не по злому умыслу, а из-за своего недомыслия, в частности, из-за неумения мысленно ставить себя на место других в конкретной ситуации. Например, курильщик, зная о том, что курить вредно, всё-таки курит, не жалея не только себя, но и окружающих его людей. Почему так происходит? Потому что для курильщика удовольствие от курения перевешивает сознание вреда от этого курения. Куря в присутствии

некурящих, он не думает (или гонит от себя мысль) о том, что некурящие отнюдь не испытывают удовольствия от его курения, а, напротив, страдают. Курящий не поставил себя на место других (некурящих).








2.3.Диалектическая задача «лгать– не лгать, красть–не красть…»


Януш Корчак писал:

«60. Мой принцип:

«Пусть дитя грешит».

Не будем стараться предупреждать каждое движение,

колеблется — подсказывать дорогу, оступится — лететь на

помощь. Помни, в минуты тягчайшей душевной борьбы нас

может не оказаться рядом.

Вот свидетельство специалиста: "... если курильщик желает

окружающим добра, то ему (ей) следует дымить в отдельном

помещении. Как ни затягивайся, только 40% ядовитых веществ,

выделяющихся из тлеющего табака в сигарете или папиросе,

остаются в организме курильщика. Остальные представляют

реальную угрозу невинным людям, к несчастью, оказавшимся

поблизости"


2.4. «Пусть дитя грешит».


Когда со страстью борется еще слабая воля, пусть дитя терпит поражение. Помни: в конфликтах с совестью вырабатывается моральная стойкость.

«Пусть дитя грешит».

Ибо, если ребенок не ошибается в детстве и, всячески опекаемый и охраняемый, не учится бороться с искушениями, он вырастает пассивно-нравственным - по отсутствию возможности согрешить, а не активно-нравственным - нравственным благодаря сильному сдерживающему началу.

Не говори ему:

«Грех мне противен».

Скажи лучше:

«Не удивляюсь, что ты согрешил».

Помни:

«Ребенок имеет право солгать, выманить, вынудить, украсть. Ребенок не имеет права лгать, выманивать, вынуждать, красть».

Если ребенку ни разу не представлялся случай выковырить из кулича изюминки и тайком съесть их, он не мог стать честным и не будет им, когда возмужает…

Лжешь.

- Никогда я от тебя этого не ожидал… Значит, даже тебе нельзя доверять?

То-то и плохо, что не ожидал. Плохо и то, что безоговорочно доверял. Никудышный ты воспитатель: не знаешь даже, что ребенок — человек ».


От автора: Эти парадоксальные высказывания выдающегося педагога замечательны своей пронзительной правдой-бесстрашием.

Ведь обычная прямолинейная мораль говорит: не лги, не кради и т. д. и т. п.

А Януш Корчак утверждает как опытный педагог-воспитатель, что ребенок, молодой человек может позволить себе иногда и солгать, и украсть, и смошенничать, и принудить. Одним словом, иногда вступить в конфликт со своей совестью. Иначе он не научится моральной стойкости,

не будет активно-нравственным.

И в вопросах морали нужны прививки (вакцинация небольшими дозами дурного), чтобы выработать у человека иммунитет против сильного дурного влияния.

Здесь, правда, есть проблема: какой должна быть доза дурного для вакцинации? Ведь с этим попустительством-оправданием можно попасть в ситуацию, описанную Эзопомеще две с половиной тысячи лет назад:

«Мальчик-вор и его мать».

Мальчик в школе украл у товарища дощечку и принес матери. А та не только его не наказала, но даже похвалила. Тогда в другой раз он украл плащ и принес ей, а она приняла это еще охотнее. Время шло, мальчик стал юношей и взялся за кражи покрупнее. Наконец поймали его однажды с поличным и, скрутив локти, повели на казнь; а мать шла следом и колотила себя в грудь. И вот он сказал, что хочет что-то шепнуть ей на ухо; подошла она, а он разом ухватил зубами и откусил ей кусок уха. Стала мать корить его, нечестивца: мало ему всех его преступлений, так он и родную мать еще увечит! Перебил ее сын: «Кабы наказала ты меня, когда я в первый раз принес тебе краденую дощечку, — не докатился бы я до такой судьбы и не вели бы меня сейчас на смерть».


Басня показывает: если не наказать вину в самом начале, она становится все больше и больше.



Использованная литература 1. Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М., 1986.,

2. Корчак Я. «Как любить ребенка». М., 1990. С. 141-142.